РИГА, 19 фев — Sputnik. В феврале 2016 года начал работу портал Sputnik Латвия, который входит в медагруппу МИА "Россия сегодня". За пять лет сайт смог стать настоящим латвийским СМИ, несмотря на нападки латышских властей и обвинения в тенденциозности. И теперь Sputnik Латвия читают не только русские, но и латыши, читают местные политики, хотя и не хотят признаваться в этом. Каким образом "российскому пропагандисту" удалось добиться успеха в Латвии, благодаря чему?
Об этом и не только говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.
Объективная журналистика вместо "жвачки"
"Сайту Sputnik Латвия исполнилось пять лет. Но я думаю, что мы вполне можем назвать короткую пока еще историю этого портала историей успеха. Почему? Потому что за это время Sputnik стал по сути латвийским СМИ. В смысле преподнесения информации. Ее преподносят изнутри, ядро составляют материалы, которые пишут компетентные, разбирающиеся в деталях политического процесса люди, которые живут здесь. И с учетом того, что власть теми или иными способами фактически зачистила или почти зачистила местные русские СМИ, Sputnik занял очень важную нишу, и на сегодня выражает мнение прежде всего русских жителей Латвии. Их критическое восприятие латвийских реалий. При этом это не внешняя пропаганда, это компетентные материалы. И даже латвийские чиновники читают Sputnik Латвия. Правда, на цитирование наложен негласный запрет, но Sputnik обсуждают, о нем и про него говорят", - рассказал Линдерман.
Публицист отметил, что есть те, кто скорее из зависти ставит в вину Sputnik то, что это издание "тенденциозное и пропагандистское".
"Ну хорошо, тенденциозное. Но что этому можно противопоставить? Что сегодня называют "объективной журналистикой"? Это жвачка из никому не нужной информации. Это конвейерный поток, с которым качественный робот справился бы лучше, чем сотня журналистов, считающих, что можно написать: министр X встретился с начальником полиции У и при этом присутствовал секретарь Z, они обсудили то и это и все, точка. И что, это называется "объективная журналистика"? А у нас, да, есть определенная тенденциозность. Но почему ее не должно быть? Мы же люди, у нас есть страсти, в том числе политические. Но другое дело, что хорошая журналистика наряду с твоим личным отношением, которое, я считаю, не надо скрывать, четко преподносит факты. Вот это мой подход. Я старался всегда этому соответствовать и считаю, что значительная часть материалов, которые публикуются на Sputnik Латвия, они соответствуют", - подчеркнул Линдерман.
Где, если не на Sputnik Латвия?
Публицист также отметил, что есть факты. К примеру, тема, которой он последние пять лет занимался, - это уголовно-политические процессы в Латвии, как, например, над Юрием Алексеевым, Александром Гапоненко, Александром Филеем, Олегом Бураком. Если бы не было Sputnik Латвия, то где бы все это освещалось? Кто бы этим занимался? Никто.
Линдерман пояснил, что объективный журналист это не тот, кто просто переписывает пресс-релизы Службы госбезопасности.
"Я разбирался в этих темах. И естественно, моя тенденциозность налицо. Естественно, я сочувствую тем, кого преследуют, это и мои единомышленники. Но я излагаю суть дела и провожу определенный юридический анализ. То есть я считаю, что в тех материалах, которые пишут журналисты на Sputnik Латвия, строго сохраняется баланс объективности и ангажированности, и этот уровень выше, чем у любого другого издания, выходящего в Латвии, как на русском, так и на латышском языке. Ведь все остальные проповедуют позицию замалчивания", - констатировал публицист.
И слово "зависть" снова всплывает, если вспомнить совсем свежие уголовные дела, заведенные на журналистов, сотрудничающих с МИА "Россия сегодня". И сам факт возбуждения уголовного дела против этих семерых журналистов можно прировнять если не к ордену, то к медали, считает Линдерман.
"Если нас СГБ Латвии таким образом заметила, то я считаю, что это медаль за заслуги", - подчеркнул он.
