23:22 23 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD1.0985
  • RUB70.2637
В салоне автобуса

Билеты на автобусы обязаны быть дорогими: правительство Латвии настаивает

CC0 / pexels
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
2847

Чем закончится скандал с перевозками пассажиров из Риги в Даугавпилс, разразившийся из-за того, что компания Lux Express предлагает цену за поездку вдвое меньше, чем ее конкуренты Nordeka и Daugavpils autobusu parks

РИГА, 25 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Этим летом эстонская компания Lux Express открыла маршрут регулярных автобусных перевозок Таллин - Рига - Биржай - Даугавпилс. Пассажирам она предлагает полный сервис и комфорт, а главное - быструю доставку из Риги в Даугавпилс и вдвое дешевле, чем на автобусах компаний Nordeka и Daugavpils autobusu parks (Даугавпилсский автобусный парк), которые тоже ходят от столицы до второго по величине города Латвии. Логично, что клиентов у Lux Express становится больше с каждым днем.

Разгорелся скандал: последние две компании пожаловались на конкурента в госструктуру – Дирекцию автотранспорта. Нюанс еще и в том, что работу этих двух компаний дотирует государство, а эстонцы Lux Express все расходы берут на себя.

Казалось бы, в такой ситуации нашему государству стоит только радоваться, что иностранцы помогают латвийцам экономить деньги, которые заработать в этой стране становится все сложнее. Однако то самое государство и начало вставлять палки в колеса автобусов Lux Express. Корреспондент Sputnik Латвия разбирался в ситуации.

Комфорт, который Латвии… не нужен

Автобусная компания Lux Express открыла новый маршрут в середине июня и ценами сразу удивила латвийцев, которые привыкли платить за дорогу из Риги в Даугавпилс 8 евро, а теперь могли ездить за 4, да еще быстрее (всего за три часа, а не за четыре, как у других перевозчиков) и с большим комфортом.

Если о нем, о комфорте, то в автобусах большие и очень удобные сидячие места (обычные – для Lux Express во всех странах), климат-контроль, автомат для бесплатных горячих напитков, туалет, Wi-Fi, у каждого пассажира персональное мультимедийное устройство с записью почти 100 часов – хоть голливудских фильмов, хоть музыки.

Время отправления автобусов из Риги у Lux Express - 7:00, 12:30, 17:30. Если покупать билет у водителя, тогда он стоит 8,50 евро, в кассах Рижского автовокзала – 7, а на сайте luxexpress.eu – 4. Плюс еще у Lux Express постоянно разные акции и скидки: для детей в возрасте до 7 лет – 80%, для детей до 16 лет – 40%, для молодых людей до 26 лет и для людей старше 60 - 10%.

В компании Lux Express проанализировали ситуацию на рынке, посчитали все и поняли, что даже 4 евро за билет – вполне адекватная и логичная цена для бедного латвийского рынка. К слову, у Lux Express и в родной Эстонии билеты недорогие, например, от Таллина до Нарвы можно проехать всего за 4 евро.

Если говорить о поездках на Nordeka и Daugavpils autobusu parks, то автобусы там самые обычные – без наворотов, какие есть у Lux Express, и едут они достаточно медленно, останавливаясь в разных городах, например Айзкраукле, Плявиняс, Екабпилс. Зато цены, что предлагают Nordeka и Daugavpils autobusu parks, мягко говоря, завышены аж вдвое.

При том, что перевозки этих двух компаний еще и дотирует государство: чтобы Nordeka и Daugavpils autobusu parks могли дешевле, а иногда и со скидками перевозить определенные группы пассажиров. То есть Nordeka и Daugavpils autobusu parks до появления компании Lux Express с ее адекватными ценами жили более чем роскошно.

Конкуренция кому-то кажется вредной

Nordeka и Daugavpils autobusu parks подняли шумиху и обратились в Дирекцию автотранспорта – структуру, которая утверждает и контролирует работу латвийских перевозчиков пассажиров по разным маршрутам. Только здесь важен нюанс: Lux Express – компания не латвийская, при этом очень сильная, а значит, Дирекции автотранспорта с ней совладать непросто.

Ранее Nordeka и Daugavpils autobusu parks выиграли государственный конкурс на перевозки пассажиров от Риги до Даугавпилса. А эстонский перевозчик Lux Express просто вошел в Латвию по законам уже международного европейского рынка, что, кстати, нормально. Дело в том, что Nordeka и Daugavpils autobusu parks считаются внутренними перевозчиками, поэтому и участвовали во внутрилатвийском конкурсе, а Lux Express открывает международные маршруты, значит, работает по другим правилам. И прицепиться к Lux Express в данном случае никак нельзя: автобусы выезжают из Эстонии, оказываются в Латвии, потом в Литве, затем снова в Латвии и обратно по международному маршруту. Все законно.

Тем не менее председатель правления Дирекции автотранспорта Кристиан Годенс несколько раз уже выступал в СМИ и говорил следующее: Lux Express не имеет права так работать, поскольку, по сути, все пассажиры, которые едут из Риги, покупают билеты не до литовского города Биржай, но до Даугавпилса (и обратно), а значит, здесь прямой удар по бизнесу местных перевозчиков.

