На огонек ежегодно проходящего в Цесисе фестиваля Lampa, организуемого про поддержке Британского совета и МИД Германии, залетел один из лидеров российской оппозиции, зампредседателя основанного Михаилом Ходорковским движения "Открытая Россия" Владимир Кара-Мурза младший.
Журналисты решили воспользоваться пребыванием в республике светоча российской демократии и получить у него совет, как латвийским русским отстаивать свои права, в том числе в вопросе школьного образования детей на родном языке.
"Не возьму на себя смелость что-либо советовать — вы тут лучше знаете ситуацию и вернее разберетесь. Я тут много общался как с русскими, так и с латышами, у меня не только латышские родственники, но и много товарищей среди политиков самых разных политических сил — от "Согласия" до Нацобъединения. Главное, что у вас есть демократическая система, которая позволяет все проблемы (а они, конечно, есть) решать и двигаться дальше. Есть система сдержек и противовесов, система балансирования интересов", — ответил столп российской демократии порталу Delfi.
Ошарашенная такими откровениями латвийская журналистка попыталась рассказать российскому оппозиционеру, что проблемы как-то уже не одно десятилетие не решаются. На что Кара-Мурза посоветовал подождать нынешних выборов в Сейм.
"Во всяком случае, у вас возможны разные мнения. И за это не дадут дубиной по голове. А значит, можно продолжать бороться", — резюмировал россиянин.
Что должно произойти после выборов в Сейм, остается только догадываться. Даже если предположить почти невероятное, что представителя "Согласия" в виде Вячеслава Домбровскиса возьмут в правительство, то что это изменит в положении латвийских русских? А насчет "дубинки по голове", то Кара-Мурза про найденную при обыске коробочку патронов у оппозиционного латвийского журналиста Юрия Алексеева явно не знает. Если бы такими методами действовали российские правоохранительные органы, то их бы подняли на смех. А в Латвии и так сойдет.
Или может, Кара-Мурза знает о том, что в Латвии во всю стали применять статью о помощи иностранным государствам, по которой хотят засудить оппозиционера Александра Гапоненко? Статью, аналог которой в России не имеет успешной правоприменительной практики, ни одного результативного судебного решения, так как в российской судебной системе такие дела разваливаются. А в Латвии – нормально, работает.
Интересно, если бы в России эта статья работала, как в Латвии, на каком лесоповале оказалось бы большинство представителей российской оппозиции?
В среде российской оппозиции модно не замечать проблем с демократией в соседних государствах. Но когда российские оппозиционеры приезжают в Прибалтику и начинают читать на эту тему лекции местным русским, то это кажется не просто смешным, но в большей степени глупым. А Владимир Кара-Мурза младший — человек очень не глупый. Так зачем?
А вот как тут не вспомнить другого неглупого российского оппозиционера Димитрия Саввина, недавно сбежавшего из России в Латвию. Он упорно не замечает дискриминации нацменьшинств в Латвийской Республике, более того, еще и оправдывающего подобное отношение латвийских властей к местным русским. Так вот, недавно он создал Ассоциацию развития русского гражданского общества и поддержки российских эмигрантов (АРЭМ). Которая курируется Бюро по защите конституции и входит в более глобальный американский проект создания под российские выборы 2024 года сетевой политической организации проживающих за границей российских граждан.
Так не потому ли российские оппозиционеры старательно не замечают проблем с соблюдением прав нацменьшинств в Латвии, что рассчитывают на латвийский политический офшор, в котором, кстати, пригрелась "Медуза", в вопросе организации в России очередной цветной революции?
В этом контексте интересно, что в последнее время интенсифицировались контакты министра иностранных дел Латвии Эдгарcа Ринкевичcа с российским оппозиционным, не до конца обнищавшим олигархом Михаилом Ходорковским. Ринкевичc как наиболее умный из всех латвийским министров иностранных дел времен четвертой республики (первая республика – Исколат, вторая – с 1918 по 1934 год, третья – ЛССР, четвертая – с 1991 года), просто так ничего не делает.
Но вот надо ли это Латвии? В 20-30 годах прошлого века Латвия уже была одним из центров антикремелвской оппозиции. И чем это закончилось?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.