Но и латышских политиков с их снобизмом можно понять. У них перед глазами стоит передовой опыт Арабских Эмиратов, где главная забота коренных жителей — соколиная охота и верблюжьи бега. А остальную работу за них выполняют жители более бедных стран. Но там у местных есть нефть, которую легко конвертировать в звонкую монету, чтобы платить понаехавшим зарплату. У нас главное богатство - это государственный язык, который пока по досадному недоразумению не котируется на мировых биржах.
Всех выпускать, никого не впускать
Пока политики разглагольствуют, латвийский предприниматель испуган безлюдьем на рынке труда. За копейки местные не идут работать в сферу общепита, в пищевую и обрабатывающую промышленность и даже в строительство, где хоть что-то платят.
Отечественный и иностранные инвесторы требуют облегчить условия ввоза в Латвию рабочей силы. Прежде всего — низкоквалифицированной. Однако ввоз "дешевых" гастарбайтеров является одним из табу в политической платформе Нацобъединения.
Так, в своем Twitter видный деятель объединения и парламентский секретарь Минюста Янис Иесалниекс принципиально заявил: его партия последовательно и категорически выступала и будет выступать против ввоза в Латвию малоквалифицированной рабочей силы.
Причина? Увы, оказывается, что у радеющего за интересы латышей Нацобъединения далеко не все латыши — шейхи и эмиры. Оно не хочет завозить в страну дешевую рабочую силу потому, что она отнимет работу у местных, которые тоже могут работать за копейки. Таким образом, в Латвию следует пускать только высококвалифицированных гастарбайтеров, а закатывать рыбу в банки могут и латыши.
Но, увы, кажется, в Нацобъединении не заметили, что латвийцы давно уже проголосовали против, купив билет в один конец в страны, где им могут предложить более достойное вознаграждение за их труд.
Почему волнуются в Польше?
Высококвалифицированные иностранцы тоже могут без особых проблем найти место под солнцем в более богатых странах. Да что там говорить о профи... Пока Латвия продолжает высокомерно воротить нос, более простая и прежде доступная рабочая сила с Украины уже мигрирует из относительно благополучной Польши в Германию и другие страны Европы.
В самой Польше по этому поводу бьют тревогу: украинские заробитчане все чаще планируют ехать работать в Германию и другие страны ЕС, при этом, согласно оценкам Work Service, из Польши могут уехать до 59% украинских работников, пишет Rzeczpospolita.
По словам президента фирмы Personnel Service Кшиштофа Ингльота, в Польше в ближайшее время недостаток кадров может вырасти с 165 тысяч до полумиллиона человек.
"В Германии украинцы смогут законно заработать значительно больше. Польша не будет для них такой привлекательной. Работников с Украины уже сейчас отбирают у нас Чехия, Словакия и Венгрия. Эти страны решили проблемы с трудоустройством и предлагают лучшие условия труда", - признает глава компании Work Service Павел Вольневич.
Так что украинских работников, которые у нас устраивались в основном через фирмы по подбору персонала из Польши, Латвия, похоже, проспала. В Нацобъединении и дальше могут спокойно почивать на лаврах — они не приедут угрожать латышской мове и существованию титульной нации.
Но где же черпать трудовые резервы? В бывший среднеазиатских республиках СССР? Но работники оттуда уже ангажированы на просторах России. Пакистан, Индия, Бангладеш? Но им ближе и выгоднее в тех же Эмиратах. И потом, пакистанцев и индусов, которые в обилии работают в Риге, в многочисленных кебабных, как-то очень сильно невзлюбили в том же Национальном объединении.
Латышские политики — самодостаточные
А кого в Национальном объединении любят, кроме латышей? Никого. В этом и проблема. В Нацобъединении люди исключительно самодостаточные, им хватает любить только самих себя.
Возможно, латышские политики согласились бы, если бы к нам хлынули трудиться галантные французы и белокурые шведы. Но в ближайшие полторы тысячи лет такая конъюнктура на рынке труда вряд ли возможна.
Страшно представить, что будет, если в Латвии придется реализовывать какой-нибудь мегапроект. Такой, кстати, есть — это многомиллиардная железнодорожная колея RailBaltika, призванная соединить страны Балтии с центром Европы.
Но ведь для ее строительства и обслуживания специалистов тоже взять неоткуда, Либо сейчас надо срочно открывать железнодорожные колледжи, либо смириться с завозом сотен, тысяч, иностранцев.
А ведь помнится, в конце 80-х годов прошлого века метро в Риге не было построено как раз из-за опасений в том, что для его строительства понадобится слишком много рабочих и специалистов из республик СССР.
А пока буксует даже такая латвийская "стройка века", как система электронного здравоохранения. Как жалуется министр здравоохранения Илзе Винкеле, Минздрав из-за нехватки средств не может нанять профессиональных IT-специалистов.
Что-то пошло не так
Получается следующая картина. Пожалуй, по-настоящему историю успеха той или иной страны можно увидеть отнюдь не по уровню ВВП, который можно натянуть искусственно. А по тому, насколько в ней ценится рабочая сила - местная и завозная.
Рабочая сила "сделано в Латвии" давно поставила Латвии свою оценку, уехав на чужбину. Да и завозная, похоже, не спешит заполнить собой стройки, кухни, фермы и грядки. Отчасти потому, что платят здесь меньше, чем в других местах, отчасти потому, что желающим нанять их надо преодолеть массу бюрократических препонов и предложить зарплату, которая сделает производимые ими товары и услуги неконкурентоспособными.
Для многих предприятий в Латвии установленный уровень зарплаты для ввозимой рабочей силы в как минимум 1000 евро брутто – недосягаем.
И даже приблудившиеся в Латвии беженцы бегут себе дальше, в более богатые страны. Все это свидетельствует о том, что Латвия себя явно переоценила. Ей нечего предложить ни своим, ни приезжим работникам. И как место для приложения человеком своих сил, умений и таланта страна, к сожалению, является банкротом.
Сообщили, что к 2022 году в Латвии будет не хватать порядка 16 тысяч специалистов с высшим образованием по математике и инженерным наукам, а также 30 тысяч работников с профессиональным образованием. И все это при избытке специалистов по гуманитарным и социальным наукам.
То есть те, кто планировал развитие Латвии на перспективу, всерьез думали, что коренные жители этой страны будут играть на арфах, устраивать художественные перформансы и участвовать в философских дискуссиях, а обслуживать их будут приезжие. Но что-то пошло не так.