Перебежчики из России в Латвию: трагические судьбы

Судьба даже тех эмигрантов из России, которые вполне благополучно вписались в латвийское общество, нередко все равно оказывалась печальной
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 1 мар — Sputnik, Михаил Губин. Внезапная смерть Игоря Малашенко, который со своей женой Боженой Рынской собирался переезжать на ПМЖ в Латвию, еще раз заставляет задуматься о трагической судьбе многих перебежчиков из России.

Историческая репутация нашей страны как прибежища для тех, кто покидает Россию из-за несогласия с властью, давно известна. Правда, не все приезжали по своей воле.

Вспомним так называемый философский пароход, на котором 29 сентября 1922 года из Петербурга в Штеттин были высланы представители русской интеллигенции. Но мало кто знает, что 23 сентября из Москвы в Ригу отправился, можно сказать, "философский поезд", на котором ехала первая группа инакомыслящих.

"Правильные" русские организации в Латвии: грустная история без будущего

Рижская газета "Сегодня" писала: "Вчера в Ригу прибыла из Сов. России первая партия высылаемых большевиками интеллигентов — в составе 10 человек, (с семьями 25). В числе прибывших находятся бывший министр земледелия Временного правительства — Пешехонов, Мякотин, Питирим Сорокин и кооператоры…"

Корреспондентам удалось побеседовать с приехавшими в Ригу представителями науки и общественности, высланными из России.

"Среди самих высылаемых нельзя установить совпадение в взглядах относительно прочности нынешнего российского строя: одни придерживаются того мнения, что большевизм уже исчез, но держит пока ненадолго только политическую власть, другие — из более старых — полагают, что советизма "на их век хватит", — писала газета.

Рига была для них только перевалочным пунктом, практически все разъехались в Берлин и Прагу. Остался Алексей Пешехонов — экономист, журналист, политический деятель, министр продовольствия Временного правительства. Впоследствии он тоже жил в Праге и Берлине, безуспешно просил советское правительство разрешить ему вернуться, с 1927 года работал консультантом в торгпредстве СССР в Риге, где и умер в апреле 1933 года. Похоронен в Ленинграде.

Множество других знаменитых беженцев от советской власти в латвийской столице долго не задерживались. Может, это и к лучшему, так как судьба даже тех, кто вполне благополучно вписался в латвийское общество, все равно оказалась печальной.

Вот, например, Николай Богданов-Бельский - знаменитый портретист и пейзажист, действительный член Академии художеств России, с детства известный многим картиной "Устный счет" из жизни сельских школьников.

Перебежчики из России в Латвию: трагические судьбы

Художник приехал в Ригу 15 сентября 1921 года и добился благополучия. С 1922 по 1940 год состоялись семь его выставок. Он рисовал как латгальских крестьян, так и латвийских президентов и министров, за большие деньги. В 1936 году художник был награжден высшей наградой — орденом Трех звезд. А когда пришли немцы, создал три портрета Гитлера, один по заказу генерального комиссара Латвии Отто-Генриха Дрекслера. В 1944 году сбежал в Германию, где и скончался в Берлине 19 февраля 1945 года.

Или вот Юрий Иванович Гончаренко, поэт и офицер. В Ригу приехал в 1923 году, стал инструктором кавалерии в Рижском военном училище. Начал публиковаться в газете "Сегодня" под псевдонимом Юрий Галич. Издал более десяти книг стихов и прозы. Есть версия, что именно Галич — автор слов легендарной песни "Не падайте духом, поручик Голицин". В декабре 1940 года Гончаренко вызвали в НКВД, через два дня, 12 декабря, он покончил жизнь самоубийством.

Будет ли создан в Латвии "российский политический офшор"

И множество писателей, журналистов, профессоров, военных, общественных деятелей, убежавших из Советской России в Латвийскую Республику, закончили жизнь трагически.

Среди сбежавших был даже угонщик самолета. В 1933 году 2 октября недалеко от города Яунлатгале (ныне Пыталово Псковской области) на почтовом аэроплане приземлился советский летчик Георгий Кравец, пилот Гражданского воздушного флота СССР.

Первым делом он сообщил, что выбрал свободу, и попросил поесть. Хозяйка ближайшего хутора принесла простой крестьянской еды – яиц и картошки с маслом. Поев, летчик поинтересовался, какой сегодня праздник, и очень удивился, услышав, что никакого нет. По его словам, в Советской России такую еду давали лишь несколько раз в год, по большим пролетарским праздникам. Так описывала это латгальская газета Katoļu dzeive.

Через год из прессы можно было узнать, что Кравец выступил в Риге на собрании монархистов-белогвардейцев и призвал к войне с большевиками.

Самолет и почтовая корреспонденция были возвращены, но советские власти требовали выдачи летчика. Однако между СССР и Латвией не было договора о выдаче преступников. Во время войны Кравец сотрудничал с немецкой разведкой, в 1945 году был арестован американцами и выдан советской стороне.

