РИГА, 1 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Раннее утро. Рижский автовокзал. На остановке, где забирает пассажиров автобус Lux Express, едущий через литовский город Биржай до латвийского Даугавпилса, уже полно народа.
Большинство людей стоят с распечатками электронных билетов, которые при покупке в интернете стоят 4 евро (а то и дешевле) вместо 8 – сколько спрашивают другие автобусные компании с пассажира. В очереди перед дверями автобуса никто не скрывает, что едут не до Биржая, а именно до Даугавпилса.
"А почему я должен платить вдвое больше за билет, сколько спрашивают разные латвийские автобусные компании? У Lux Express и дешевле выходит, и почти на час можно быстрее доехать до Даугавпилса, и еще очень комфортно: сиденья большие, расстояние между креслами просто огромное, а еще и кофе бесплатный, и Wi-Fi, и фильмы можно смотреть на экране, как в самолетах. Я сам живу в Даугавпилсе, но по делам примерно трижды в неделю должен приезжать в Ригу, и, когда на билеты тратишь вдвое меньше, это ощутимо для семейного бюджета", - рассказал корреспонденту Sputnik Латвия пассажир Николай Варлеев.
Другой пассажир, Константин Паташев, идущий следом, добавил: "У нас в стране все только дорожает. А тут вот вам подарок - с июня на маршруте до Даугавпилса появились автобусы Lux Express с билетами вдвое дешевле обычного. Понятно, что теперь у Lux Express пассажиров становится больше, чем у других фирм, которые возят народ от Риги до Даугавпилса".
"У меня одна часть семьи живет в Риге, а другая разбросана по поселкам в окрестностях Даугавпилса. И все мы постоянно ездим – то в Ригу из Даугавпилса, то из столицы Латгалии в главный город Латвии. Только за часть июня, июль и август я посчитала, что наша семья сэкономила на билетах примерно 840 евро. Я вначале не поверила, когда увидела цифру на калькуляторе, перепроверила раза три. Нет, все верно. Думаю, очевидно, почему мы предпочитаем Lux Express, а не другие автобусные компании. К тому же у Lux Express едешь на большое расстояние предельно комфортно", - призналась журналист Анастасия Коржева из Латгалии.
Других мнений на Рижском автовокзале среди пассажиров, которые ехали из столицы в Даугавпилс, не было. И это понятно. Понятно и то, что другие автобусные компании, которые тоже перевозят пассажиров из Риги в Даугавпилс и обратно, крайне болезненно восприняли появление Lux Express на маршруте. Тут же разгорелся крупный скандал аж государственного масштаба: латвийская сторона сейчас добивается от эстонского министерства транспорта, чтобы оно надавило на компанию Lux Express, и та перестала бы отбирать хлеб у латвийских автобусных перевозчиков. Если же Эстония никак не отреагирует на это, то тогда Латвия грозит обратиться в Европейскую комиссию.
Конкурента выдавят, а затем…
Sрutnik Латвия уже писал об этих "автобусных разборках", но коротко напомним. Примерно год назад Дирекция автотранспорта (латвийская госструктура, регулирующая систему перевозок пассажиров по республике и цены на билеты) объявила среди автобусных компаний конкурс на маршрут Рига - Даугавпилс и обратно. Его выиграли Nordeka и Daugavpils autobusu parks (Даугавпилсский автобусный парк).
Цену за билет, за проезд в одном направлении, установили 8 евро, исходя из самых разных критериев. В эту сумму заложили еще и издержки автобусных компаний, которые образуются из-за того, что они, по условиям конкурса, обязаны перевозить разные категории пассажиров либо с очень большими скидками, либо вовсе бесплатно: например, детей, инвалидов, репрессированных. Поскольку автобусные компании не всегда могут покрыть самые разные издержки, даже если цена за билет 8 евро, государство через Дирекцию автотранспорта выплачивает им некоторые компенсации, чтобы не работали "в минус".
И тут вдруг в июне заявила о себе эстонская компания Lux Express, которая занимается международными перевозками. Она открыла два маршрута Таллин - Рига - Биржай и Биржай - Даугавпилс. Все законно. Компания получила все разрешения и с эстонской стороны, и с латвийской, и с литовской, что отвечает правилам международных перевозок.
Однако фактически этот маршрут слился в один, к тому же из Риги в Биржай почти никто не отправляется, а люди выбирают автобусы Lux Express для поездок из столицы Латвии до Даугавпилса.
От Рижского автовокзала у Lux Express автобусы ходят три раза в день, столько же в обратном направлении. И все бы ничего, но компания, которая в разных странах славится своими низкими ценами и максимальным комфортом для пассажиров, стала предлагать цену за билет в одном направлении 4 евро и даже меньше, если его покупать в интернете.
Понятно, Дирекция автотранспорта тут же подняла шум, ведь если автобусные компании Nordeka и Daugavpils autobusu parks теряют пассажиров, то для государства увеличивается нагрузка: надо больше выделять компенсаций упомянутым предприятиям, чтобы оправдать их затраты на дорогу, в противном случаем им работать по маршруту Рига - Даугавпилс будет попросту невыгодно.
