РИГА, 18 июн - Sputnik. Президенты России и США провели переговоры в Женеве. Казалось бы, при чем тут Латвия? Но латвийские власти занервничали. Почему?
В еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин говорят о значении этой исторической встречи для Латвии, а также обсуждают арест депутата "Согласия" Яниса Адамсонса и новый "праздник легионеров СС".
Напомним, что перед встречей российского и американского лидеров в Женеве президент Латвии Эгилс Левитс посоветовал Байдену продемонстрировать, что Америка "сильна, и что у нее есть два источника силы". И эти источники, по словам Левитса, военная мощь, так как "ясно, что у США и НАТО вместе гораздо больше настоящей военной мощи, чем у России", а также есть политическая воля использовать этот военный потенциал, если в этом будет необходимость.
Левитс также заявлял, что Байден очень опытный политик и может сказать: "Президент Путин, остановитесь, ни шагу дальше!"
Почему Латвию так взволновала эта встреча? Неужели латвийские власти действительно боятся пакта "пакта Путина - Риббентропа"?
Развилка холодной войны
Линдерман отмечает, что ситуация в отношениях РФ и США подошла к развилке - либо две страны продолжат двигаться по пути холодной войны, либо начнется выход из этой ситуации. Что-то на подобии той разрядки, которая случилась когда-то в семидесятые годы. Причем, как указывает Линдерман, не важно, какой у руля президент. Потому что та разрядка стартовала при американском лидере, который был рьяным антикоммунистом.
Напомним, что в 1972 году состоялся визит в Советский Союз президента США Ричарда Никсона. Он и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписали тогда договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение, в соответствии с которым количество пусковых установок и баллистических ракет обеих сторон ограничивалось на том уровне, на котором оно находилось в 1972-м.Таким образом был взят курс на потепление отношений между странами.
Линдерман считает, что на данном этапе те сообщества, которые правят США - военное, разведывательное, финансовое, подготовили, вероятно, какие-то данные, которые говорят о том, что путем эскалации напряженности Россию не победить.
Поэтому публицист отмечает, что встреча, которая состоялась по инициативе американцев, была нацелена на то, чтобы на каких-то условиях, безусловно, тех, что не оставят США за бортом, двинуться по пути разрядки хотя бы на некоторых направлениях - хотя бы в том, что касается контроля вооружений.
Ночной кошмар латвийских властей
Если отношения пойдут по пути разрядки, то это может вызвать панику в стане латвийских властей, обращает внимание публицист.
"Не потому, что они думают, что американцы сделают широкий жест из серии - забирайте Прибалтику. Никто этого не сделает, более того, России это не нужно. Но проблема состоит в том, что если улучшатся отношения России и США, потеряет востребованность такой важный для Латвии идеологический товар как русофобия. То есть антироссийская истошная позиция в каждом вопросе перестанет быть востребованной со стороны сильных западных держав", - пояснил Линдерман.
Он отметил, что русофобия - это такой товар для Латвии, который заменяет им транзит. Этот товар, пока идет холодная война, ликвидный и высокорентабельный. И пока он есть, латвийские власти понимают, что их не бросят. Потому что в общей антироссийской политике они - члены клуба, задиристый передовой отряд в общей антироссийской риторике.
Но если эта антироссийская политика придет к концу хотя бы на какое-то время, как уже бывало в истории, и перейдет к какой-то более прагматической линии, то огромное количество людей в Латвии станут невостребованными, отмечает публицист.
"Пока что, в обстановке конфликта, даже самые идиотские идеи латвийских властей могут быть востребованы. Если наступит прагматическая эпоха, то сами американцы потребуют убрать русофобов и поставить на их место тех людей, которые могут говорить с русскими", - заметил публицист.
Что касается самой встречи Путина с Байденом, то здесь Линдерман отмечает, что на его взгляд, американская администрация все же нацелена на какие-то изменения в отношениях.
При этом публицист подчеркивает, что не нужно думать, что прибалтийские политики, включая латвийских, будут сидеть сложа руки. И если они вдруг почувствуют, что складываются какой-то мир между двумя сверхдержавами, они предпримут какие-то действия.
"Действия эти могут быть даже выходящими за рамки, чтобы сломать процесс. Они могут пойти на скандальные какие-то вещи, чтобы поставить своих "хозяев" в такую ситуацию, что с Россией дружить нельзя. Потому что решается вопрос об их судьбе. Но это один из вариантов. Может быть и плохой вариант, что продолжится дальнейшая эскалация напряженности, что латышские власти вполне устроит", - обращает внимание Линдерман.
Провокация перед встречей в Женеве?
Параллельно с событиями, разворачивающимися на мировой политической арене, Латвия продолжает нагнетать. По делу о шпионаже в пользу России был задержан и арестован депутат Сейма от партии "Согласие" Янис Адамсонс.
В документе Службы госбезопасности (СГБ) указаны 43 эпизода, по которым подозревают Адамсонса. При этом депутат работает в парламентской комиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, и у него нет доступа к гостайне.
Сам Адамсонс заявил, что не имеет ни малейшего понятия, что ему инкриминируется.
Кроме того, 9 июня в аэропорту Рига был задержан гражданин России Г. В. Силонов 1963 года рождения. В СГБ сообщили, что его задержали "в рамках уголовного процесса, находящегося в делопроизводстве Службы государственной безопасности ЛР".
"Власти могли бы вообще не сливать эту информацию в прессу, по крайней мере какое-то время, поэтому интересно, что это было сделано накануне встречи в Женеве. Возможно, целью было показать, что Россия шпионит и что Путину нельзя доверять", - предполагает публицист.
