Кто все эти люди: неудобные вопросы про выборы в Европарламент

Утверждения о том, что на участки в Латвии пришли 33,6% избирателей, кажутся неправдоподобными и наводят на мысль о вбросе; кому были выгодны фальсификации и что будет дальше
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 28 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Результаты выборов в Европарламент вызывают слишком много вопросов.

Самый большой вопрос, который задают и в СМИ, и в социальных сетях, и просто, как говорится в народе, "на улице". Откуда взялись те самые 33,6% избирателей, которые пришли на участки?

Сразу вспоминают историю с голосованием о вступлении Латвии в Евросоюз: казалось бы, тогда чуть ли не все были против членства республики в ЕС, но в итоге совершенно неожиданно появилась цифра — почти 67% "за".

Кто все эти люди? И кто они теперь, "входящие" в цифру 33,6%? А также что в реальности представляют из себя новоизбранные от Латвии в Европарламент?

Противоречит здравому смыслу

Наверное, все отметили, что в минувшую субботу и тем более в дни предварительного голосования участки и в Риге, и в других городах были настолько пустыми, что сотрудники Центральной избирательной комиссии (ЦИК) буквально засыпали — отключались прямо на рабочем месте. Работы у них не было вовсе. В субботу такая же картина была и утром, и днем, и вечером.

Шаповалов: латвийцы не голосуют на выборах в ЕП, потому что их жизнь не улучшат

Многие аналитики и политологи всю субботу посвятили анализу происходящего. Они договаривались с официальными наблюдателями на участках ЦИК, дежуривших там с утра до вечера, видели, как народ голосует, и то, как заполняют официальные бланки ЦИК — с именами и фамилиями избирателей. В итоге аналитики чуть ли не в один голос давали прогноз: явка избирателей будет максимум 20—22%.

Странной была и ситуация в четверг, когда вдруг в системе голосования ЦИК случился сбой. Руководство ЦИК в пятницу поспешило совершенно ровным голосом "успокоить" избирателей: многие голоса могут быть потерянными, и восстановить информацию невозможно технически. То есть в системе попросту пропали данные: фамилии людей, кто и где проголосовал. Идеальная ситуация, когда голоса могут оказаться неутерянными, но их вдруг прибавится. Если до сбоя ЦИК передавала, что проголосовало 4% населения, то сразу после него, когда система заработала, появилась цифра 11%.

Если верить ЦИК, то за дни самого пассивного предварительного голосования пришли на участки аж 11% населения Латвии, а в субботу набралось более 22%. То, что в субботу могло, в идеале, проголосовать 22% — это не такое большое чудо по сравнению с 11% со среды по пятницу. Верно, друзей Копперфильда устроили на работу в ЦИК…

Спецслужбе на заметку

Информация к размышлению. На прошлых осенних выборах в местный парламент явка избирателей составила около 54%. То есть всего на 20% больше, чем на нынешних выборах в Европарламент.

А теперь вспомните, что было осенью. Информационное пространство республики раскалилось и готово было взорваться от вездесущей рекламы партий, от обсуждения самых разных вопросов, связанных с грядущими выборами, плюс разные акции, пикеты, митинги. Да и на избирательных участках в день голосования стояли длинные очереди — с самого утра и до позднего вечера, что в Риге, что в других городах. Тогда активность населения была видна.

Пассивность и сюрреализм: как Латвия выбирает евродепутатов

Вспомните это все и сравните с происходившим в минувшую субботу. А заодно учтите еще и то, что сейчас огромная масса людей откликнулась на призыв бойкотировать выборы, чего не было осенью. И теперь снова всмотритесь в цифры — почти 34% и почти 54%.

Всмотрелись в них и сотрудники самой грозной спецслужбы Латвии Бюро по защите Конституции (SAB). Там пока официально не делают заявлений, но в "коридорах власти" уже эхом громко звучит: будут серьезные проверки происходящего в ЦИК.

К слову, в правлении партии "Союз зеленых и крестьян" (СЗК), которая много лет была не просто вхожа во власть, но имела своих людей в самых серьезных структурах (от министерства здравоохранения до министерства обороны, плюс канцелярия президента), пока еще неофициально, но уже обсуждают возможность подать заявление "куда следует", поскольку цифра 34% совершенно нереальная — при очевидной пассивности населения.

В упомянутой партии говорят, что есть закрытая информация: реальная цифра — около 28%. И как раз она более-менее близка к прогнозам аналитиков, да и то кажется слишком высокой. То, что был вброс голосов, уверены, конечно, не только в СЗК.

А кому выгоден вброс? В первую очередь двум лидирующим (по всем опросам) партиям — "Единству" и "Согласию", у которых к тому же самые большие возможности и ресурс влиять на происходящее — и человеческие, и "чисто технические". И что в итоге мы видим: эти партии — первые по числу голосов на выборах в ЕП.

…И не надейтесь на лучшее

Такие же вопросы задает политолог и аналитик Нормундс Гростиньш. Он прямо сказал в разговоре со Sputnik, что вероятность вброса чересчур высока. По его мнению, 33,6% — цифра, совершенно не внушающая доверия, по всем прогнозам должно было быть меньше.

"Реальная картина, которую видели все на выборах в субботу, совершенно противоречит той "активности населения", о которой говорят представители ЦИК", — замечает Нормундс Гростиньш.

Лотерея для восьмерых бездельников: в Брюссель, сестра, в Брюссель

Он в беседе со Sputnik проанализировал, что теперь, после выборов, может происходить в Европе, ведь партии, бывшие у власти в ЕП, так или иначе, но прыгнули выше головы — лишь бы сохранить свое влияние в Евросоюзе.

