РИГА, 6 ноя - Sputnik. Куртс Брушевичс на портале Austsaule.lv размышляет о непростых вопросах. По его наблюдениям, есть в Латвии часть общества, которая время от времени поднимает хорошо плаченный и информативно поддерживаемый шум о якобы правящей в Латвии "гомофобии". Но он предлагает окунуться в другую, актуальную для Латвии проблему — этнофобию. О чем это? А вот и не угадали.
Латыши, которые ненавидят свой народ
По убеждению автора, этнофобия — это иррациональный страх перед своей национальностью. Ей свойственны такие проявление, как принижение своих соотечественников, осмеяние национальных ценностей, стереотипы о собственной нации (например "жадные латыши" против "широких душ" из России). Но главное — этнофобия представляет серьезные риски существованию государства!
Парадоксально, как этнофобская вражда к своей национальности переплетается с нектиричным воспеванием других наций. С унизительным подтекстом.
Недавно в соцсетях был популярным тезис, что главный противник вакцинации - "средний латыш", и его поношение стало делом чести каждого прогрессивного нравоучителя. Однако после сообщений, что в больницы в основном попадают преклонного возраста русскоязычные, риторика полностью сменилась. Оказалось, что непривитые — это жертвы националистов, которые не обеспечили информацию на русском языке.
Да, в фантазиях этнофобов латвийские русскоязычные за 30 лет совсем не научились латышскому и в отсутствии политики двуязычия ничего на слышали о COVID-19… Серьезно?
Автор делает два вывода: 1) У этнофоба всегда виноваты представители коренной нации, к которым он сам же и принадлежит. 2) Представители других национальностей у него всегда их жертвы, которых надо спасать. Это последнее обстоятельство фактически унижает умственные способности представителей иных национальностей.
Другой пример — для медиков денег не хватает, но одной организации нацменьшинств государство внезапно находит 40 миллионов евро. (Речь идет о компенсации за отобранное в Холокост имущество евреев - прим. ред.).
Как получилось, продолжает Брушевичс, что деньги на содержание нелегальных мигрантов всегда находятся, а сами латыши продолжают страдать от социальной несправедливости?
Тенденция одна — этнофоб ненавидит свой народ и максимальное количество ресурсов хочет направить группам "жертв". За этой чуждой моралью стоит еще один страх. Страх принять персональную ответственность.
Принадлежность к своему народу означает реальную ответственность перед своими близкими. Ответственность перед прошлыми и будущими поколениями. Перед традициями и культурными ценностями, которые нужно сохранять и передавать дальше. Принадлежность общине угрожает эго этнофоба — он хочет чувствовать себя уникальной снежинкой, а совсем не лишь частью от общего, когда персональность и характер в большой мере формируются принадлежностью к своему народу.
Этнофобам нравится идея о "конце истории" и народе, как "социальном конструкте". Противоречие между "настоящими народами", которыми являются этнические меньшинства, разнообразие которых надо праздновать и "не настоящими", которые являются основными нациями Европы так очевидно, что его могут не видеть только фанатики.
Иностранные этнофобы ощущают чувство вины за свои "привилегии", как европейцев. За колониализм и системный расизм. Для них нация существует только в преступном контексте.
Но сама их деятельность преступна — декультуризация нации, уничтожение идентификации и желания сопротивляться, практический результат чего — физическое замещение коренного народа другими народами. Этнофобия и космополитизм - первый шаг к этноцидцу. Так давайте же будет не этнофобами, но этноцентристами, призывает автор. Быть среди своих — ключ к счастью любого здорового индивида и народа.
По капле выдавливать из себя русификацию
Продолжает тему председатель латвийского парламента Инара Мурниеце, давшая интервью Latvijas Avīze.
Она сетует, что в Латвии до сих пор ощущаются последствия русификации советского "оккупационного режима" — требования знания русского языка даже там, где они не нужны на рынке труда.
Язык — символически объединяющий элемент. И спикеру до сих пор не ясно, как государственные должностные лица с жителями своего государства, например, давая интервью в общественных СМИ, говорят на русском!
