Массовое переселение предприятий из Беларуси в Латвию - фейк? О чем писали латышские СМИ

Версия: белорусских фирм в Латвии много, но они бояться сообщать свои названия. В провале вакцинации виноват… Транзит? В Латвии захватил власть чиновничий планктон
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 17 апр — Sputnik. В сентябре прошлого года на уровне правительства широко вещалось о 12-ти предприятиях из Беларуси, которые как будто приняли решение переехать в "демократическую Латвию" со своей "тоталитарной родины". Теперь, полгода спустя стало ясно, что это "великое переселение" было только сказкой.
Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA) не может назвать ни одного белорусского предприятия, который действительно переехало в Латвию, утверждает портал Pietiek.

Великое переселение? Нет, большой блеф

На просьбу ответить на вопрос о том, сколько из упомянутых в сентябре прошлого года дюжины компаний, согласившихся перебраться в Латвию, сейчас уже работают в Латвии или хотя бы начали процесс переселения, агентство развития ответить затруднилось. Точно так же, как и на вопросы о том, каковы названия этих предприятий, какие отрасли они представляют, в каких городах они начали деятельность и сколько людей в них занято. И еще: предложены ли реальные льготы при получении разрешений на работу для людей из Беларуси?
Русский язык "подставил" Латвию: айтишники World of Tanks не хотят учить латышский
Однако, несмотря на подобное неведение, LIAA продолжает утверждать, что с сентября 2020 года решение о переезде в Латвию или расширения своей деятельности приняли уже 17 белорусских предприятий, которые в основном представляют технологическую отрасль. Планируется, что "в обозримом периоде" будет создано, по меньшей мере, 1000 новых рабочих мест.
В январе этого года LIAA заявило, что уже в феврале планирует проинформировать общественность о прибытии двух новых предприятий из Беларуси в Латвию: "Оба предприятия "стабилизируются" в Латвии и осуществят все административные процедуры, чтобы полноценно начать свою деятельность. Одно из предприятий планирует создать 200 новых рабочих мест и представляет известный для нишевого потребителя бренд мирового уровня, другой предприниматель перевел в Латвию свою головную команду сотрудников в составе около 15 человек и в целом планирует трудоустроить в Латвии до 100 человек, в том числе пригласить на работу местных специалистов".
В LIAA также утверждают, что разрешения на работу и другие связанные с миграцией вопросы представителям предприятий Беларуси предоставлены согласно действующим нормативным актам с ускорением процедуры рассмотрения документов. Разрешения на работу представителям предприятий Беларуси были выданы на основании "голубой карты ЕС" для высококвалифицированных специалистов, или так называемой "Визы новых предприятий", если предприятие удовлетворяет требованиям Закона "о поддержке деятельности новых предприятий".
Однако февраль давно прошел, но ни одного белорусского предприятия, которое бы действительно переехало в Латвию, LIAA назвать не может. Агентство утверждает, что оно многократно просило белорусские предприятия – клиентов LIAA, которые полностью или частично перевели свою деятельность в Латвию, разрешения на публикацию их названий, однако "в силу соображений безопасности никто не согласился на это".
Латвия раскрыла, скольким белорусам предоставила убежище
LIAA пытается указать на то обстоятельство, что в обобщенной Lursoft статистике о зарегистрированных в 2020 году в Латвии предприятиях с иностранным капиталом можно видеть, что в период с конца августа 2020 года, когда LIAA начало обращаться к белорусским предприятиям, в Латвии зарегистрировались более 11 таких предприятий, просто не все из них пользовались поддержкой агентства.
В то же время данные Lursoft показывают что-то совсем другое: если в январе 2020 года в Латвии было 875 зарегистрированных в Латвии предприятий с белорусским капиталом, то год спустя – 837, а белорусские прямые инвестиции в основной капитал латвийских предприятий за год сократились примерно на миллион евро, до 10,45 миллиона евро.

У правительства "упали порты"

Похоже, у латвийских властей появилось новое пугало-стрелочник, на которого можно списать все свои недоработки и беды государства. Об этом пишет Марис Краутманис, в Neatkarīgā.
По его мысли, в так называемой реформе портов нет ничего нового - это давняя мечта, которую лелеяли некоторые изысканные круги в 1990-х годах, но тогдашний премьер-министр Андрис Шкеле, ознакомившись с транзитной отраслью, не предпринял необходимых шагов для ее разрушения. Так он в этих самых изысканных кругах из политика, которого изначально обожали и всячески поддерживали, превратился в ужасного олигарха, из рук которого даже собакам не разрешается брать еду.
Транзит
Хотят приватизировать порты по дешевке: Лембергс раскрыл планы Кариньша в письме из тюрьмы
Но сейчас наступили новые времена, другое верховенство закона и другое направление. Сейчас самое время, как Карфаген разрушить латвийские порты, чтобы там больше не росла даже трава.
Остаются только нюансы - как правильнее сделать, чтобы все влияние в портах, их движимое и недвижимое имущество были переданы правильным инвесторам. Министр сообщений Талис Линкайтис называет этот процесс "избавлением от политического влияния в портах".
Вероятно, так оно и есть - порты в Вентспилсе и Риге уже освобождены от политического влияния местных властей. Очевидно, что в будущем Рижский и Вентспилсский порты станут для латвийского государства лишними, а их расположение на нашей территории будет чисто формальным.