Представитель Дирекции автотранспорта Зане Плоне в разговоре с корреспондентом Sputnik Латвия не скрывала: если фирма Lux Express переманит к себе столько пассажиров, что у Nordeka и Daugavpils autobusu parks будут ходить из Риги в Даугавпилс и обратно полупустые автобусы, государство не сможет двум компаниям выплачивать столь большие компенсации, и все достигнет такой критической массы, что их перевозки по маршруту попросту закроются.
"И мы не можем гарантировать, что, когда Lux Express предельно низкими ценами за билеты выдавит с рынка латвийских конкурентов и станет чуть ли не единственной на маршруте, она сохранит для пассажиров такую же плату за проезд – 4 евро. Например, в Эстонии она так же выдавила с рынка автобусных перевозок тамошних конкурентов на разных маршрутах, а когда представители соседнего государства обратились к Lux Express, чтобы компания сделала большие скидки (или вовсе перестала брать плату) для определенной категории пассажиров, например, для инвалидов, та категорически отказалась. Иными словами, с Lux Express все очень непросто, и политика работы компании для нас лично очевидна", - говорит Зане Плоне.
Невыгодный маршрут
В то же время Зане Плоне отметила, что Lux Express работает по законам Эстонии и международным правилам, Латвия не может на нее никак надавить юридически, и, скорее всего, будет решать вопрос через Еврокомиссию.
Не скрывали своего отношения к такой политике работы Lux Express и ее конкуренты Nordeka и Daugavpils autobusu parks. Директор Daugavpils autobusu parks Сергей Михайлов сказал в разговоре с корреспондентом Sputnik Латвия следующее.
"Мы возим пассажиров плюс-минус за 8 евро, но у нас очень много и льготников, для которых билет с 90%-ной скидкой, а для других вообще бесплатный. Конечно, если Lux Express переманит столько пассажиров, что у нас останутся только льготники, государство попросту не станет нам компенсировать чересчур большие затраты, а мы, в свою очередь, не сможем работать себе в убыток и вынуждены будем уйти с маршрута. У нас и так есть рейсы, в которых пассажиров, платящих за билет полную цену, слишком мало", - говорит Сергей Михайлов.
Собеседник отметил, что сейчас на автобусах в Даугавпилс ездят не самые богатые слои населения, большинство предпочитает перемещаться на своих машинах. Исходя из этого определена и цена за билет – 8 евро. Причем устанавливает ее не автобусный перевозчик, а заказчик услуг - Дирекция автотранспорта.
"Мы, по идее, должны получать 450-500 евро на одном маршруте туда и обратно. Тогда маршрут оправдан. Но столько бывает, мягко говоря, не всегда, и в таком случае нас спасают только компенсации от государства. И логично, что из-за появления Lux Express какие-то рейсы из Даугавпилса в Ригу могут закрыть. Увы. Мы сейчас ждем, чего в итоге добьется Дирекция автотранспорта уже в международном споре, а сами ничего поделать не можем", - замечает Сергей Михайлов.
Чей бензин и где налоги…
В свою очередь, директор Nordeka Сергей Конопиев рассказал:
"Честно говоря, я не очень хочу говорить на эту тему, чтобы не создавать лишнюю рекламу компании Lux Express, которая, на мой взгляд, работает, мягко говоря, непорядочно на латвийском рынке. Цена 8 евро за проезд, если не будет компенсаций от государства, для нас не просто низкая. Если автобус едет полупустой, тогда мы работаем себе в убыток. А что уж там говорить о цене 4 евро, как у наших конкурентов Lux Express… Эстонская компания демпингует, конечно. Более того, она нередко опускает еще больше цену. Понятно, для чего она работает себе в убыток: чтобы очистить рынок от конкурентов, а потом устанавливать такие цены за проезд, которые будут выгодны", - подчеркивает Сергей Конопиев.
Еще он адресовал несколько вопросов, скорее всего, латвийским государственным ведомствам. Например, Lux Express - компания эстонская, работает по международным правилам, но платит ли она налоги в Латвии, перевозя пассажиров по маршруту из Риги в Даугавпилс? Еще вопрос: чье топливо в автобусах Lux Express? Его Lux Express покупает в Латвии?
Есть подозрение, что его закупают в России (у Lux Express есть маршруты и там), по значительно более низким ценам: автобусы его заливают в баки и канистры предельно много, чтобы потом использовать его в Прибалтике, где топливо значительно дороже. Таким образом перевозчику удается сильно экономить, что также позволяет снижать цены на билеты.
"Да, юридически Lux Express работает по международным законам, но другое дело, во что все превращается на практике, а здесь все со стороны эстонской компании выходит некрасиво", - говорит Сергей Конопиев.
В то же время пассажиры в этом споре, конечно, занимают сторону Lux Express. Ведь в свете последних подорожаний в Латвии (и в Риге, конечно, тоже) буквально на все, очень приятно, когда хотя бы за что-то можно платить меньше.