Мурниеце всячески осуждает то, что в стране еще мала та часть общества, которая не считает переход на иностранный язык само собой разумеющимся и не осуждает такую практику. Ведь президент Латвии называет это предательством со стороны самих латышей.
Говорить с представителями других наций, живущих в Латвии, на латышском языке — значит включать их в наше общее информационное пространство. Удивительно позитивны результаты исследования Агентства госязыка — 94% русских Латвии, по их собственной оценке, могут общаться на государственном языке.
"Так давайте же уважать навыки латвийских русских в латышском языке и не станем переходить в разговоре на русский! - Призывает начальник Сейма. Хотя у многих есть ожидания, что в условиях пандемии власти будут общаться на двух языках. - Давайте гордиться своим языком! Латышский язык — красивый язык, это наша общая ценность".
Корреспондент делится своим опытом и опытом своих знакомых, когда русские становятся агрессивными, если с ними говорят по-латышски. А латыши — народ миролюбивый и не хотят конфликта, поэтому и переходят на русский.
Мурниеце рассказывает, что в свое время, когда жила в серийной многоэтажке, если соседи заговаривали с ней по-русски, она очень любезно и последовательно отвечала на латышском.
Сначала была неприязнь, но затем русские стали сами здороваться с ней на государственном — labdien, labvakar! Доброжелательным отношением можно многое сделать. И теперь эти люди общаются с Мурниеце на латышском, даже делятся рецептами блюд и местными новостями!
То, что происходит в Латвии -это ГУЛАГ
"Ситуацию в Латвии в психологическом смысле можно сравнить с лагерем ГУЛАГа. Заключенные деморализованы и, конечно, не верят охране лагеря. А если надзиратель в этом лагере скажет, вот, этот человек крадет у вас хлеб, остальные кидаются на него и разрывают на куски. Это то, что происходит сейчас в Латвии", - такими словами в беседе с Neatkarīgā ситуацию в Латвии описал проживающий во Франции латвийский юрист, доктор юридических наук Юрис Рудевскис.
"Я наблюдаю за тем, что происходит в Латвии и других местах в мире. Ситуацию можно описать одним словом – кошмар. Есть страны, где этот кошмар почти не ощущается, есть страны с более высокой или низкой градацией этого кошмара, но в Латвии кошмар действительно идет на рекорды.
Как думаете, что сказали бы люди еще десять лет назад (не говорят о периоде Атмоды), если бы мы показали им, что происходит сегодня? Они бы просто не поверили. Они подумали бы, что это какая-то гипертрофированная и совершенно безумная пародия на труды Франца Кафки. В отдельных местах Кафка просто "отдыхает", ошеломленный сегодняшней действительностью.
Никто не мог бы представить, что мы живем в обществе, где личность человека, человека как такового будут оценивать по факту его согласия (или несогласия) вводить в организм какую-то жидкость.
В этом случае не важно, насколько это научно обоснованно (или необоснованно) с точки зрения современного научного знания, поскольку научные данные постоянно меняются и развиваются. Я оставляю этот вопрос ученым. Но давайте задумаемся, насколько это страшно: гражданская и профессиональная лояльность человека все больше измеряется не доверием к свободной Латвии, латышскому языку, красно-бело-красному флагу - таким ценностям и идеалам, за которые умирали латышские стрелки и из-за которого в 1991 году люди стояли на баррикадах, - но в зависимости от того, позволяет ли он без лишних вопросов вводить себе какую-то медицинскую субстанцию.
Это само по себе звучит ужасно; до недавнего времени я думал - подобное может случиться только в антиутопических романах и фильмах. Если мы позволили это, то что мы позволим в следующий раз? К сожалению, никогда нельзя недооценивать потенциал человеческого абсурда…
Те же, кто оспаривает такой порядок вещей или пытается задать конструктивные вопросы, автоматические становятся "врагами народа"", - поделился он.
Его дополняет в своей колонке и публицист NRA Бенс Латковскис.
Он пишет, что даже после успешного преодоления пандемии латыши изменятся, так как перекодировали свой ДНК убеждением, что этот народ можно изменить к лучшему только наказанием и битьем...