Шок для националистов: 9 мая люди хлынули к памятникам советским воинам по всей Латвии

Кто придумал наглый и глупый ход с закрытием доступа к памятнику Освободителям Риги? Какой эффект в итоге получили люди, решившие изолировать русских от Дня Победы? Линдерман и Губин обсуждают самые громкие события
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 14 мая — Sputnik. После продолжительного перерыва публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин возвращаются к обсуждению самых громких и резонансных событий в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
В прошлые выходные Латвия отмечала День Победы. Причем, несмотря на все козни и происки, страна действительно отмечала этот праздник. Тысячи людей приходили возлагать цветы к памятнику Освободителям Риги, хотя с самого утра 9 мая власти ограничили доступ к монументу, оставив за забором пришедших отдать дань Великой Победе.

Русские за забором?

Изначально рижские власти планировали вовсе закрыть доступ к памятнику, ссылаясь на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию с COVID-19. Но эта идея встретила волну возмущения. Представители "Согласия" и Русского союза Латвии в Рижской думе принялись заверять рижан в том, что постараются разрешить ситуацию. И действительно, депутату Рижской думы от фракции РСЛ Якову Плинеру удалось договориться с мэром Риги Мартиньшем Стакисом о том, чтобы доступ к памятнику 9 мая был свободным.
Видео
День Победы у памятника Освободителям Риги
Радовались, правда, недолго. В День Победы люди, пришедшие возложить цветы с утра, обнаружили, что монумент обнесен специальным ограждением, и цветы к его подножию не положишь. Для цветов установили специальные столики. Людям надо было подходить к столикам и класть цветы на них, а оттуда их потом забирали работники Rīgas meži и уже раскладывали возле памятника.
При этом вряд ли такая мера могла пойти на пользу эпидемиологической ситуации, потому что вместо того, чтобы подойти к памятнику, спокойно положить цветы и уйти, людям приходилось толпиться в очереди. Так что теория рижских властей о спасении от ужасов пандемии тут не работала. Зато было ясно, что оградить людей пытаются не от COVID-19, а от Дня Победы. Или идея была в том, чтобы показать русским, что их место за забором?
Впрочем, очень сильно на тему возложения цветов к памятнику Освободителям Риги возмущались представители Нацблока, так что, может быть, рижские власти провернули трюк в стиле - и нашим, и вашим, дав русским возможность почтить память советских воинов и в то же время показав им, что не все так просто, на радость националистам.
С этих событий и начали свой диалог Линдерман и Губин. Кто придумал такой "хитрый" ход с забором, с какой цель и чего в итоге сумел добиться этот "выдумщик"?
"Сатанинская пентаграмма": нацпатриоты в соцсетях пожаловались на красную звезду
"Я думаю, что латвийские власти хотели как хуже, но получилось как всегда, а может, даже и лучше. Да, людям фактически был воспрещен поход к памятнику для возложения цветов, но эту функцию взяли на себя государственные муниципальные служащие. И даже сотрудники полиции выступили, можно сказать, волонтерами "пятой колонны". Людей пришло много. И еще очень яркий эпизод - это то, что ночью у памятника из цветов выложили замечательную красную звезду, которая привела в бешенство национал-радикалов, а меня очень порадовала. И я думаю, что важно еще и то, что какая-то часть людей не пошла к памятнику Освободителям, а хлынула возлагать цветы к региональным воинским захоронениям", - поделился Линдерман.
Линдерман отмечает, что и сам так поступил, потому что не мог приехать в Ригу по состоянию здоровья. Он пошел на братское воинское кладбище в Царникаве 9 мая. Публицист рассказывает, что около кладбища расположен цветочный ларек. Народу было столько, что в очереди к этому ларьку он отстоял более получаса. И воинский мемориал на кладбище весь был в цветах.
Поэтому Линдерман указывает на плюсы кампании по отваживанию русских от памятника Освободителям в День Победы, которую развернули латышские власти. Он отмечает, что люди находили другие мемориалы, о которых до этого могли вообще не знать, и поехали туда. Кроме того, многие обнаружили, что посвященные советским солдатам мемориалы есть недалеко от их домов. Так что, возможно, за этими памятниками теперь будут лучше следить и поддерживать их.