Представитель Дирекции автотранспорта Зане Плоне уже в разговоре с корреспондентом Sputnik Латвия рассказала, что ранее Lux Express получила разрешение от эстонской стороны ехать из Таллина в Ригу, а потом закольцевать маршрут через Биржай и Даугавпилс – уже по согласованию с литовской стороной.

"Но в итоге маршрут проложен так, что бьет по бизнесу латвийских перевозчиков. Более того, мы не предполагаем, а уверены, что Lux Express намеренно проложила маршрут так, чтобы соединить Ригу и Даугавпилс. Наши сотрудники проехали по маршруту и убедились, что почти все пассажиры из Риги ехали не в Биржай, а в Даугавпилс", - говорит Зане Плоне.

Государство требует компенсаций

По словам Зане Плоне, таким образом компания Lux Express заранее готовится и набирает базу клиентов к 2021 году, когда многие маршруты по Латвии будут "либерализованы", то есть открыты для любых перевозчиков - как местных, так и международных. Кроме того, Зане Плоне убеждена, что Lux Express сейчас намеренно сбивает цены, чтобы люди больше не ездили на автобусах от Nordeka и Daugavpils autobusu parks.

Логично, что пустые автобусы не станут курсировать между Ригой и Даугавпилсом, и тогда Nordeka и Daugavpils autobusu parks просто уйдут с этого маршрута. А когда конкурентов больше не будет, то случится, по словам Зане Плоне, следующее: компания Lux Express сразу повысит цены до обычных 8 евро, а то и больше.

Хотя это заявление не сильно выдерживает критику, ведь через два года маршрут Рига - Даугавпилс откроют всем, и тогда самые разные компании смогут конкурировать друг с другом, как сумеют. Логично, что в такой ситуации глупо будет повышать цену, поскольку тогда пассажиры попросту пересядут из автобусов Lux Express в другие. По Латвии уже ездят автобусы компаний Ecolines и Eurolines, пока что они возят народ из Риги по Европе, однако здешний рынок они знают и запросто смогут проложить какие-то дополнительные маршруты.

Однако в Дирекции автотранспорта не сдаются. До того дошло, что государственная структура требует от эстонской компании… компенсаций за недополученную прибыль.

"Если компания Lux Express хочет и дальше так работать в Латвии, тогда она должна компенсировать государству те деньги, которые оно теряет из-за уменьшения пассажиров в автобусах Nordeka и Daugavpils autobusu parks. Ведь компаниям Nordeka и Daugavpils autobusu parks государство дотирует часть перевозок, чтобы как-то сбалансировать затраты.

На данный момент компании Nordeka и Daugavpils autobusu parks, получая деньги от государства, дают скидки на билеты (или полностью их компенсируют) детям дошкольного возраста, сиротам, инвалидам первой и второй групп, а также репрессированным. Интересно, когда Lux Express выдавит конкурентов, она тоже будет предоставлять такие же льготы? Я лично сильно в этом сомневаюсь", - рассказала Sputnik Латвия Зане Плоне.

Представители Дирекции автотранспорта уже с июля требуют неких компенсаций от эстонской компании. Lux Express в ответ недавно обратилась в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) с требованием оценить законность действий Дирекции автотранспорта. Последняя тоже не сидит сложа руки и на днях обратилась в Министерство транспорта Эстонии с жалобой на Lux Express и разными требованиями. Латвия требует от Эстонии отменить скандальный маршрут, платить компенсации, а иначе Дирекция автотранспорта намерена запретить автобусам Lux Express останавливаться на Рижском автовокзале.

В курсе дела и латвийский министр сообщений Талис Линкайтс, но говорит он о происходящем предельно сдержанно: мол, мы ничего поделать не можем – дело международное. В свою очередь, если Латвия продолжит давить на международного перевозчика, то компания Lux Express может начать решать спор уже в международных структурах, а именно на уровне Европейской комиссии. А последнее грозит Латвии, если страна проиграет, огромными штрафами за нарушение принципов открытого европейского рынка.

Корреспондент Sputnik Латвия побеседовал с представителем Lux Express Кришьянисом Рекисом, который сказал, что самые главные конкуренты, что у Nordeka и Daugavpils autobusu parks, что у Lux Express, - это в первую очередь не автобусы каких-либо фирм, а частные машины - все больше людей предпочитает их.

"Да, у нас цены низкие. Но они низкие на самые разные маршруты: и по Эстонии, и по Литве. У нас политика "динамичных цен", чтобы успешно работать на рынках разных стран. К тому же мы хотим, чтобы народ больше покупал билеты через интернет, что выгоднее и нам, и пассажирам. И на данный момент наш маршрут Эстония - Латвия - Литва никто не запрещал, ни у кого нет на это никаких юридических оснований. Поэтому приглашаем всех пользоваться нашими услугами: комфортно ездить по адекватным ценам", - говорит Кришьянис Рекис.

Мы будем продолжать следить за ситуацией.

По теме

В Ирландии у хулиганившего в автобусе латвийца нашли марихуану
Автобус с туристами перевернулся в Италии, один человек погиб
Раненых развезли по больницам: крупное ДТП с рейсовым автобусом в Эстонии
Теги:
конкуренция, правительство Латвии, стоимость, автобус, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik