РИГА, 4 ноя — Sputnik, Алексей Стефанов. В 2010 году бывший президент Латвии Валдис Затлерс начал крестовый поход против олигархов и впервые в истории Латвии распустил Сейм. Среди тех, против кого выступил глава государства, был и Айнарс Шлесерс. К тому времени он уже полтора десятка лет находился в большой политике: четырежды избирался в Сейм, был министром экономики, сообщения, вице-премьером, вице-мэром Риги и председателем правления Рижского свободного порта.
План Затлерса сработал, и в 11-й Сейм Шлесерс с однопартийцами не попал, на много лет выпав из повестки. Но летом этого года Шлесерс вернулся, заявив, что пришло время спасать страну, и учредил политическую партию "Латвия на первом месте" (Latvija pirmajā vietā). В сентябре партия была зарегистрирована.
Хочу сплотить латышей и русских
Почему Айнарс Шлесерс решил вернуться в политику и устраивает акции, выводит людей на улицы? "Когда в стране все более-менее нормально, многие не хотят заниматься политикой, но когда ты видишь, что в этом году мы достигли 15 миллиардов евро внешнего долга, а в следующем будет 17 миллиардов, и сегодняшнее правительство вообще не предлагает концепции развития страны, только жить, занимая новые деньги, увеличивая внешний долг, то это ничего хорошего не обещает в будущем. И если ты думаешь о своих детях, внуках, то сидеть сложа руки уже просто не можешь", - пояснил Айнарс Шлесерс.
Политик отметил, что возвращается в политику не один, а "с сильной командой профессионалов, которых собрал вокруг себя". Уже при создании партии была названа основная часть потенциального кабинета министров, возглавит который сам Шлесерс, а на пост президента номинирована депутат Сейма Юлия Степаненко.
"И это было воспринято очень хорошо населением, в том числе латышами. Многие мне говорили: а ты не боишься, все-таки у нее такая фамилия? На это я отвечал: не боюсь, Юлия для латышей сегодня – "наша Юля". Так же, как и для русских. Она не делит граждан на правильных и неправильных. И это был верный выбор, потому что никто больше ее не критиковал именно из-за фамилии, национальности, из-за того, что на пост президента у нас планируется женщина. Юля – это часть народа", – поясняет Шлесерс.
В то же время он утверждает, что действующий президент Латвии Эгилс Левитс не является частью народа. "Его не интересует, как живет народ, он просто не понимает этого, потому что всю жизнь прожил в западной части Европы и приехал сюда как гастарбайтер. Так же, как и наш премьер-министр Кариньш".
Шлесерс заявляет, что для него очень важно, что Юлия Степаненко может объединить латышей и русских. "И хватит уже русскоязычным избирателям голосовать за партию "Согласие" – люди в ней разочарованы, – уверен Шлесерс. – Они 30 лет голосуют, и все время их избранники находятся в оппозиции. Получается, 30% населения все время голосует за оппозицию. А я хочу сплотить латышей и русских, чтобы мы выиграли выборы, получить большинство и формировать правительство".
Политик напоминает, что в свое время помог русскому начинающему политику Нилу Ушакову стать мэром Риги, а на этот раз хочет помочь русскому депутату Юлии Степаненко стать президентом Латвии. "Получилось в прошлый раз, выйдет и в этот", – говорит он.
При этом в программе партии записано, что выборы президента должны стать всенародными. "Мы хотим изменить Конституцию, чтобы дать народу право избирать главу государства, а не партиям, прошедшим в Сейм".
Мы должны иметь хорошие отношения с Россией
Айнарс Шлесерс уверяет, что, когда его партия получит власть в стране, Латвия начнет выстраивать двусторонние отношения со всеми странами мира, в первую очередь с партнерами – американцами и европейскими странами – с Германией, Францией, Великобританией, Испанией, Италией, со Скандинавией самостоятельно, без посредничества Брюсселя.
"Потому что двусторонние экономические отношения надо выстраивать напрямую. И не только с Европой, но и с нашими восточными соседями – особенно с Россией, так же, как это делает Финляндия. Мы должны иметь хорошие отношения с соседями, и не имеем права вмешиваться во внутреннею политику России, это право только граждан Российской Федерации. То же самое с Беларусью. Соседей мы не выбираем, они даны нам богом. И несмотря на то, что кому-то что-то не нравится, эти отношения надо выстраивать", – говорит Шлесерс.
Он поясняет, самое главное – сесть за стол переговоров с Россией. И такие встречи должны происходить на самом высоком уровне – на уровне президента и премьера. "Я уверен, что мы можем договориться по многим вопросам. У нас в народе говорят, отвечая на вопрос, как должны жить соседи: давайте не гавкать друг на друга. Если мы соседи, ну зачем нам ругаться все время? Я думаю, мы можем договориться и не ругаться", – уверен политик.
"Также мы уберем из черного списка всех, кто там оказался, в частности певцов, деятелей культуры. То, что сейчас происходит с латвийской стороны, когда Газманов, Валерия, Лепс и другие звезды не могут въехать к нам в страну, – это чистая провокация сегодняшнего МИДа Латвии. Я считаю, что это неприемлемо. Конечно, кто-то из латвийцев также был включен черный список с российской стороны. Об этом всем мы и договоримся", – не сомневается Шлесерс.
Говоря о предпринимателях двух стран, политик отметил, что малый и средний бизнес от сотрудничества Латвии и России только выиграет, если "мы сможем упростить пересечение границы". И тут же добавляет, что сделать это вполне реально. В том числе "будем давать многократные визы, чтобы люди чаще ездили".
