РИГА, 28 ноя — Sputnik. Возможен ли раскол объединения "Для развития/За!" из-за сандала с пропуском теперь уже бывшего министра окружающей среды Юриса Пуце, а также с незаконным финансированием партии "Для развития Латвии"? И неужели все началось только потому, что кто-то где-то нечаянно проговорился?
Об этом и не только в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин.
Буря в стакане
"Коррупционный скандал, который сейчас бушует - это буря в стакане воды. Такие вещи даже смешно называть коррупцией. Какой-то пропуск на стоянку, перечисление партийных взносов - кто-то кому-то дал тысячу или две тысячи евро внести в партийную кассу. Понятно, что это такая повсеместная практика и такие вещи достают из загашника спецслужбы и те люди, которые их курируют, в тот момент, когда это нужно", - пояснил Линдерман.
Он отметил, что компромат на политиков есть всегда. И его реализация "подгоняется" под нужный момент.
По версии Линдермана, вполне вероятно, что сейчас как раз такой "нужный момент" настал. Ведь коррупционные скандалы в Латвии обычно преследует те латышские партии, которые в той или иной мере разворачиваются в сторону русских. Даже если это еле заметный разворот.
Линдерман напомнил о том, как разрушались все союзы с латышскими партиями той или иной партии, за которую голосуют русскоязычные избиратели.
Первый такой союз был отмечен в Рижской думе - это союз социал-демократов латышей и ЗаПчел. Как он был развален? Путем коррупционного скандала, связанного с лидерами социал-демократов.
Дальше - вторая попытка сближения. Это было "Согласие" и олигарх Айнарс Шлесерс. Они "захватили" на Рижскую думу и планировали такой же блок применить, чтобы обеспечить большинство в правительстве. И сразу началось так называемое дело олигархов, Шлесерса обыскивали, а у Айварса Лембергса ломали сейф и так далее.
Потом - Партия реформ Затлерса, которая заявила, что будет вместе с "Согласием". У Затлерса не было таких бизнесов, чтобы власти могли его по-крупному "взять", как Шлесерса, но и у него все же нашли какую-то взятку еще из советской эпохи - что он брал деньги в конвертах, как, скорее всего, все хирурги того времени, отметил публицист.
"Хотя пока нет признаков того, что трехглавая коалиция - "Для развития/За!" и "Прогрессивные" в Рижской думе - ведет какие переговоры с "Согласием". Но у меня складывается ощущение, что это возможно. Весь образ "Прогрессивных", он более открытый. Для них нет такого барьера, что с русскими они не будут связываться ни за что и никогда. Они не боятся говорить с русскоязычными избирателями на русском. Возможно, эти моменты легли в основу коррупционного скандала, который подспудно инициировали другие партии, а, может быть даже американцы, которые одной из главных своих задач в Латвии видят не дать сформироваться пророссийским силам", - считает Линлерман.
Он пояснил, что этот скандал не мог просто так возникнуть. Ведь Бюро по защите Сатверсме вряд ли контролировало пропуска на стоянки или передачу 1000 евро от одного депутата к другому. Линдерман подчеркивает, что они просто искали зацепку, чтобы скандал раздуть.
Возможно, Депутат Рижской думы Марис Мичеревскис, "невзначай" рассказавший про роковой пропуск экс-министра Юриса Пуце, "засланный казачок", отмечает публицист.
Хитрый ход Ушакова?
Тем временем другой фигурант коррупционного скандала в Латвии, евродепутат Нил Ушаков, можно сказать, привел страну в состав межгруппы Европарламента по правам ЛГБТ (European Parliament Intergroup on LGBT Rights), которая занимается правами лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов как внутри ЕС, так и за его пределами. В ее состав входят 152 европарламентария из различных политических сил.
В этой связи появились домыслы о том, что Ушаков стал членом European Parliament Intergroup on LGBT Rights, опасаясь, что депутаты ЕП решат выдать его латвийским властям Латвии.