Кто это придумал?

"Я считаю, что у тех, кто задумал этот наглый и нелепый по отношению к русским жителям Латвии ход, ничего не вышло. Кстати, можно подискутировать на тему, кто это действительно придумал. Я не считаю, что здесь при делах Рижская дума. Но я помню, что в прошлом, 2020 году, когда в разгар пандемии люди пришли возлагать цветы к памятнику Освободителям, был жуткий наезд на главу МВД Сандиса Гиргенса. Его обвиняли в том, что он потакал "пятой колонне". И, возможно, он не хотел второй раз подставляться. Есть вероятность, что забор - это его инициатива, чтобы он мог сказать, что пытался помешать хоть как-то", - предположил Линдерман.
Можно также обратить внимание на отстранение от должности заместителя начальника Главного управления полиции порядка Нормундса Крапсиса. Его отстранили из-за расследования Бюро внутренней безопасности (БВБ) о возможном мошенничестве при закупке униформы и радаров.
Линдерман допускает вероятность того, что к политике это не имеет отношения. Но настораживает то, что в латышской среде каких-то чиновников обычно отстраняют и заводят на них уголовные дела в тот момент, когда они проявляют хотя бы намек на пророссийские симпатии или попросту не рвутся участвовать в крестовом походе против России.
Гиргенс про День Победы: неужели кто-то думал, что я спущу на людей собак
"Вот так происходит зачистка. Как бы под предлогом каких-то уголовных правонарушений им предъявляют что-то. И это может быть вполне реальным нарушением. Но эти нарушения достают из сейфа тогда, когда кому-то показалось, что то или иное лицо симпатизирует России. Вот с Крапсисом такая история. И я вот что подумал. Он в 2020 году отвечал за порядок у памятника Освободителям 9 мая. Его назначили только в феврале 2020 года, и на тот момент претензий к нему не было. Но сразу после 9 мая, буквально через месяц, возникает уголовное дело против него. Так что, очень может быть, что причина именно в этом. Потому что сейчас от всех чиновников требуется не просто, чтобы они занимали какую-то патриотическую позицию, но они должны быть фанатичными патриотами. С энтузиазмом громить Россию. Не просто вяло бранить ее, а показывать, что ты каждую минуту борешься против России, Кремля, "пятой колонны"... Но за отсутствие фанатизма никого не отстранишь, поэтому находятся какие-то уголовные дела. Так что, когда люди удивляются, что, мол, неужели там, в правительстве, все такие враги? Нет, не все, но им приходится", - пояснил Линдерман.

Забор - это начало?

Губин отметил, что некоторые рассматривали ограждение памятника Освободителям в День Победы как элемент подготовки латышских властей к сносу монумента. Тем более после кражи пушки с захоронения советских воинов в Екабпилсе в латышской прессе не утихает дискуссия о том, нужны ли вообще советские памятники в латышской культурной среде.
Линдерман подчеркивает, что нельзя отрицать того, что памятник Освободителям у властей Латвии как кость в горле. Но их возможности все же не так велики. Снести этот памятник, защищенный российско-латвийскими договорами, не так просто. И вряд ли, по мнению Линдермана, установка ограждения у памятника была контрольной проверкой. Особенно с учетом того, что эти заборы устанавливали под прикрытием эпидемии COVID-19. Публицист обращает внимание на то, что когда эпидемия закончится, поводов ставить заграждения вокруг памятника у властей больше не будет.
"Не думаю, что они сильно продвинулись по части сноса. Пока такую возможность они не смогут найти, в ближайшие годы по крайней мере.
А что касается пушки в Екабпилсе, то там даже уголовное дело переквалифицировано в правильную сторону. Там человек подозревается по статье 228 часть 3 - осквернение памятника или могилы с ограблением. Полиция там сделала пока все что положено, хотя пушку до сих пор и не отыскала", - отметил Линдерман.
В Нацобъединении придумали, как разобраться с советскими памятниками
При этом он не отрицает, что по этому делу тоже может оказываться политическое давление. И оно исходит от радикальных националистов. Здесь Линдерман напоминает о том, что националисты предложили принять закон, который запрещает демонстрировать советскую военную технику больше 30 дней подряд. То есть реконструкторы могут показать в рамках своих мероприятий какое-то оружие, но такой памятник, как самолет, танк или оружие, будет уже под запретом, если закон такой примут.
"Тогда вандализм, подобный тому, что мы наблюдали в Екабпилсе, не будет преступлением. И негодяй, который разрушил наш памятник, превратиться в героя. Я думаю, что сейчас стратегия наших противников будет в ликвидации советских региональных памятников. И без РФ мы их не можем спасти. Потому что те памятники, особенно где есть надгробия, защищаются договорами обеих стран. И тут Россия должна активно вмешиваться, ведь правда на ее стороне", - считает Линдерман.

