РИГА, 29 янв — Sputnik. В Евросоюзе нарастает медицинский, экономический и политический кризис из-за неспособности стран блока вакцинировать свое население, пишет Foreign Policy. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Экономика многих государств ЕС остается в значительной степени парализованной из-за карантина, распространяется все больше штаммов вируса, и обвиняют в этом как Еврокомиссию, ответственную за закупку вакцин для блока, так и фармацевтические компании. Однако причины нынешнего хаоса в ЕС гораздо сложнее.
В начале пандемии Еврокомиссии было поручено закупить вакцины против COVID-19 для всего ЕС. Это был самый разумный политический путь, поскольку иначе могла начаться конкуренция между государствами-членами, вроде той, которая привела к введению государственного контроля над экспортом средств индивидуальной защиты в начале пандемии.
Но у Еврокомиссии не было опыта ведения переговоров о крупномасштабных закупках лекарств, и оказалось, что учиться этому в разгар самого страшного кризиса здравоохранения в Европе за последние 100 лет — не самая лучшая идея.
ЕС приступил к общим массовым закупкам вакцин, используя свою позицию на рынке для переговоров о льготной цене. Однако с общечеловеческой и макроэкономической точки зрения это не имело особого смысла: основным приоритетом должны были быть неотложность и скорость поставок, а не цена. Правительства таких стран, как Израиль и Великобритания, которые принимали решения о закупках быстрее и меньше задумывались о цене, успешнее справились с закупкой вакцин.
Недовольство руководства ЕС заявлениями компаний Pfizer/BioNTech и AstraZeneca о том, что объемы поставок их вакцин в Европу будут какое-то время меньше согласованных, вполне оправданно. В ответ Еврокомиссия объявила об обязательном уведомлении об экспорте вакцин, обязав экспортеров вакцин ЕС уведомлять регулирующие органы ЕС (по сути, запрашивать у них разрешение), прежде чем отправлять вакцины за пределы континента.
Однако действия с позиций "вакцинного национализма" и отказ компаниям в праве экспортировать вакцины по контракту будет катастрофической политической ошибкой. Система поставок вакцин всегда является сложной. Работа европейских производственных предприятий зависит от материалов, поступающих из-за пределов ЕС. Запрет экспорта вакцин обязательно вызовет ответные меры со стороны других стран, что приведет к дальнейшему сокращению и без того невысокой производительности предприятий ЕС, выпускающих вакцины.
Настойчивое требование вакцинировать в первую очередь европейцев также помешает осуществлению заявленной цели ЕС помочь вакцинировать население всего мира: отчасти по моральным соображениям, а отчасти для того, чтобы в дальнейшем избежать мутации вируса COVID-19. Таким образом, введение ЕС ограничений на торговлю и экспорт вакцин может привести к повышению смертности среди европейцев во время этой пандемии.
Вместо того чтобы идти по этому опасному пути, странам ЕС стоило бы направить свои усилия на более эффективное использование вакцин, которые они уже получили. Пока они с этой задачей не справляются.
По состоянию на 25 января Дании и Мальте удалось использовать более 100% вакцин, предоставленных им Евросоюзом, потому что они смогли получить из каждого флакона большее количество доз, чем предусмотрено официально. Это резко отличается от, например, примерно 11% вакцин, использованных в Болгарии, 23% в Нидерландах, 49% во Франции, 62% в Германии и 57% в ЕС плюс в Норвегии в целом.
Иными словами, если бы все страны ЕС, за месяц научились поводить вакцинацию так же эффективно, как Дания, более шести миллионов европейцев уже получили бы хотя бы одну дозу вакцины от COVID-19. Это более 7% населения ЕС и Норвегии в возрасте старше 65 лет.
Во многих странах ЕС провести вакцинацию всех людей, входящих в группы риска, гораздо труднее, чем в Дании, где большая часть населения живет на одном острове. Также разные страны выбрали разные стратегии массовой вакцинации: к примеру, вакцинация медицинских работников, которых можно прививать на рабочем месте, должна проходить быстрее, чем вакцинация людей старшего возраста, живущих далеко друг от друга.
Но некоторые варианты проведения вакцинации вряд ли оправданны. Уровень использования имеющихся вакцин в ЕС в целом составляет 57%. Это означает, что некоторые страны резервируют для каждого вакцинируемого вторую дозу сразу после получения первой, то есть используют только 50% доступных вакцин. Нелепо защищаться от маловероятного полного прекращения поставок в будущем за счет более уязвимых людей, которые могли бы получить хотя бы первую дозу прямо сейчас.
Также выяснилось, что в некоторых странах ЕС, таких как Нидерланды, отсутствует централизованный компьютеризированный регистр вакцинации, из-за чего у властей нет возможности следить за ее ходом. Другим государствам-членам пришлось собирать данные о вакцинации по факсу.
Вне всякого сомнения, эти страны теперь сожалеют, что до пандемии не выделяли достаточных средств на развитие информационных технологий в сфере здравоохранения. Однако еще не поздно инвестировать в модернизацию инфраструктуры вакцинации прямо сейчас.
Евросоюз оказался в экономически и политически взрывоопасной ситуации. Без дополнительных поставок вакцин он не сможет быстро восстановить свою экономику. Решить проблему в ближайшие недели не удастся, поскольку невозможно в один миг создать производственные комплексы по производству вакцин. Чтобы получить большее количество доз эффективных вакцин производства компаний Pfizer/BioNTech, AstraZeneca и Moderna, Европе надо было рискнуть и заказать их летом и осенью 2020 года, а не сейчас.
Теперь ЕС должен дать свою "клятву Гиппократа" - не причинять дальнейшего вреда. Европа должна воздерживаться от поступков с позиций "вакцинного национализма" и запретов на торговлю вакцинами и их компонентами. Разумеется, ЕС должен настаивать на том, чтобы фармацевтические компании соблюдали условия заключенных контрактов и обеспечили дополнительные поставки вакцин. Во втором квартале 2021 года система поставок вакцин должна быть кардинально усовершенствована.
Но прежде всего страны ЕС должны использовать в полном объеме вакцины, которые у них уже есть. Ни под каким предлогом нельзя отказываться от амбициозных стратегий проведения массовой вакцинации.
Преимущества вакцинации всего взрослого населения ЕС к концу июня намного превышают все вероятные экономические издержки, и эта задача все еще выполнима - к примеру, Дании это удалось. Для такой большой и богатой группы стран, как ЕС, это является задачей первостепенной важности, пренебрегать которой не может себе позволить никто.