Что касается продолжения истории об уголовных процессах, заведенных в Латвии на сотрудников МИА "Россия сегодня", то здесь публицист отметил, что может говорить только за себя - по понятным причинам. Он рассказал, что никакого движения по этим делам нет ни с какой стороны, включая то, что технику, телефон, компьютер и флешки до сих пор не вернули. Линдерман допускает, что в СГБ столкнулись с какой-то проблемой и пока не видят возможности все продвинуть.
Более того, остановить их мог тот огромный резонанс, который вызвала эта история, а также реакция российских должностных лиц на высоком уровне тоже могла повлиять на то, что все затормозилось.
Тем временем в Латвии одной из самых обсуждаемых новостей тоже стало публичное вакцнирование местных высших должностных лиц.
Досадная ошибка правительства
Первую дозу вакцины AstraZeneca 11 и 12 февраля получил целый ряд государственных мужей, включая президента Эгилса Левитса, премьера Кришьяниса Кариньша, министров и даже экс-президентов. И все бы ничего, но люди принялись активно выражать недовольство на фоне скандала с поставками вакцины и вообще всей кампании по вакцинации от COVID-19, из-за которой с поста министра здравоохранения слетела Илзе Винькеле.
Латышский публицист Латто Лапса и вовсе собрал в кучу народное недовольство "премиальной" вакцинацией руководства страны и излил его в крайне недружелюбной статье. Он написал, что вакцинация важных людей латвийского государства показала, что "страна захвачена преступной группировкой", а люди для нее - "просто нефть", "природный ресурс, единственная функция которого - использовать его для своего благополучия".
"События прошедшей недели не вызывают ни малейшего сомнения, с какими лозунгами эти "носители государственной преемственности" удирали бы в случае, когда государство могло бы подвергнуться реальной опасности. Удирали бы, не считаясь ни с одним "простым смертным", который мешался бы под ногами или попался под колеса", - негодовал публицист.
Линдерман назвал опус Лапсы блестящим и ядовитым с одной стороны. Но с другой он заметил, что первоочередная вакцинация политиков не была вызвана желанием быстрее всех "отстреляться" и свободно разгуливать по стране без ограничений, это было сделано из хороших намерений, но случился политический промах. Власти просчитались.
Когда власть не от народа
Линдерман пояснил, что общество Латвии в отношении прививок и вакцинирования поделилось на два условных лагеря. Это те, кто хотят быстрее привиться и как бы выйти из этой ситуации неизвестности. И есть вторая категория людей, которых нельзя поголовно назвать антипрививочниками, но среди них, конечно, есть и такие, идейные. И еще это люди, которые не спешат, потому что не очень доверяют вакцине, не знают, какие будут последствия. Причем это разделение никак не зависит от национальности.
"То есть одни спешат, а другие не спешат. Первые лица Латвии сориентировались на антипрививочное движение, желая показать, что вакцина безопасна. Но я предполагаю, что они ошиблись. Все же большинство, видимо, хочет, чтобы ситуация эта поскорее разрешилась. И с точки зрения этих людей, а также учитывая, что вакцины не хватает, все было действительно воспринято так, как написал Лапса", - заметил Линдерман.
При этом он считает, что латвийские президент и премьер-министр значительную часть жизни прожили не в Латвии, а за рубежом, отсюда и ошибки. Их стереотипы восприятия, которые порой расходятся с латвийскими, и непонимание некоторых слоев общества в Латвии часто вынуждают их говорить нелепости. Но это не от злого умысла. Просто они не понимают, отмечает публицист.
"Вот, кстати, почему первые лица государства должны быть плоть от плоти населения, включая и хорошие и плохие черты", - обращает внимание публицист.
Зато в Латвии отменили "комендантский час", потому что полиция не справлялась с нарушителями, и заодно сделали некоторые выводы, из-за которых министерство внутренних дел подало законопроект об оскорблении чести и достоинства представителей власти, чтобы оскорбившее правоохранителя лицо можно было привлечь к уголовной ответственности.
Линдерман заметил, что пока это только инициатива МВД, но здесь, видимо, начальник просто хочет сделать приятное своим подчиненным, чтобы они ему не говорили, что "наш министр какой-то не такой". И здесь можно сказать, что отмена "комендантского часа" - это хорошо, а вот статья за оскорбление - это уже лишнее.