"Скорее всего, два самых больших блока ЕП сохранят влияние: первый — Европейская народная партия (EPP), второй — Социал-демократы (SD) с Партией европейских социалистов (PES). В первую входит "Новое Единство", а в PES - "Согласие". Между этим блоками реально больше общего, чем отличий. На протяжении нескольких лет в ЕП их голосования совпадали на 94—95%.

То есть представители "Нового Единства" и "Согласия", несмотря на кажущееся отличие по работе в Латвии, в Европарламенте будут действовать совершенно одинаково, но уже в отношении целой Европы. Нил Ушаков с Андрисом Америксом, обязанные быть послушными в системе PES, голосовать станут так же, как Валдис Домбровский и Сандра Калниете из группы EPP. Они будут едины и в вопросах убийственной для ЕС политики "открытых дверей" для мигрантов, и в принятии законов в поддержку прав гомосексуального сообщества — ЛГБТ, и в крайне недружественной риторике в адрес России. И это все, увы, факт", — подчеркивает Нормундс Гростиньш.

К "русским партиям" не относите "Согласие"

По мнению не только Нормундса Гростиньша, но и очень многих других, крайне глупо звучат в латвийских СМИ крики (у кого — восторженные, у кого — истеричные), что на выборах в Европарламент "победили русские партии": Русский союз Латвии и "Согласие", у которых теперь на двоих три мандата.

Ушаков идет в Европарламент: каким будет новое "Согласие"

"Во-первых, я бы крайне сдержанно относил "Согласие" к "русским партиям". Америкс вообще никогда не скрывал своих исключительно национальных взглядов – буквально по всем вопросам в Рижской думе. А Ушаков уже давно отказался от своей национальности: если на позапозапрошлых выборах в думу он указывал свою национальность, то позже она куда-то из анкет ЦИК пропала.

Да и вообще работа Ушакова на посту лидера "Согласия" никогда не была ориентирована на поддержку русских. Так что действительно русская партия в Европарламент прошла только одна — с Татьяной Жданок. К тому же важно понимать, что европейские блоки, в которых состоят "Согласие" и РСЛ, совершенно разные", — считает Нормундс Гростиньш.

Мирослав Митрофанов, который теперь поменялся должностью евродепутата с Татьяной Жданок, сказал Sputnik:

"Не совсем верно относить "Согласие" к крупным европейским политическим силам. Правильнее относить "Согласие" к другому блоку — "латышская национальная элита". И в таком контексте сотрудничество "Согласия" и "Нового Единства" даже более очевидно, чем на уровне огромных блоков Европарламента.

Вопрос к Ушакову – не побоится ли он поднимать на уровне Европарламента вопросы русского образования в Латвии или неграждан, либо "Согласие" там будет отсиживаться так же, как делает это в парламенте на родине.

Впрочем, у Ушакова всегда есть шанс встать на верный путь", — говорит Sputnik Мирослав Митрофанов.

Латвию готовятся удушить

Еще Нормундс Гростиньш отметил в разговоре со Sputnik: от Латвии в ЕП прошли в основном те политики, которые заранее согласны с любым решением "большого руководства" и вряд ли будут добиваться увеличения финансирования для родной страны.

Усиление евроскептиков в Европарламенте: ждать ли перемен в ЕС

"С Домбровскисом и Калниете давно уже все понятно — им главное крепко сидеть на своих постах в Европе и не подавать голос лишний раз, в свою очередь, Ушаков и Америкс, которые по определению со всем будут согласны, и вовсе ничего не смыслят в работе Европарламента. В последнем во время разных предвыборных теледискуссий убедился и я, и зрители.

Значит, очевидно, Латвии надеяться на что-то большее со стороны ЕП, увы, не приходится. Если выборы признают действительными, несмотря на всякие "странные случайности" вроде сбоя в системе ЦИК, финансовые рычаги остаются в руках левых политических сил, а не здраво мыслящих для Европы правых, никаких изменений в лучшую сторону не ожидается", — говорит Нормундс Гростиньш.

Высказал свое мнение Sputnik и политолог Илгартс Зейбертс:

"Не только узкой группе специалистов, но и достаточно многим понятно, что в лучшем случае ЕП сохранит прежнее финансирование для Латвии, но, скорее всего, денежные поступления сократятся, ведь большего не станут добиваться одинаковые по сути своей "Новое Единство" и "Согласие".

На данный момент очевидно следующее. В отличие от Литвы и Эстонии у Латвии нет накоплений, значит, совершенно непонятно, как будет формироваться новый бюджет, если в закромах родины дыра более 1,4 миллиарда. Еще налоги поднимать? И так в Латвии предприятий открывается меньше, чем закрывается, и поток уезжающих не стихает.

Климов рассказал, как повлияют результаты выборов в ЕП на отношения Европы и России

На родине растет число пенсионеров и людей с зарплатой ниже минимальной. Значит, на увеличение налоговых поступлений надеяться не приходится. И уже известно, что из-за нехватки финансирования и недобора людей в этом году в провинции будут активно закрываться школы, а у шести больниц снизят статус из-за нехватки специалистов, покинувших Латвию", — говорит Илгартс Зейбертс.

Он, кстати, тоже сомневается насчет того, был ли вброс голосов. Илгартс Зейбертс также считает, что более-менее соответствующая действительности цифра — это 28%.

"Хотя в любом случае и 28%, и 34% — это мало. Латвийцы настолько разочарованы в работе местных политиков, что просто не верят им и прямо говорят: в Европе нет реальных представителей от Латвии, и там в высоких кабинетах все решают за нас, преследуя лишь собственные интересы", — говорит Илгартс Зейбертс.