Классовая ненависть к транзиту

Премьер-министр Кришьянис Кариньш в ходе дебатов в Сейме вдруг начал изливать свою давнюю неприязнь к транзитному бизнесу. По словам Кариньша, транзит - это корень всех бедствий, которые тормозили развитие страны на протяжении 10-15 лет.
Также от него досталось финансовому сектору. И это транзитное финансово-посредническое мышление - покупать, продавать, перевозить, привело к тому, что мы не богаты. По мысли премьера, транзит виноват во всех ужасных бедствиях в Латвии.
Не так уж плохо, если есть что-то, на что списать провалы. Надо полагать, что транзита хватит и на текущий момент, когда правительство находится на предпоследней позиции по темпам вакцинации, опережая только Болгарию, иронизирует автор. Надо полагать, что транзит даже после его ликвидации будет мешать Кариньшу еще ближайшие 10-15 лет как пятая нога - зайцу.
Транзит
Ушаков высказался за торговлю и транзит в Латвии, развенчав теорию Кариньша о богатстве
В 2020 году через порты Латвии было перевезено 14,6 миллиона тонн грузов, что на 53,8% меньше, чем в 2019 году. Но об ожидаемых в этом году результатах страшно думать. В Интернете есть цифровая карта, на которой можно увидеть Балтийское море и корабли.
Обычно между Германией, Данией, Швецией, Финляндией и Россией там наблюдается очень активный транспортный поток. Вы можете увидеть нефтеналивные танкеры, пассажирские паромы, балкеры, которые ходят по морю и причаливают в Клайпеде и Таллине. Между тем, в Вентспилс заходит, может быть, один-два корабля, а Рижский залив часто вообще пуст.
Позавчера, отмечает публицист, в заливе было замечено несколько рыбацких лодок и даже три грузовых корабля - "Армия Крайова", "Леди Амалия" и "Актив"! Сколько там сегодня? Еще какой-то латвийский катер? Жалкое зрелище.

Интеллектуальные публичные дома?

Кариньш недавно заговорил о "концепции экспортной интеллектуальной реиндустриализации", которую если только реализовать, то все будет оки-доки. Но давайте подумаем, что это значит и что происходит в реальной жизни!
Металлургия и сахар в Латвии уже в далеком прошлом, о котором, наверное, не стоит упоминать. Еще менее стильно говорить о каких-то автомобилях, бытовой технике, производстве электроники. Бизнес коммерческих банков заляпан грязью. Теперь очередь транзитного бизнеса.
Вместе с завершением транзитного бизнеса ждут своего конца все направления деятельности, связанные с этим сектором - автомобильный транспорт, железная дорога, логистические компании и так далее.
Транзит
Плевали они на транзит, Латвии еще есть что продать: Линдерман о большом промахе и "вшах"
Какую умную реиндустриализацию предложит вместо них Кариньш? В качестве одной из двух самых слабых стран Европейского союза в области вакцинации Латвия плавно перейдет от COVID-кризиса к глубочайшему экономическому кризису - уже не как мост между Востоком и Западом, а как самое дно и окраина, пишет автор.
Мы не можем беспокоиться о Болгарии, где вакцинация также не увенчалась успехом, потому что там корабли плывут по Черному морю, а также заходят в болгарские порты. А в Латвии? Какие ресурсы есть у Латвии? Разве что песни и красивые девушки.
Умная реиндустриализация в версии Кариньша, вероятно, означает, что мужчины в постковидной Европе будут петь, развлекая иностранных туристов, а девушки будут развлекать их в домах, где царит радость и куда манят красные фонари.

Политики в Латвии уже ничего не решают

Эгилс Лицитис в Latvijas Avīze взял интервью у бывшего политика и отставного министра среды и регионального развития Эдгара Заланса. В этом интервью собеседник журналиста признался, почему он разочаровался в латвийской политике и зачем не принял предложение Айнарса Шлессерса вступить в ряды его партии на предстоящих выборах в Сейм.
По словам бывшего политика, он принял решение ни в каких комбинациях и формациях больше не участвовать в политике. В его жизни это пройденный этап. Он понял, что нету смысла находиться внутри процессов, благодаря которым не удается даже приблизиться к целям, из-за которых, собственно, ты пришел в политику. По его субъективному наблюдению, политическая среда в Латвии опустилась столь низко, что у политиков теперь ничтожное значение в том, что реально происходит и как управляется общество.
Есть за что? Шесть поводов похвалить правительство Кариньша
Признаки были уже давно. Сейчас они проявляются особенно выпукло. Называйте как хотите - чиновники, функционеры, бюрократическая машина - вот то, что управляет государством. Корабль принял курс под управлением чиновничьего планктона.
Чиновники работают над ими самими выдуманными нуждами общества, даже не поинтересовавшись, что ему действительно необходимо, а политические силы, которые сменяют друг дружку, не владеют ситуацией.
"Видим, что происходит, - с горечью говорит экс-министр. Премьер Кариньш может говорить все, что хочет. Но разве он может изменить курс наперекор течению? Премьер не может справится с партнерами по коалиции, чтобы объединить всех. Поэтому в безнадежных предприятиях участвовать не хочу".