Почему российская оппозиция не замечает бревно в латвийском глазу

После восстановления латвийской независимости cнова о возможности "наплыва беженцев с востока" заговорили перед вступлением страны в Евросоюз. В мае 2004 года прошло специальное заседание комиссии Сейма по обороне и внутренним делам. Участники заседания считали, что после вступления Латвии в ЕС возможен небольшой приток ищущих убежища, и думали, что делать, если он увеличится. Тогда начальница департамента по делам беженцев Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Байба Биеза заявляла, что притока беженцев, желающих попасть в ЕС, чтобы легализовать свой статус, можно было бы ожидать главным образом из Беларуси или России. В общем, они серьезно это обсуждали.

Но в 2009 году, когда праздновали пятилетие вступления в ЕС, тогдашний министр иностранных дел Марис Риекстиньш с удовлетворением отметил: первоначальные опасения о массовом притоке беженцев в Латвию не подтвердились — с 2004 года до 1 апреля 2009 года убежища в Латвии искали всего 122 человека. Но не нашли.

По данным УДГМ, всего с 1998 по 2018 год включительно убежище в Латвии получили 180 беженцев, еще 638 лицам был предоставлен альтернативный статус защиты.

Вот, скажем, случай с Гарри Каспаровым не считается. В ноябре 2013 года чемпион мира по шахматам просил предоставить ему гражданство Латвии за особые заслуги. Каспаров в своем заявлении указал, что его жизнь с молодости связана с Латвией, где в 70-е годы он выиграл соревнование. Мать сына Каспарова — гражданка Латвии, а сын имеет вид на жительство и регулярно бывает в Риге. Латвийские парламентарии в целом отнеслись к желанию гроссмейстера скептически, вскоре он передумал и принял гражданство Хорватии.

А вот бывший мэр Москвы Юрий Лужков хотел просто получить в Латвии вид на жительство, в декабре 2010 года он подал заявление в латвийское посольство. По закону решение должны были принять не позднее апреля. Однако уже 17 января 2011 года министр внутренних дел Линда Мурниеце постановила на основании информации от органов безопасности включить экс-мэра в список нежелательных для Латвии лиц, припомнив все лужковские высказывания с критикой латвийского государства.

Не читал, но осуждаю: лояльность на грани фантастики

Про нынешних политбеженцев из России сообщается скупо. И мало кто знает, как они живут. И вообще, пока их немного.

Пожалуй, только беглый русский националист Дмитрий Саввин, которому предоставили убежище в декабре 2016 года, более-менее известен, так как часто выступает в прессе.

Скандал произошел в ноябре 2005 года, когда стало известно о предоставлении политического убежища в Латвии вице-президенту российского нефтяного концерна "ЮКОС" Михаилу Елфимову. Полиция безопасности начала расследование, чтобы выяснить, откуда утечка. Президент Вайра Вике-Фрейберга заявила, что если данный факт обнародовало должностное государственное лицо, то его следует наказать за распространение секретной информации.

В 2017 году убежища в Латвии запросил Игорь Сычев, который руководил налоговым департаментом российского химического "ФосАгро" более десяти лет. Против Сычева были возбуждены два уголовных дела — одно по факту вымогательства, второе о хищении денежных средств в размере 4 тысяч евро, он был объявлен в федеральный розыск. С 2014 года имел вид на жительство в Латвии, поэтому и попросил тут убежища. В 2017 году 9 октября выступал в Сейме перед всего двумя парламентариями — это были Юрис Вилюмс и Мартиньш Шицс из Регионального объединения. В интервью Cычев сетовал, что на его выступление пришло так мало депутатов Сейма, а он ведь рассказывал, "как устроена российская правоохранительная система". В 2018 году 27 марта СМИ сообщили, что политическое убежище Сычеву предоставлено.

Русские Латвии – история и современность

Осенью 2018 года убежища в Латвии попросил Антон Громов, один из основателей проекта "База данных: Ответят все". Проект публиковал личные данные полицейских, казаков и прочих активистов, обеспечивавших порядок на протестных митингах. Громов опасался мести с их стороны. Пока никаких официальных сообщений латвийских властей по этому делу не было.

Количество российских оппозиционеров с видом на жительство в Латвии, которые приезжают в Юрмалу на лето и рассматривают Латвийскую Республику как запасной аэродром, уменьшается.

"Давайте ответим самим себе честно на главный вопрос", — призывала в 2014 году Ксения Собчак. Вот он: "Если вы будете знать, что завтра закроют границы, вы уедете, вскочив на последний поезд Москва — Рига? Или останетесь?"

Границы открыты, поезд курсирует. Причем не "философский". И самолеты летают. Но эмигранты из России предпочитают ехать дальше в Европу.

Лучше, чтобы "этих русских не было": чужие для Евросоюза и Латвии>>