"Финляндия является для нас хорошим примером, переговоры Москвы и Хельсинки ведутся на уровне президентов и премьеров", – отмечает Шлесерс.
С Россией, но не против Брюсселя и Вашингтона
Зная, в каких отношениях находятся Латвия и Россия сейчас, планы Шлесерса звучат утопически, однако он заверяет, что все получится, главное – "выиграть выборы".
"Потому что мы придем с хорошей командой, в которой будут профессионалы – латыши и русские, сплотим жителей страны. Вопрос нахождения во власти у нас не будет связан с тем, кто твои родители, какие у тебя корни. Все граждане Латвии одинаковы. Если ты профессионал, у тебя будет возможность вступить в нашу партию, стать депутатом, министром, президентом и так далее. В нашей программе 50 пунктов, и один из них, как я уже сказал, выстроить хорошие отношения со всеми соседними странами – с Россией, Беларусью и, конечно, странами Евросоюза", – говорит Шлесерс.
В качестве примера прямых хороших отношений между странами он приводит личный опыт. Когда Шлесерс был министром сообщения, он многократно встречался с министром транспорта РФ Игорем Левитиным.
"Мы встречались в Москве, в Сочи, в Петербурге. Он многократно приезжал в Ригу. Это были нормальные двусторонние отношения. Сегодня таких отношений между Латвией и Россией нет. Но они должны быть на уровне президента и премьера. И никто нам не сможет запретить нормальные соседские отношения", – говорит собеседник.
В то же время Шлесерс оговаривается, что "если какие-то важные вопросы будут приняты в Брюсселе и Вашингтоне, то придется подстраиваться – мы же являемся частью Евросоюза. Но и Россия от нас не ждет, чтобы мы делали что-то вопреки Брюсселю и Вашингтону, это нереально".
Ждать ли Латвии "прыжка балтийского тигра"
"У нас есть и много других вопросов, которые нужно решать. Латвия за последние 30 лет потеряла около миллиона своих жителей. Демография, увы, сейчас показывает печальные цифры – людей больше умирает, чем рождается, многие уезжают. Молодежь хочет сразу, уже сегодня, жить хорошо – в других странах ЕС им дают такую возможность, в Латвии – нет. Поэтому мы должны поддерживать молодые семьи, многодетные семьи. У нас разработана программа, как мы будем это делать. Для этого и нужно правительство профессионалов", – говорит Шлесерс.
В начале 2000-х годов в составе официальной делегации Латвии во главе с тогдашним президентом страны Вайрой Вике-Фрейбергой мне довелось полететь в Ирландию, где мы много говорили с Айнарсом Шлесерсом – тогда вице-премьером – о так называемом "Прыжке кельтского тигра". К 1990-м годам Ирландия после десятилетий нищеты и потери населения неожиданно расцвела. Основой ирландских реформ стало резкое снижение налогов, устранение административных барьеров на пути капитала и огромные вложения в человеческие ресурсы. Иностранные инвестиции превратили исключительно аграрное государство в одного из крупнейших в мире экспортеров высокотехнологичной продукции.
По иронии судьбы Ирландия стала первой страной, куда поехали тысячи латвийцев в поисках лучшей жизни после вступления Латвии в Евросоюз в 2004 году. Шлесерс вспомнил эти наши разговоры и твердо заявил, что у него есть план, как это устроить в Латвии.
"Мы создадим банк национального развития, станем поддерживать местный бизнес, но в то же время будем привлекать инвесторов из других стран. Как вы помните, в 2008–2009 годах, когда был мировой финансовый кризис, именно благодаря моей инициативе был изменен закон, и мы начали предлагать виды на жительство в обмен на инвестиции. Через эту программу в нашу экономику буквально в течение четырех-пяти лет пришло 3,5 миллиарда евро. То же самое я сделал с аэропортом, когда привлек к нам авиакомпании-лоукостры – началась конкуренция, снизились цены, были открыты многие рейсы", –добавляет политик.
Но за последние года национальные партии и программу ВНЖ практически свернули, лишив страну денег. И аэропорт перестал развиваться теми темпами, что еще десять лет назад задумал Шлесерс. Правда, в последнем случае причиной стала еще и пандемия.
Вернуть желание избирателей голосовать
Шлесерс отмечает, что на прошлых выборах в Сейм участвовало только 34% населения. А результаты по регионам страны, особенно по Латгалии, показывают, что там показатель и того меньше – только 25%.
"Мы должны сделать все возможное и невозможное, чтобы те люди, которые сейчас вообще не верят политикам и не ходят на избирательные участки, пришли и проголосовали. А сегодняшняя власть, думаю, сама сделает все для того, чтобы мы выиграли предстоящие выборы", – смеется политик. Потому что чем больше они будут принимать разных решений, тем больше народ захочет от них избавиться, поясняет собеседник.
"Потому что режим Кариньша - Левитса просто надоел людям. Они готовы голосовать за любые другие силы, только не за них. Но и не за оппозицию в парламенте. Вот есть Союз зеленых и крестьян и "Согласие" – они же тоже куплены сегодняшним правительством. Вы посмотрите, сейчас, когда мы с народом выходим на разные митинги, там же нет этих партий, которые сидят в оппозиции в парламенте. Им выделили деньги, которые поделили между партиями. У них все хорошо, они просто боятся митинговать, чтобы не потерять все это. А нам терять нечего", – заключает Шлесерс.