Сегодня правительство Латвии приняло решение об обязательной вакцинации против COVID-19 врачей, педагогов и социальных работников.
Власти испугались референдума
Изначально такое решение планировалось оформить в виде закона. Состоялось даже первое чтение в Сейме. Однако выяснилось, что более трети депутатов настроены против.
Это означало, что в случае принятие закона парламентом, оппозиция может вынести вопрос на всенародное голосование. Учитывая настрой общества, вероятность поражения правящих партий на референдуме была очень велика.
Поэтому президент Эгилс Левитс предложил простой и циничный выход из ситуации: изъять из компетенции Сейма вопросы, так или иначе связанные с пандемией. Главные — перепоручить правительству, второстепенные — перебросить на самоуправления.
Что, собственно, и произошло. Решение о принудительной вакцинации врачей, учителей и соцработников будет оформлено правилами кабинета министров, которые на референдум не вынесешь. Во всяком случае, юридически это сделать намного сложнее.
Можно обратиться в Конституционный суд, но такой путь, в отличие от референдума, скорее всего, обречен на неудачу.
Со стороны депутатов Сейма протестов по поводу утраты полномочий не слышно. Возможно, они сами рады, что с них сняли ответственность за принятие непростых решений.
Недоказанная гипотеза
Принудительная вакцинация — это нарушение прав человека. Но оно может быть обоснованным. В интересах общего блага иногда приходится игнорировать права индивидуума.
Поэтому важно понять: является ли в данном случае нарушение прав человека обоснованным?
Врачей, педагогов и социальных работников объединяет то, что они контактируют с большими группами людей. Предполагается, что, не будучи вакцинированными, они представляют угрозу для этих групп людей. Могут их заразить. Тогда как вакцинированный врач, педагог и социальный работник такой угрозы не представляет.
Научные исследования показывают, что у полностью вакцинированных, если они заболевают, вирусная нагрузка (количество вирусных частиц в выделениях, в том числе в слюне) ниже, чем у невакцинированных.
Однако отсюда вовсе не следует однозначный вывод, что привитые реже заражают окружающих. Пока ученые дают только приблизительные оценки. Преобладает такая: вероятность того, что заболевший привитый человек кого-то заразит, вдвое меньше, чем если бы на его месте был заболевший непривитый.
Вдвое — это не в 20 и не в 200 раз. И даже это "вдвое" пока остается гипотезой.
Реальная история
Но эпидемия — это не только про биологию. А еще и про социум. Не только вирусная нагрузка важна. Важно, как выстроена жизнь в обществе для разных групп населения.
Вот реальная история, которая произошла недавно.
Два рижских бизнесмена отправились на деловую встречу в один из городов Курземе. Один — привитый, другой — нет.
Через пару дней, когда бизнесмены уже находились в Риге, им позвонили и сообщили, что один из участников той деловой встречи заболел. Непривитому рижанину, как контактному лицу, было предписано отправиться на двухнедельный карантин. Что он и сделал, как человек законопослушный.
А что же его привитый коллега? Он тоже законопослушный, но его не отправили на изоляцию. Потому что таковы правила кабинета министров. Согласно этим правилам, привитый от коронавируса не может быть признан контактным лицом. Он только обязан сделать тест в течение недели.
В итоге привитый бизнесмен сделал тест на седьмой день. Тест оказался положительным. За предыдущие дни он успел заразить двух человек в своем рижском офисе.
К счастью, для всех все закончилось хорошо. Никто не попал в больницу и тем более не умер.
Нужна открытая дискуссия
Эта история показывает, что вакцинированный может являться более эффективным переносчиком инфекции, чем невакцинированный. Пусть у вакцинированного вирусная нагрузка в случае заболевания в два раза меньше, зато контактов у него может оказаться в десятки раз больше.
Привитый учитель может с тем же успехом заразить учеников, что и непривитый. То же касается врачей и социальных работников. Поэтому я не вижу рациональных оснований для принуждения к вакцинации представителей этих профессий. Считаю это необоснованным нарушением прав человека.
Если мой вывод неверен, то пусть президент и министры, настаивающие на обязательной вакцинации, его опровергнут. В открытой полемике с представителями альтернативной точки зрения. Такова работа политика — побеждать в полемике, а не отмахиваться от оппонента, как от назойливой мухи.
Пока получается так, что решения, подрывающие демократическую систему ценностей, принимаются на основе недоказанных гипотез и обывательских эмоций, подогреваемых пропагандой.