"Националы", "космополиты" и "мультикультуралисты": этнические стереотипы латвийцев

© Sputnik / Владимир Корнев / Перейти в фотобанкЖенщины в русских национальных костюмах
Женщины в русских национальных костюмах - Sputnik Латвия
Подписаться
За счет кого в Латвии воспроизводится латышский этноцентризм, почему латыши и русские – культурно близкие группы и как этнические стереотипы ограничивают возможности индийцев и китайцев в латвийском обществе

РИГА, 27 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Институт философии и социологии Латвийского университета провел исследование этнических стереотипов жителей Латвии. Как оказалось, более половины опрошенных придают большое значение именно национальности, считая, что по ней можно определить, что из себя представляет человек.

"Националы", "космополиты" и "мультикультуралисты"

Изучив различные переменные, связанные с разнообразием культур, эксперты условно разделили латвийское общество на три кластера в зависимости от их взглядов. Эти кластеры исследователи назвали "националы", "мультикультуралисты" и "космополиты". Данные группы являются примерно равными по численности, но в то же время очень сильно отличаются по своей идеологической идентичности.

Самый большой кластер составляют "националы" (40%), для которых характерно сильное убеждение в том, что этническая идентичность играет важную роль и что национальность позволяет создать впечатление о человеке. Принадлежащие к этой группе люди обычно живут в этнически однородных, преимущественно латышских районах. Они чаще, чем представители других кластеров, выступают за ассимиляцию нацменьшинств и испытывают ярко выраженную гордость за Латвию, а также считают, что каждому нужно в первую очередь заботиться о своей собственной нации.

Марш легионеров СС в Риге - Sputnik Латвия
Русские против спецслужбы Латвии, или Кто расколол латвийское общество

В противоположность им "космополиты" (31%), наоборот, считают национальность не столь важной и реже ощущают гордость за Латвию. Кроме этого, в отличие от "националов", среди которых подавляющие большинство латыши (85%), среди "космополитов" присутствуют представители разных национальностей и обладатели разных паспортов – как гражданских, так и негражданских. Еще они представлены в разных регионах Латвии и среди них меньше людей с высшим образованием, руководителей и специалистов, а больше – пенсионеров и неработающих.

"Мультикультуралисты" (29%) более заметны в этнически разнообразных районах и чувствуют себя комфортно в многообразии языков и культур. Они больше, чем другие группы, выступают против ассимиляции национальных меньшинств и уверены, что государство должно поддерживать их культуру и обычаи. В этом кластере примерно в равной доле представлены как латыши, так и русскоязычные, у них самый разнообразный круг общения, и чаще всего они живут в Риге, а реже в сельской местности.

Национальные стереотипы

Исследователей интересовали и мнения респондентов относительно национального вопроса. Как оказалось, именно "националы" по сравнению с другими двумя группами выражают наиболее положительные чувства по отношению к латышам. Отношение к русским, украинцам, евреям и русскоязычным в целом оценивается чуть ниже, но, по мнению ученых, их все же нельзя назвать негативными. Однако, как отмечается в исследовании, "именно "националы" в большой степени обеспечивают создание и воспроизводство латышского этноцентризма".

У "мультикультуралистов" самые положительные чувства к евреям – по шкале от 0 до 100 индекс отношения к ним составляет 64. Тогда как наиболее негативно все три группы относятся к мусульманам – и у "националов", и у "мультикультуралистов", и у "космополитов" индекс отношения к представителям этой религии колеблется в пределах от 31 до 36. Низкий индекс отношения у всех трех групп к цыганам, африканцам, индийцам, китайцам и узбекам, а к украинцам и русским он, наоборот, выше.

Александр Кузьмин - Sputnik Латвия
Кузьмин рассказал, в чем совпали мнения рижан - латышей и русских

Интересно, что заметны значительные отличия в представлениях о русских. Если "мультикультуралисты" больше воспринимают русских как усердных, трудолюбивых, дружелюбных, открытых, предлагающих новые идеи и инновации, то у "националов" доминирует заметное негативное отношение к ним. Они чаще, чем другие, называют русских нелояльными Латвии, думают, что русские считают себя лучше, чем другие, что у них слишком много денег и власти, что они ведут себя агрессивно и бесстыдно и что пытаются навязать свою культуру другим.

В то же время, как считают эксперты, в латвийском общественном мнении не наблюдается ярко выраженных негативных чувств к латышам или русским. Среди латышей лишь у 11% респондентов имеются негативное или очень негативное отношение к русским. В свою очередь, только у 1% представителей русской национальности присутствует отрицательное отношение к латышам. Тем самым латыши и русские – это наиболее культурно близкие группы, хотя заметно, что русские считают латышей более культурно близкими, чем латыши – русских.

Заметное отторжение

Самыми далекими в культурном плане являются мусульмане и африканцы. Большинство респондентов (57%) выражают отрицательные чувства к мусульманам, причем 36% опрошенных признают, что их чувства к этой группе являются очень отрицательными. Еще у половины опрошенных имеются негативные чувства к цыганам и африканцам, а около 40% жителей Латвии отрицательно настроены к индийцам и китайцам (20-30% респондентов относятся к этим двум группам очень отрицательно).

Хосам Абу Мери - Sputnik Латвия
Хосам Абу Мери пожаловался на дискриминацию

Также заметны различия в отношении к этим группам и в кластерах. "Националы" чаще, чем другие, считают, что исповедующие эту религию настолько странны и своеобразны, что никогда не могут быть полностью приняты как члены латвийского общества и что они являются угрозой для латышского образа жизни и культуры. "Мультикультуралисты" же чаще думают, что мусульмане изображают страдальцев и жертв и являются бременем для системы социального страхования. Тем самым негативные стереотипы об этой группе имеются в двух кластерах, а для "космополитов" самыми странными считаются африканцы.

Кроме этого, примерно половина опрошенных не могла бы принять китайца, индийца, африканца, цыгана или мусульманина в должности президента. Еще представителей этих групп обычно не хотят видеть в качестве мужа или жены для своих детей. Многие (почти 40%) не готовы принять как потенциальных супругов своих детей индийцев и китайцев, что, как считают ученые, связано с отсутствием у латвийского общества реальных представлений о жизни этих групп и существенно ограничивает их возможности жизни и работы в Латвии.

Лента новостей
0