РИГА, 9 сен — Sputnik, Людмила Прибыльская. Воскресенье, 15 сентября. С этого дня единственным оператором по вывозу мусора в Риге станет новая компания Tīrīga. Как известно, она получила монопольные права в столице на 20 лет по договору о частно-государственном партнерстве. Несмотря на то, что осваиваемая сумма раза в три превышает цену пресловутого Южного моста — 686,3 млн евро, рижане глотают слезы и перезаключают договоры. Те, кто медлит, рискуют утонуть в нечистотах.
Совет по конкуренции запоздало усомнился в итогах проведенного Рижской думой конкурса, министерство среды безмолвствует, а цифры проявляют множество странностей в мегамусорном проекте.
Рост на треть вместо шести процентов
Акционерное общество "Чистая Рига" (Tīrīga) зарегистрировано 6 июня 2019 года. Аккурат после завершения конкурса на обслуживание бытовых отходов в Риге, после которого муниципальное предприятие Getliņi Eko заключило договор с объединением двух прежних операторов по вывозу мусора — Clean R и Eco Baltia vide.
Совет "Чистой Риги" возглавил Гунтарс Кокоревич - давний партнер семьи экс-премьера Андриса Шкеле по частному мусорному бизнесу. Глава муниципального Getliņi Eko Имант Стиранс стал его заместителем, а в правление были назначены заслуженные сотрудники Кокоревича Гунтарс Левиц и Валерий Станкевич, а также 29-летняя Юлия Абеева, ранее не значившаяся на ответственных должностях.
Левиц и Станкевич вместе входят также в правление общества с ограниченной ответственностью CREB Rīga, в котором уже знакомые нам Clean R и Eco Baltia vide объединились по принципу "пирожков с рябчиками и кониной: один рябчик, один конь". То есть у младшего главного партнера, Eco Baltia vide, — 20%, а у старшего, Clean R, — 80%. Сильно в уставной капитал они вкладываться не стали, там всего 10 тысяч евро, а оборот за последние три года равняется нулю, потому что само объединение являет собой просто вывеску и аббревиатуру из первых букв имен акционеров.
У ООО есть также двойник — полное общество с таким же названием. Именно оно c 1 cентября 2018 года реализовывало пилотный проект мусорной монополизации, выиграв процедуру закупки у крупнейшего муниципального домоуправления Rīgas namu pārvaldnieks. Теми же самыми словами, что сейчас, жителям многоквартирных домов объясняли экологические "ништяки" и "выравнивание тарифа в рамках городской территории" с ростом на 4-6% или на все 40-50%. Год назад "выравняли" всего до 10,80-11,00 евро за кубометр плюс НДС.
Аппетит приходит во время еды: новый "выравненный" тариф Tīrīga составляет 17,38 евро за кубометр + НДС (брутто 21,03 евро). Руководитель управления среды Рижской думы Эвия Пинке заявила с трибуны, что рост цен составит "не более 9%", и это очевидная ложь: у одного и того же CREB Rīga цена подскочила на треть.
На самом деле рост цен будет еще больше. Если взять счет компании Clean R за 2015 год, увидим, что всего четыре года назад тариф за вывоз мусора составлял 9 евро и 68 центов за кубометр без НДС, объем минимального контейнера — 240 литров, а вывозить контейнер дозволялось один раз в месяц. Таким образом, семье пенсионеров из 2 человек, которые привыкли сортировать мусор в своем частном домике, утилизируя растительные остатки в компост и сжигая бумажный мусор в печке, услуга Clean R обходилась в 2 евро 80 центов в месяц.
Осенью прошлого года компания начала закручивать гайки. Ссылаясь на обязательные правила Рижской думы, она отказалась предоставлять свою услугу один раз в месяц, настаивая на росте объема отходов до 480 литров, а платежа — до 5,60 в месяц. И даже если вы не выставили контейнер для вывоза, платить за него все равно было необходимо. Таким образом была изобретена практика взымания денег за непредоставленную услугу. Не нравится? Пожалуйте в суд.
Clean R справедливо предположила, что желающих тратиться на суды из-за трех евро в месяц не найдется, и этого не случилось.