Что касается дела Адамсонса, который на данный момент находится в тюрьме, то тут Линдерман напоминает, что до 2016 года шпионаж в Латвии определялся как передача секретных сведений иностранной разведке. И в латвийском Уголовном законе это было именно так и сформулировано. Но с 2016-го понятие шпионаж было расширено до логической размытости. То есть сейчас там может быть любая иностранная организация - редакция, фонд, даже общество шахматистов или кролиководов.
"То есть, к примеру, с человека взяли подписку, что он не может разглашать информацию о зарплате, а он взял и рассказал российскому профсоюзу, что, мол, посмотрите, как у нас тут начальники жируют. Это может стать формальным основанием для того, чтобы завести статью о шпионаже. И арест возможен вполне. Потом есть такой момент про посредника. Если какой-то российский разведчик использует, допустим, нашу передачу, чтобы составить отчет для своего начальства, то можно будет эту передачу представить как посредника для поставки информации. И не нужно думать, что я говорю полную чушь. Тут остается только доказать умысел. Почему я это говорю? Потому что подозреваю, что у Адамсонса может быть подобная ситуация. Возможно", - поясняет Линдерман.
С учетом того, что Адамсонс бывший офицер погранвойск, наверняка у него остались какие-то друзья в России. Он мог что-то обсуждать с ними, при этом сообщая только открытую информацию. Но по новому закону даже открытая информация, если она передается офицеру иностранных спецслужб, может превратиться в шпионаж.
"Получается, что общение любого человека с иностранцем определенного ранга можно квалифицировать как шпионаж" ,- отмечает публицист.
Шокирующая пустота истории
Тем временем комиссия Сейма Латвии по правам человека и общественным делам во втором и окончательном чтении поддержала признанные срочными поправки к закону "О праздничных, памятных и отмечаемых днях", предусматривающие введение новых памятных дат.
Планируется ввести День памяти вооруженного сопротивления национальных партизан, День памяти движения национального сопротивления, День памяти трагедии 21 ноября 2013 года, а также День государственного языка.
День памяти вооруженного сопротивления национальных партизан хотят отмечать 2 марта. Эта дата приурочена к событиям 1945 года, когда 2 марта в Вилякской волости (бывшей Абренес) на островах Стомпакского болота произошла крупнейшая битва с участием латышских национальных партизан.
Так, 17 марта планируется ввести День памяти движения национального сопротивления, поскольку именно в этот день в 1944 году Латвийский центральный совет под руководством Константина Чаксте закончил сбор подписей для меморандума, в котором от имени латышского народа требовалось фактическое восстановление независимости Латвии. В этот день планируется призывать чтить и вспоминать участников движения сопротивления.
21 ноября может стать днем памяти трагических событий 21 ноября 2013 года в Риге, когда под обвалившейся кровлей торгового центра Maxima погибли 54 человека.
15 октября предложено отмечать День государственного языка. В этот день в 1998 году Сейм утвердил в 4-й статье Конституции латышский язык как государственный язык Латвийской Республики.
Линдерман считает, что основная причина продвижения этих дат заключается в том, что латвийская история шокирующе пуста и ее надо чем-то заполнить. Это с учетом того, что был отвергнут весь "красный" период истории Латвии. Если бы в Латвии не отвергли этот период, все было бы гораздо проще, отмечает публицист.
История это как некая сцена, на которой надо, чтобы все время происходили какие-то события, поясняет Линдерман. И "красная" история Латвии очень насыщенна, но она не нужна, она враждебна.
"Она враждебна для властей Латвии, потому что очень тесно связана с Россией. И там вообще никак нельзя ничего разорвать - это единый процесс. Поэтому ее надо отринуть, найдя такие факты, которые укажут на то, что Латвия боролась против СССР и где-то даже возражала против нацистской Германии. Правда, с последним - беда.
И еще один момент называет Линдерман. Это желание властей затушевать 16 марта. Поэтому день легионера СС прикрыли аж двумя праздниками - с двух сторон.
"На Западе о латвийском 16 марта сложно говорить. И я думаю, что тут, возможно, и есть какая-то инициатива Левитса. Хотя он радикальный националист, но одновременно он имеет опыт и понимание, что легионеры СС - это плохо. И нигде про это нельзя сказать, ни на одной международной встрече не объяснишь, что легион СС, который 16 марта вспоминают в Риге, это не тот легион СС, который нацистский, а хороший такой, латышский. Это запутанное объяснение не примут на Западе. Поэтому "праздник" с двух сторон слегка задавили, чтобы он как бы растворился между другими праздниками, не отсвечивал", - разъяснил публицист.
"Коричневый" оттенок истории Латвии
Со вторым марта, по словам Линдермана, тоже очень негладко. В этот день, согласно статьям латышских историков, произошла крупнейшая битва с участием латышских национальных партизан.
"Хочу напомнить, что это было 2 марта 1945 года, не 46-го или 47-го, когда можно было бы интерпретировать борьбу национальных партизан с новой "советской оккупацией". Но нет, это было тогда, когда еще шла война с нацистами. И они были частью нацистских вооруженных сил эти партизаны. Это была немецкая агентура, к которой добавились какие -то местные люди. Получается, это опять нацистский праздник", - поясняет Линдерман.
Он подчеркивает, что тогда действительно произошел бой, в котором погибли несколько десятков человек с обеих сторон, но победа латышских партизан не была такой сокрушительной.
Да, подтверждает публицист, действительно у них был крупный лагерь. И на момент боя там было порядка 350 человек. Военное руководство со стороны "противника" недооценило силы лагеря, и в итоге они оказались равны, а обороняющиеся, как водится, получили преимущество.
Но дело не в этом, заключает Линдерман, а в том, что все сводится к одной задаче латышских властей - насытить историю Латвии героизмом.
"Или жестко-коричневым, как 2 марта, или таким бледно-коричневым, как 17 марта", - подчеркивает публицист.