Муниципальные выборы 2021 года в Латвии

Покупка популярности: насколько рейтинг партий зависит от трат на рекламу

Как соотносятся расходы на предвыборную агитацию с рейтингами партий перед выборами в Рижскую думу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 13 авг — Sputnik, Андрей Солопенко. Лидерами по расходам на агитацию на внеочередных выборах в Рижскую думу являются "Честь служить Риге", Новая консервативная партия (НКП) и KPV LV. Этим партиям еще предстоит побороться за голоса избирателей, ведь хоть и говорят, что наличие больших денег серьезно увеличивает шансы на победу, однако для некоторых списков этот постулат явно окажется ошибочным.

Кандидат на победу

По данным компании Factum, в перовой декаде августа самой популярной политической силой на грядущих выборах в Рижскую думу является общий список "Для развития/За!" и "Прогрессивных", за который готовы проголосовать 23% респондентов. Как указывают опросы этого агентства, данный блок еще в начале лета вышел на первое место, обогнав многолетнего лидера симпатий рижан партию "Согласие", и с тех пор значительно увеличил свою поддержку, притом потратил на это не самую большую денежную сумму.

"Для развития/За!" и "Прогрессивные": в ожидании внутренней конкуренции

Согласно Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, до 5 августа расходы этого блока на предвыборную рекламу составили чуть более 114 тысяч евро и, судя по нахождению в верхних строчках рейтингов, деньги пошли на пользу. Также лидер списка Мартиньш Стакис — единственный кандидат в мэры, которого положительно оценивают больше респондентов, чем отрицательно. Все это указывает, что объединение проводит грамотную кампанию, и если за оставшееся время до выборов ничего не изменится, то у него появятся хорошие шансы взять власть в столице.

Правда, вполне возможно, что надежды эти преждевременны. Ведь среди сторонников этого списка очень много молодежи, которые не отличаются активностью на выборах. Не исключено, что нынешние опросы завысили реальную поддержку "Для развития/За!" и "Прогрессивных", которая на выборах может быть меньше. Вследствие этого объединению необходимо не только вкладывать деньги в узнаваемость, но и стремиться мотивировать сторонников голосовать, иначе полученный результат не оправдает расходов на рекламу.

Без крупных вложений

Находящееся на втором месте "Согласие" начиная с февраля постепенно теряет поддержку избирателей. Так, если в начале года рейтинг этой политической силы был 26%, то ныне он составляет лишь 16%. Тем самым "Согласие" лишилось примерно третьей части своих сторонников и серьезно рискует оказаться в оппозиции в новоизбранной думе. Как отмечает политолог Филипп Раевский, им будет очень трудно найти того, кто будет хотеть с ними разговаривать о создании правящей коалиции.

"Согласие" на выборах в Риге: повторит ли Чекушин путь Ушакова

В то же время по предвыборным тратам среди ведущих партий "Согласие" находится на седьмом месте с суммой в 104 тысячи евро. Интересно, что на выборах в Европарламент "Согласие" было лидером по агитационным расходам, наибольшую сумму оно потратило и перед выборами в Сейм. Поэтому вполне возможно, что данная политическая сила уже смирилась с ролью оппозиции в муниципалитете и не видит смысла в крупных вложениях, так как практически не имеет шансов вернуть потраченные средства.

В этот раз решило обойтись без больших трат и "Новое Единство", чьи расходы пока что составили почти 112 тысяч евро. По данным опроса, партия занимает третье место с рейтингом в 12%, что гарантирует ей места в думе и дает шансы на увеличение своей фракции. Выборы в Сейм и Европарламент показали, что у "Нового Единства" имеется стабильный электорат, а значит, крупных сумм для его мотивации не требуется. Преданные сторонники и так готовы идти голосовать, обеспечивая партии депутатские мандаты.

Затраты должны окупиться

На четвертом месте по популярности находится "Честь служить Риге", за эту партию готовы голосовать 10% рижан. В то же время ЧСР потратила больше всех на агитацию – ее расходы составляют 156 тысяч евро. Что и логично, ведь эта политическая сила впервые участвует в выборах самостоятельно, и ей необходимо, чтобы избиратели узнавали ее на фоне других партий. Естественно, активная реклама является наиболее проверенным средством, тем более что все затраты на нее окупятся, если ЧСР пройдёт в думу, ведь партия рассчитывает на получение "золотой акции" при формировании коалиции.

Буров ответил на инсинуации вокруг его золотых часов и парковки

Пятое и шестое места делят Национальное объединение, идущее в Рижскую думу одним списком с Латвийским объединением регионов, и Новая консервативная партия. Их поддержка составляет 9% при очень сильно различающихся расходах на предвыборную кампанию. Так, если Нацблок и регионалы потратили на выборы лишь около 91 тысячи евро, то НКП заплатила за рекламу более 152 тысяч, и еще не факт, что данная политическая сила непременно окажется в столичном самоуправлении.

В отличие от Национального объединения, выставившего своим лидером списка известного политика Эйнарса Цилинскиса, НКП сделала ставку на менее популярную Линду Озолу, которая на фоне других кандидатов в мэры выглядит откровенно слабо. Вполне возможно, что партия может и не преодолеть 5%-ный барьер, как это случилось с ней на выборах в Европарламент. Поэтому ей и требуется больше денег на рекламу, ведь второе поражение подряд может сильно пошатнуть позиции НКП в правительстве. Тогда как наличие фракции в думе, особенно при работе в коалиции, наоборот, укрепит ее положение.

Нужно быть в думе

Похожая ситуация наблюдается и у политических сил, делящих седьмое и восьмое места. На них с поддержкой в 7% находятся Русский союз Латвии (РСЛ) и Союз зеленых и крестьян (СЗК), которые потратили на рекламу примерно равное количество средств. Расходы РСЛ составили около 110 тысяч евро, а СЗК – 105 тысяч. Обе эти партии не были в думе уже очень долгое время, и сейчас им необходимо мотивировать сторонников прийти на участки, ведь прохождение в муниципалитет даст мощный импульс к их дальнейшему развитию.

Союз зеленых и крестьян – "темная лошадка" на выборах в столице

Например, СЗК при наличии фракции может попытаться закрепиться в правящей коалиции с другими правыми партиями, что приблизит его к попаданию в правительство, вместо НКП. А РСЛ, пройдя в Рижскую думу, разрушит монополию "Согласия" на русскоязычные голоса, существовавшую более десяти лет, и покажет, что может представлять интересы этой группы избирателей. Правда, осталась самая малость – преодоление пятипроцентного барьера, чему могут помочь вложенные в агитацию денежные суммы.

Необходимо попасть в думу и партии KPV LV, растерявшей электоральную поддержку и теперь старающейся вернуть хотя бы часть своих сторонников. Для этого она потратила на предвыборную рекламу довольно крупную сумму денег – 141 тысячу евро, однако нужного результата ей это не принесло. Поддержка KPV LV продолжает колебаться в пределах 1-2% и сильно выше уже не поднимется. Среди избирателей присутствует настолько большое разочарование этой партией, что его невозможно преодолеть никакими деньгами.