Напомним, что латвийская прокуратура направила председателю Европарламента просьбу рассмотреть вопрос об отмене депутатского иммунитета Ушакова из-за уголовного преследования в Латвии. "Преследование", в свою очередь, началось из-за запрещенного в Латвии самодельное записывающее устройство, которое обнаружили в кабинете Ушакова при обыске в 2019 году.
Линдеман пояснил, что дело том, что ЕП практически всегда выдает евродепутатов по запросу, за исключением тех случаев, когда человек уже был европарламентарием, когда на него завели дело, или если есть очевидная политическая мотивировка преследования.
К примеру, если бы Ушакова преследовали за то, что он где-то говорил по-русски, там, где по-русски теперь говорит нельзя, то ЕП бы его защитил. Но в данном случае дело связано с запрещенным в Латвии устройством, поэтому никакая межгруппа защитить бывшего мэра Риги не сможет.
"Я считаю, что Ушаков получил членство European Parliament Intergroup on LGBT Rights не для того, чтобы убежать от латвийских властей. Я никогда не отрицал того, что политическое чутье у него на высшем уровне. Он всегда был человеком либеральных взглядов. Он и в ЕП состоит в социально-демократической фракции, которая всегда была связана с подобными ценностями - права женщин, однополые браки, миграция. Просто будучи лидером "Согласия" и главой Риги он должен был все время чувствовать, как настроен русский избиратель. А поскольку большая часть русского избирателя относительно консервативна, он опирался на них. И возможно его это тяготило. Сейчас он чувствует себя в большей степени в своей среде, в среде людей космополитичных взглядов. Он себя сейчас формирует, как современного европейского политика. Кроме тооО, поскольку он еще и циник, то он уверен в том, что та часть русских избирателей этого его шага не заметит. И тут он скорее прав. Так что, как политик ушаков действует цинично, но рационально", - разъяснил публицист.
В Сейме снова завелись "вши"
Еще один скандал. Депутат Сейма от Новой консервативной партии Дагмара Бейтнере-Ле Галла 19 ноября в ходе обсуждения закона об общественных СМИ заявила, что "в Латвии нет ни одной интеллектуальной личности, говорящей на русском, которая могла бы оживить переговоры, дебаты о том, кому, по сути, принадлежат эти люди, дома у которых говорят на родном русском языке".
По сути ничего нового не появилось ни в законе, регулирующем работу СМИ, после этого обсуждения в Сейме, ни в отношении к русским Латвии, считает Линдерман.
Что касается закона, то тут, по его словам, прослеживается устойчивое вытеснение русского языка из средств массовой информации, ведь депутаты проголосовали за закрытие русского эфира на ЛТВ 7, после чего все русскоязычные передачи переходят в интернет пространство.
Линдерман отметил, что посмотрел текст закона, и, по его мнению, какая-то лазейка для русского телевещания остается. Потому что там указано, что возможно вещание на иностранных языках, а русский для Латвии иностранный. Каналы будут латышскими, и если руководству понадобится какая-то передача на русском, то это будет зависеть исключительно от доброй воли руководства.
Правда вопрос в том, понадобится ли им это? Скорее всего нет. Более того, такая же судьба ждет радио. Все к тому и идет, считает Линдерман.
"Что касается высказывания Бейтнере-Ле Галлы, то тут надо упомянуть, что она не просто депутат, а вице-спикер Сейма. То есть она крупная фигура в государстве, входящая в пятерку первых лиц. И понятно, что ее высказывание абсолютно хамское, оскорбительное и унизительное. Для меня интеллектуал это человек, который обладает способностью к самостоятельному мышлению, который умеет, опираясь на факты делать оригинальные выводы, а не повторять штампы. Таких вряд ли найдешь в той латышской среде, где крутится Бейтнере-Ле Галла. Так что она имела в виду? Скорее то, что из тех лояльных русских, с которыми можно было бы вести переговоры, достойных личностей нет. Отметим, что она говорила о медийном пространстве и о лояльных русских. С нелояльными латыши вообще не собираются вести переговоры, будь они хоть нобелевскими лауреатами. В той среде, которая нравится латышским националистам, нет популярных русских. Лояльным для них можно стать только категорически поддерживая антироссийский курс и дискриминацию русских в Латвии", - рассказал публицист.
