РИГА, 22 янв — Sputnik. "Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать?" — классическая речь милиционера, обращенная к низам общества, могла бы сослужить метафорой меморандума Совета иностранных инвесторов в Латвии (FICIL), пишет латвийское издание "Бизнес Сегодня".
Собравшись на ежегодный саммит в Стокгольмской экономической школе в Риге, зарубежные предприниматели пожаловались друг другу на экономические условия в ЛР, по-прежнему остающиеся "средними". Хотя общая оценка 2,6 по 5–балльной шкале может считаться разве что при очень комплиментарном отношении принимающего экзамен...
Бегство от "серого списка"
За истекший год успеваемость страны в народнохозяйственной сфере, по оценке FICIL, возросла всего–то на 0,1 — увеличение на уровне погрешности. Тем не менее профессор экономики Арнис Саука констатировал существенное улучшение ожиданий бизнеса: с 55% до 64% возросло число предприятий с иностранным капиталом, намеревающихся увеличить инвестиции в Латвию.
Несмотря на то, что FICIL объединяет, по его заверениям, исключительно "белый" бизнес, возрастающие сложности регулирования денежных трансакций сказываются и на нем.
"Банки устанавливают высокие требования к их потребителям, и не все компании обладают необходимым знанием и инструментами для их выполнения", — пожаловались иностранцы на рвение национальных контрольных органов, перед коими стоит задача не допустить попадания ЛР в так называемый серый список стран, занятых отмывкой денег.
Но предприятия сферы услуг вопиют в частном опросе: "Нам нужно искать новые виды осуществления сделок, используя австрийские, швейцарские банки. Там нам предлагают даже говорящих по-латышски дилеров! В любом случае отношение местных банков — нелогично! У них нет никакого отношения к предотвращению легализации средств, нажитых преступным путем и Moneyval!"
Проблема–2021
Налоговая реформа оценивается зарубежным бизнесом в Латвии аналогично — 3,1. Фискальная система, по их оценке, нуждается в упрощении.
В некоторых случаях опрошенные FICIL предприниматели даже мыслят по–социалистически — приветствуют прогрессивный подоходный налог! Однако прежде чем правительство приступит к очередному пересмотру налоговых ставок в 2021 году, его все же просят вспомнить содержание предыдущих серий...
Рост неопределенности — 25% иностранных предпринимателей именно так характеризуют происходящее в ЛР.
"Мне регулярно нужно объяснять нашим инвесторам, почему не можем развивать новые проекты в Латвии, что совершенно печально", — отозвался о ситуации руководитель предприятия в сфере недвижимости, пожелавший сохранить инкогнито.
Аналогично анонимный предприниматель–производственник жалуется: "Чем дальше мы продвигаемся с осуществлением своего инвестиционного плана, тем больше проблем появляется". Фирма по оказанию услуг полагает: "Ситуация в финансовом секторе порождает опасения".
Латышские Митрофанушки
Весьма холодным душем для национальной образовательной системы стала оценка в 2,7 балла, которую дали иностранцы качеству специалистов, поставляемых отечественными вузами. "Относительно существенное падение", — так вежливо отозвались инвесторы о продукции университетов страны под руководством министра Шуплински (с 3,1 при Шадурскисе). И напомнили: "Как стране с сокращающимся населением, Латвии особенно важно обеспечить конкурентоспособное высшее образование. В противном случае будет невозможно осуществить долгосрочный экономический рост".
Собственно не сам научный уровень и даже не язык преподавания (кстати, SSE Riga, где проходило представление отчета — избранный вуз, для которого английский узаконили специальным законом!) не люб иностранным инвесторам — а порочное управление образовательной системой, а также "недостаточный уровень финансирования".
Выше производительность труда!
За последние 4 года именно в 2019 году эффективность работы в ЛР достигла максимума — 3,5 по 5–балльной системе. Проблемы с производительностью, разумеется, остаются — причем без разницы, в частном ли, в государственном ли секторе. От последней иностранцы ждут уменьшения бюрократии, развития электронных услуг. С интересом FICIL ждет административно–территориальной реформы — "должна оказать положительное воздействие на эффективность общественного сектора". Что ж — блажен, кто верует…
Интересно, что в списке неотложных мер для лиц, принимающих в Латвии решения, FICIL назвал "доступность рабочей силы; ситуацию, касающуюся демографии и сектора здравоохранения". То есть иностранных инвесторов реально беспокоит ситуация с деградацией латвийцев, потенциально занятых на их предприятиях, до уровня бригады шарашкиной конторы "Операции Ы". Наименее доступны как раз исполнители низшего звена — рейтинг неквалифицированной рабочей силы 2,4, тогда как управленцев найти легче — 3,1.
Вот какими сентенциями от разных фирм сопровождались оценки: "Все знают, что ситуация плоха, но, кажется, никто не знает, с чего начать. Есть ощущение, что сдаемся" (предприятие по розничной торговле и услугам).
"Прогресс негативный. Придет момент, когда нам придется повышать пенсионный возраст" (предприятие оптовой и розничной торговли).
"Ситуация постепенно ухудшается, и я не замечаю признаков, дающих основания оптимизму" (предприятие информационно–коммуникационных технологий).
"Для нас необходима лучшая доступность иностранной рабочей силы, чтобы обеспечить неквалифицированных сотрудников. Что касается квалифицированных… ситуация в действительности не столь плоха" (предприятие услуг).
Оригинальный рецепт предложил один иностранный риелтор — а не поднять ли Латвии пенсионный возраст до 70 лет?
Можно сказать, что власть имущие отреагировали быстро. Ибо полуторатысячное увольнение на государственном АО Latvijas Dzelzceļš как бы является подарком для рекрутеров. Вот вам и квалифицированный, и ответственный работник — налетай, подешевело. Только вот вряд ли подобный локаут сам по себе свидетельствует о здоровье национальной экономики и ее стратегических перспектив. Доказательством тому может стать хотя бы практически неизменный — и низкий — внутренний спрос: как оценивался он в 2,8 в 2015 году, так и остался.
Но углубляться в такие тонкости FICIL не станет — ведь так можно дойти до констатации ущербности всей модели, импортированной с Запада.