Линдерман поясняет, что в Латвии и без того есть статьи за неподчинение, за оказание сопротивления, за попытку скрыться. Что касается оскорбления, то человек, который идет работать в полицию, должен осознавать, что 90% его работы это как раз общение с таким контингентом, оскорбления от которого неизбежны.
Умные националисты
Тем временем в Сейме 18 февраля сразу в двух чтениях был утвержден законопроект о выплате 500 евро на каждого ребенка всем латвийским семьям. А семьям с детьми-инвалидами в правительстве решили доплатить сверху еще по 250 евро. До конца марта пособие будет перечислено Государственным агентством социального страхования автоматически (никаких заявлений писать не надо), а те, кто имеет право на пособие на детей в период с 1 марта до окончания режима чрезвычайной ситуации, также получат эту единоразовую выплату, но позже, после оформления документов на получение стандартных пособий на ребенка.
Предложение было вынесено Национальным объединением. И, как отмечает Линдерман, их цель ясна - заработать большие бонусы от общества, которые они и получат.
"В принципе это не такая плохая штука сама по себе. Есть распространенное выражение, что человеку надо дарить не рыбу, а удочку. Но правда состоит в том, что большинство людей предпочитают, когда им дают просто рыбу. И в данном случае, видимо, власти решили, что надо дать то, что нравится людям. В бюджете эти деньги есть. Латвия получила порядочную сумму от ЕС. В Латвии, как я посмотрел, по статистике, где-то 350 тысяч несовершеннолетних детей. И политики все делают для того, чтобы сохранить власть или завоевать власть. Я не считаю этот ход глупым, я считаю, что это довольно рационально. Вообще радикальные националисты в Латвии опасны еще и тем, что там стоят люди совсем не глупые и они вовремя умеют воспользоваться ситуацией. Посмотрите хотя бы, какие они посты занимают. Сейчас идет эпидемия - они за что-то отвечают? За образование - нет. За экономику - нет. За здравоохранение - нет. То есть позиции выигрышные с точки зрения демонстрации себя. Ты как бы в правительстве, но и немного в оппозиции и можешь себе позволить какие-то критические замечания", - прокомментировал публицист.
Кто ты по жизни?
Есть еще интересная новость - это совместное исследование Института философии и социологии и центра SKDS под названием "Межкультурные стереотипы и предрассудки в Латвии". В 2020 году в рамках этого исследования опросили более 1000 жителей Латвии. И результаты интересны тем, что русские в Латвии к латышам относятся значительно теплее, чем латыши к русским. И негативные стереотипы в отношении других национальных групп более распространены среди латышей, чем среди русских. То есть латыши больше, чем русские, не хотят, чтобы президент был другой национальности, и, к примеру, не хотят вступать в браки с представителями других национальностей.
Линдерман отметил, что его поразила цифра, которая касается взаимоотношений русских и латышей. Согласно опросу, из русских по отношению к латышам всего у 1% негативное отношение, а у латышей - 11%. И если 1% - это что-то близкое к статистической погрешности, то 11% - это уже группа, отмечает публицист. И вторая важная цифра - 27% латышей считают русских нелояльными, то есть фактически пятой колонной.
Интересно еще то, насколько важную роль играет для русских и латышей собственная национальная принадлежность, обращает внимание публицист.
"Здесь уместна будет такая тюремная история. Мне ее заключенные рассказывали, Когда человек впервые входит в камеру, его спрашивают - кто ты по жизни? Здесь на самом деле вопрос касается сексуальной ориентации человека, но новички об этом не знают. И русские зачастую называют свою профессию или статью, по которой человека наказали, то есть они понимают этот вопрос так. А когда спрашивают латыша, он отвечает - латыш. То есть для русского человека его национальность тоже играет большую роль. Это одна из граней. Но он называет что-то более бытовое. А латышам свойственно акцентировать именно на национальности. Отсюда много моментов, которые проявились в опросе. Они в отношении к любым фактам в жизни танцуют от своей национальности. И это не плохо и не хорошо, это просто данность. Но эту данность стоит учитывать, занимаясь политикой или аналитикой", - подытожил Линдерман.