Он также отметил, что из Совета по делам меньшинств невозможно никого выбрать, потому что те люди, которые там заседают, никого на самом деле не представляют. Этих людей в политическом смысле никто не знает.
"Так что Ле Галла попросту высказала свою мысль, о том, что договариваться латышским националистам среди русских не с кем. Высказывание ее, безусловно было оскорбительным, но это все же не "русские вши". Тем не менее эти ее слова надолго все запомнят и ассоциации с ней будут самыми неприятными", - подчеркнул публицист.
Почему транзит не вернется в Латвию
Тем временем, в Министерстве сообщения Латвии вгляделись в то дно, куда упал транзит, взялись за голову и направили письмо в Минтранс России с просьбой помочь остановить падение объемов российского транзита в Латвию.
Оказывается, руководство латвийской транспортной отрасли продолжает с надеждой смотреть в российском направлении. Поэтому заместитель госсекретаря Минсообщения, сопредседатель латвийско-российской транспортной группы Улдис Рейманис написал письмо своему российскому коллеге Юрию Петрову, помощнику министра транспорта России.
"На протяжении многих лет плодотворное сотрудничество Латвийской и Российской железных дорог показывало синергию транспортных отраслей наших государств, а порты и терминалы Латвии зарекомендовали себя как надежные и стабильные партнеры для грузоотправителей Российской Федерации", - говорится в письме, где речь идет о том, что это надежное партнерство пора уже активизировать.
И еще одна "странная деталь". Письмо было санкционировано МИД Латвии.
"Я думаю, что ничего странного здесь нет. Безусловно, абсолютное большинство правящего класса Латвии плевало на транзит, они живут не с этого. У Латвии есть другой ликвидный товар - это русофобия. И они этот накал поддерживают, получая с него из еврофондов достаточно денег, чтобы правящий класс, довольно многочисленный в Латвии, жил нормально. Есть, конечно, в Латвии и те люди, которые переживают катастрофу - это и какая-то часть руководства, и МИД, и железнодорожники. Потому что без транзита для них и для жителей Латвии жизни нет", - объясняет публицист.
Но, как отметил Линдерман, слезные письма никакого значимого эффекта не дадут, потому что падение транзита на 50% в Латвии - это не месть России, это последствие ее стратегии.
"То, что Россия переносит транзит - это стратегия, обоснованная не тем, чтобы загнобить Латвию или Эстонию, а тем, что эти страны являются членами НАТО и напрямую подчиняются США. Поэтому выстраивать с ними надежные устойчивые отношения сложно и опасно для безопасности РФ. Подписывать договоры долгосрочные, выстраивать перспективы и отношения невыгодно. Зачем снабжать эту транзитную артерию, если в случае чего она забьется. Зачем это нужно России? Так что этот курс России - Усть-Луга, и так далее, он не прервется. Россия, конечно, может какую-то долю транзита Латвии подкинуть, но только если латышские влсасти поменяют курс. А они курс поменяют очень вряд ли", - подчеркнул Линдерман.
Он также напомнил, что глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевисч говорил, что Латвия будет выстраивать отношения с РФ по принципу двух подходов - принципиальные вопросы и те, где можно как-то сотрудничать. И тут никакой крамолы нет, политика любой страны так устроена: есть стратегия, где нету компромиссов, а есть тактические решения, которые можно поменять.
"Но латышская политика принципиально идет вразрез с российской. И перенос транзита в свои порты со стороны России - это часть стратегии, а не вопрос сиюминутной торговой выгоды. Письмо от Латвии, конечно, написано, но вряд ли это к чему то приведет", - подытожил Линдерман.