Как "упаковать" день легионера СС?

Тем временем президент Латвии Эгилс Левитс направил в парламентскую комиссию по правам человека и связям с общественностью заключение по законопроекту "О внесении изменений в закон о праздниках, памятных днях и днях празднования", в котором предлагается объявить 17 марта Днем движения национального сопротивления, а 15 октября - Днем государственного языка.
Напомним, что предложение объявить два новых праздника Левитс сформулировал еще осенью 2019 года. Вновь о необходимости ввести День госязыка он указал в письме кабинету министров в апреле этого года – пользуясь тем, что правительство будет рассматривать основные направления государственной языковой политики в 2021–2027 гг.
День "лесных братьев" и День госязыка: предложения Левитса оформили в законопроект
Законопроект, основанный на предложении Левитса, внесли депутаты Артусс Кайминьш, Юрис Юрашс, Мария Голубева, Марис Можвилло, Арвилс Ашераденс и Ритварс Янсонс. И президент высоко оценил подготовленный документ.
"Я так скажу, бывают праздники и Праздники. Какие праздничные даты, как правило, закрепляются как государственные? Это те, которые встречают одобрение политического руководства, а также вызывают народные эмоции. Классика - это с нашим 9 Мая, когда, с одной стороны, личные, семейные ручейки памяти вливаются в народное море, а с другой стороны – есть интерес политического руководства РФ. Что же касается двух этих латвийских памятников, то они никаких эмоций не вызывают, фиолетово и русским и латышам. Это на самом деле сделано для Европы, для Запада. Ну как объяснить день эсэсовца англичанам или французам?" - поясняет публицист.
Линдерман полагает, что День движения национального сопротивления 17 марта нужен властям Латвии для того, чтобы прикрыть 16 марта приемлемой для Запада датой. Хотя 17 марта тоже про националистов, но не про тех, что радикального фашистского толка. А самой Латвии такая дата не нужна.
"Латыши скорее лучше представляют себе легионеров СС, среди которых у какого-то количества людей были родственники, чем тех, кто состоял в движении национального сопротивления. Так что большого праздника не выйдет", - считает публицист.
Что касается Дня языка, то тут Линдерман отмечает, что для русских эта дата скорее больше похожа на день травмы, а для латышей языковой вопрос уже давно решен. Потому что для них зоны языкового дискомфорта больше нет.

Парадокс президента Латвии

Линдерман считает, что все эти праздники нужны только Левитсу, чтобы поднять свой значительно просевший рейтинг. Президент Латвии не вызывает симпатий ни у русских, ни у латышей, что немного странно.
"Мне кажется, что проблема в том, что он какой-то чужой, что он прожил на Западе. И все, что он делает, выходит как-то неудачно. Как его "шутка" про коронавирус. Я думаю, что его основная проблема в безвкусице. И еще он слишком части говорит неправду, причем непонятно даже зачем. Все политики любят приврать, но он это делает даже немотивированно. Как с биографией родителей, с гражданством и образованием. Везде остаются темные пятна. И он не нравится. Если бы президент Латвии избирался всенародным голосованием, то он бы не прошел", - заключил Линдерман.