Куй железо, пока горячо: о чем говорят последние партийные рейтинги

Куда принцип "как можно было не обещать" привел "новых консерваторов", может ли KPV LV вернуть былую поддержку и как объяснить скачок популярности "Нового Единства"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 11 июл — Sputnik, Андрей Солопенко.Рейтинги партий, недавно опубликованные исследовательским центром SKDS, показывают непостоянство народной любви: многие политические силы, получившие значительное число голосов на выборах в 13-ый Сейм, ныне серьезно растеряли свою популярность, а еле прошедшая в парламент партия, наоборот, пользуется поддержкой населения.

Избиратель не любит скандалов

Так, KPV LV, показавшая на выборах 13-го Сейма второй результат, получив поддержку 14,25% избирателей и создав фракцию из 16 депутатов, по июньским данным набирает лишь 3,4%. Тем самым, если бы выборы в Сейм случились этим летом, данная политическая сила могла бы остаться за бортом парламента. Интересно, что опросы уже давно фиксируют резкое снижение популярности партии, явно указывая на проблемы, происходящие в ней.

Сложный период KPV LV переживает уже давно, и началось все с начала работы в парламенте, когда она не смогла показать стойкость, настояв на своих министрах. Изначально она выдвинула на должность министра экономики Дидзиса Шмитса, но потом отозвала его кандидатуру и отказалась от номинации Алдиса Гобземса главой МВД. Неофициально говорилось, что Кришьянис Кариньш категорически не желал видеть этих политиков в своем правительстве, и KPV LV позорно пошла на уступки.

Элита поглотит бунтарей: когда депутаты KPV начнут уходить в другие партии

Правда, и утвержденные министры от этой партии оказались не без греха. Скандал с министром благосостояния Рамоной Петравичей - фирма ее мужа, возможно, не платила налоги и выплачивала работникам зарплаты в конвертах - негативно отразился на партии. Публичные склоки лидеров и последовавшее за этим исключение Гобземса, а также уход других депутатов еще сильнее ухудшили положение KPV LV.

Не добавило ей популярности и внезапное увольнение министром экономики Ральфом Немиро совета Latvenergo, который на освободившиеся места назначил своих людей, тогда как во время выборов KPV LV обещала, что разгонит подобные "политические кормушки".

Обвинения лидера фракции Атиса Закатистова в мошенничестве и выдача его следствию привела партию к закономерному финалу. Ее поддержка уже пять месяцев находится ниже пяти про, и думается, что былого доверия избирателей KPV LV уже не добьется.

"Как можно было не обещать?"

Ниже пяти процентов находится и рейтинг Новой консервативной партии, которая на осенних выборах также провела в парламент шестнадцать народных избранников, получив 13,59% голосов. Резкое падение поддержки этой политической силы случилось именно в последний месяц. По-видимому, избиратели разочарованы, что лидеры НКП так до сих пор и не выполнили своих обещаний, которые они щедро раздавали перед выборами в Сейм, а попав туда, быстро о них забыли.

О плане НКП "3x500", подразумевающим повышение с 2019 года минимальной зарплаты, необлагаемого минимума зарплаты и необлагаемого пенсионного минимума до 500 евро, политики от этой партии говорили постоянно. Еще они обещали поднять минимальную пенсию до 200 евро и увеличить пособия для семей с детьми. Правда, после формирования правительства лидеры НКП уже об этом не вспоминают, ведь выборы уже прошли.

Больше латышского! Шуплинска знает, чего хотят русские Латвии

Не исключено, что избирателям может не нравиться и категоричное желание главы НКП Яниса Борданса любыми способами сместить с должности генпрокурора Эрика Калнмейерса, несмотря на то, что конкретных доказательств его плохой работы Борданс так и не привел. Также возможно, что выдвинутая НКП министр образования Илга Шуплинска могла настроить против себя педагогов, обещая им повышение зарплат, несмотря на то, что министерство финансов указало, что с ним этот вопрос так и не был согласован.

Естественно взятый на вооружение принцип "как можно было не обещать?", озвученный бывшим премьер-министром Эйнарсом Репше, помог НКП попасть в Сейм, однако что избранным политикам не следует забывать, что в итоге Репше быстро растерял свою популярность. Видимо пока еще избиратели только намекают новым консерваторам, по какому пути может пойти их партия, ведь еще месяц назад рейтинг НКП был 8%, а сейчас – 4,6%. Однако если же этот намек не будет понят, то последствия для них будут печальными.

Возрождение народной любви?

А вот поддержка "Нового Единства", наоборот, переживает взлет. По данным SKDS, эта партия занимает второе место по популярности, и за нее готовы проголосовать 10,5% граждан, тогда как на выборах она получила 6,7%, создав самую маленькую фракцию в Сейме из 8 депутатов. Однако это не помешало ей получить пост премьера и несколько министерств, что могло укрепить ее популярность в глазах жителей страны.

Нашел виноватого: Кариньш объяснил наличие неграждан в Латвии

Партия явно нарастила рейтинг за счет его снижения у НКП и Союза зеленых и крестьян, который, находясь в оппозиции, не может ничем похвастаться. Поддержке "Нового Единства" способствовал и уход из Сейма Солвиты Аболтини, которая была источником постоянной критики партии. Тогда как премьер-министр Кришьянис Кариньш, в отличие от Аболтини, имеет положительный уровень доверия избирателей.

Популярностью пользуются и другие видные политики "Нового Единства", как, например, Валдис Домбровскис и Сандра Калниете, избранные в Европарламент. На этих выборах именно "Новое Единство" получило первое место, показав, что все еще является активным игроком на политической сцене Латвии, и не исключено, что достигнутый этой политической силой успех на выборах, мог повысить и ее поддержку среди населения.

Куй железо, пока горячо

Похожего мнения придерживается и директор центра SKDS Арнис Кактиньш. Он считает, что именно выборы в Европарламент повлияли на изменение рейтинга. По его словам, данная зависимость наблюдалась и раньше, когда политические силы, которые по результатам очередного голосования в публичном пространстве объявлялись победителями, по опросам, проведенным после выборов, обычно показывали более высокий уровень популярности, а партии, считавшиеся проигравшими, заметно теряли свою поддержку.

Как считает Кактиньш, рейтинги могут показывать не только результаты каких-либо действий политических партий, но и то, как их позиционируют различные средства массовой информации. Однако, как замечает эксперт, если в течение лета не произойдет ничего существенного в политической жизни страны, и, соответственно, СМИ начнут относиться к партиям и политикам так, как они это делали всегда, поддержка политических сил к осени опять может измениться, вернувшись к прошлым значениям.

Судьба проигравших кандидатов в мэры Риги: неудачи, долги и уголовные дела

"Опыт свидетельствует, что примерно в течение трех месяцев рейтинги популярности партий возвращаются плюс минус к своим прошлым, базовым уровням", – подчеркнул Кактиньш.

Вследствие этого ясно, почему "Новое Единство" в Рижской думе так рьяно выступает за проведение досрочных выборов. Ведь пока в обществе сохраняется его высокая поддержка, оно может значительно увеличить свою фракцию в муниципалитете.

В то же время, если внеочередных выборов не будет, то шансы этой политической силы падают. Правда, остальные правые партии в Рижской думе понимают, что при усилении фракции "Нового Единства" именно они окажутся теми, чье представительство в столичном самоуправлении пострадает. Интересно, согласятся ли они на новые выборы, прекрасно зная, что особых дивидендов они им могут и не принести.

Разведка боем: зачем "Для развития Латвии" выдвигает кандидата в мэры Риги>>