С ростом тарифов, предлагаемым монополистом Tīrīga, затраты семьи с минимума 2,80 в 2015 году возрастут до 10 евро в месяц в 2019 году, то есть не на проценты и доли, а в четыре раза, хотя сама базовая цена услуги выросла "только" вдвое. Правда, вернуться к вывозу мусора один раз в месяц вроде бы можно, хотя в базовом договоре это не прописано, вписать такую опцию от руки дозволяется.
Десять процентов годовых — это не предел
Надо заметить, что предприятие Clean R — это последняя версия "Хоэтики", созданной еще в декабре 1993 года на базе автотранспортного предприятия Управления благоустройства города Риги. Оно отвечало за вывоз мусора на территории столицы и находилось на улице Виеталвас, 5. "Хоэтикой" владел видный предприниматель Александр Князев, который скончался в 2001 году, оставив бизнес семье.
В мае 2004 года его купила финская Lаssila&Tikanoja (L&T). Вложив в акции около 700 тысяч латов (566 тысяч составлял основной капитал "Хоэтики" и еще 100 тысяч было внесено в акции L&T Improvement Oy), она планировала инвестировать 1,5 миллиона в создание предприятия по вторичной обработке сырья в Латвии, а также развитие услуг по обслуживанию и уборке офисов и предприятий.
Если предшественник этой компании L&T Improvement Oy начинал с оборота около 80 тысяч в год, то уже в 2006 году он перевалил 1,5 миллиона, а в 2010-м достиг почти 11 миллионов. Видимо, все эти годы финны инвестировали деньги в покупку нового оборудования и инфраструктуру, поскольку показывали убытки хозяйственной деятельности. Так, 2008-й ознаменовался удвоением оборота до 24 миллионов и прибылью в полтора миллиона.
В кризисные годы оборот сполз на отметку около 18 миллионов и даже меньше, однако прибыль выросла: в 2009 и 2010 годах она вдвое превышала показатели "жирных лет" и составляла почти 13% (в натуре соответственно 2,7 и 2,42 миллиона евро).
Однако финны, видимо, были недовольны снижением оборота и в 2014 году ушли с латвийского рынка, продав предприятие местному предпринимателю Гунтарсу Кокоревичу. Управляемая им компания Bioinvest (Вальню, 5-5, затем переименована в Vides investīcijas), как указано в публичной информации, на 90% принадлежала самому Кокоревичу, а на 10% — семье бывшего премьер-министра Андриса Шкеле. Она владела другим мусорным предприятием Vides pakalpojumu grupa, однако продала его коллеге — обществу с ограниченной ответственностью Zaļā josta.
Интересно, что именно Vides pakalpojumu grupa построила в Гетлини по заказу одноименного муниципального предприятия и за его деньги мусоросортировочный завод, запущенный в эксплуатацию 26 октября 2015 года в присутствии президента Вейониса и высших должностных лиц. В торжественных речах они обещали утилизировать до 80% поступающих на сортировку отходов. Интервью давал Гунтарс Левиц, ныне член правления Tīrīga.
В настоящее время мусоросортировочным заводом управляет фирма Vides resursu centrs, которая до 5 октября 2018 года на 100% принадлежала Clean R. Она реально утилизирует 540 тонн сырья из 600 в день (67% вместо обещанных 80%), показывая оборот свыше 4 миллионов евро, а прибыль — миллион евро. В процентах это сказочные 27—33% в год. Долг "центра" перед кредитными учреждениями составляет чуть более миллиона евро, а стоимость основных средств — 7,5 миллиона.
Инвестиции в сам завод составили 10,2 миллиона евро, однако эта сумма не задержалась ни в основных фондах Vides resursu centrs, ни в его обязательствах. И это не единственная мусорная странность.
Мне, вам, Остапу Ибрагимовичу
Монополия — это не всегда плохо, это мы помним по монополисту Latvijas Gāze, куда можно было дозвониться за считаные секунды, а газ населению обходился на 35% дешевле, чем на свободном рынке.
Мусорная монополия сразу пообещала нам не снижение, а рост цен. Хотя если 67% рижского мусора утилизируется, повышенный налог на его сбор вроде бы применять нельзя, а именно им мусорщики объясняют рост своих аппетитов. Сейчас налог на природные ресурсы за захоронение отходов составляет 43 евро за тонну, фирма Getliņi Eko брала за свои услуги с 1 января 2019 года 58,12 евро за тонну, то есть набавляла к налогу всего 15 евро на каждой тонне. В 2020 году налог увеличится до 53 евро за тонну, а тариф полигона — до 60,81 евро за тонну.
Хорошенько запутать потребителей и общественность можно разными способами. Один из них — методика расчета объема услуг.
Население платит за вывоз мусора по кубометрам. В многоквартирных домах кубометры раскидывают по количеству жителей, и возможности повлиять на свои траты у отдельного квартировладельца даже теоретически нет.
Полигон "Гетлини" принимает отходы не по кубометрам, а по тоннажу. При этом непонятно, как учитывается тоннаж, завозимый на мусоросортировочный завод.
В 2018 году муниципальное предприятие Getliņi Eko объявило, что намерено взять в кредит 10 миллионов евро для рекультивации старых мусорных гор и строительства "завода по переработке биомассы". Интересно, а это предприятие опять инвестирует свои деньги в завод, которым потом будет управлять частное предприятие какого-то Кокоревича?
Кстати, по обороту муниципальное предприятие уступает частному. В 2018 году Getliņi Eko получило всего 18,8 млн евро, а прибыль составила немногим более 300 тысяч, или 2% годовых. В то же время оборот "мусорного лидера" Clean R с 2015 года неуклонно рос: в 2016 году компания провернула 32,4 миллиона с прибылью 1,68 миллиона, в 2017-м — столько же с прибылью почти 2 миллиона, а в 2018-м оборот увеличился на полтора миллиона, который почти полностью осел в прибыли. Таким образом, доходность мусорного бизнеса составляла в 2018 году 10,5%.
И когда нам говорят, что заключать договоры с оператором отходов менее чем на 25—30 лет в Европе не принято, надо спросить, а какова доходность этого бизнеса у "опытных буржуев"? Тоже 10%, а то и 33% годовых?
Максимум за 10 лет можно отбить любые инвестиции, не говоря уже о том, что часть прибыли и так не показывается в сухом остатке, так как списывается через амортизацию…
И эти 686 миллионов евро, поделенные на 20 лет, добавят к обороту концессионеров по 34,3 млн в год, практически удвоив его.
В общем, Tīrīga кажется сказкой про деление вершков и корешков. Муниципалитет в лице Getliņi Eko будет принимать на себя кредитные обязательства и риски, а частные партнеры получат гарантированный прибыльный бизнес на 20 лет. Рижанам предлагается платить, а пожаловаться фактически будет некому: дума через свое муниципальное предприятие завязнет в мусоре по уши. И даже перевыборы не помогут: вряд ли найдется политическая сила, которая рискнет расторгнуть договор на 686 млн евро и выплатить компенсацию пострадавшему частнику.
Информация к размышлению
В 2002 году в Латвии на пеpеpаботку попадало чуть более 4% отходов. Была поставлена задача довести это количество до 15% в 2006 году. К 2014 году доля утилизируемых отходов составила 21%, тогда как в Германии перерабатывалось 64%. В Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Швейцарии на полигоны практически не попадают бытовые отходы, а Латвия входит в число стран, где три четверти мусора идет на полигоны. Среди отстающих также находятся Кипр, Хорватия, Греция, Мальта и Турция.
При этом исследование "Латвийского зеленого пункта" и SKDS 2019 года показало, что более половины жителей Латвии сортируют бытовые отходы и делали бы это активнее, если бы вблизи от дома находились контейнеры для раздельного сбора вторсырья. Однако только каждый десятый готов обратиться к компании, предоставляющей услуги по сбору мусора, за специальными контейнерами для бумаги, стекла и пластика. Ну а 38% жителей заявили, что привыкли валить весь мусор в кучу. Избавиться от этой привычки им помогли бы доступность специальных контейнеров, информирование общества и жестокие штрафы, сделали вывод исследователи.
Спор вокруг мусорной монополии: рижанам "под шумок" уже подняли цены>>