Дело Юриса Юрашса: взятка на миллион и масса нестыковок

Свидетельства прокуроров и сотрудников KNAB прямо противоречат друг другу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 31 янв — Sputnik. На заседании 31 января Сейм примет решение, следует ли выдать для уголовного преследования депутата Юриса Юрашса, одного из лидеров Новой консервативной партии, бывшего главу оперативного отдела Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Прокуратура обвиняет его в разглашении государственной тайны, когда он рассказал о том, как ему предложили взятку в один миллион евро.

Перед заседанием Новая консервативная партия провела митинг у здания Сейма с требованием не выдавать Юрашса. Собралось около ста человек, сообщает Mixnews.lv.

МИД и премьер отреагировали на переписку Яниса Борданса с посольствами

Меж тем свидетельства прокуроров и сотрудников KNAB противоречат прямо друг другу, пишет Skaties.lv.

Истоки дела Юрашса нужно искать в пивном баре Brālis на улице Тербатас. В 2015 году 30 сентября Юрашс встретился там с Янисом Дамбитисом, внештатным советником министра Яниса Рейрса. Во время разговора Юрашсу намекнули на возможность получения одного миллиона евро в обмен на согласие "помочь" обвиняемым по делу о коррупции в компании Latvijas dzelzceļs получить более мягкое наказание.

После разговора Юрашс подал секретный доклад тогдашнему руководителю KNAB Ярославу Стрельчоноку и призвал его немедленно начать расследование. Однако уголовное дело не было заведено.

В более поздних показаниях помимо Яниса Дамбитиса и эстонского миллионера Олега Осиновского упоминается также Андрей Элксниньш ("Согласие"), который якобы мог быть возможным организатором взятки.

"Новые консерваторы" призывают к протестам у Сейма

Спустя десять месяцев, незадолго до ухода из KNAB, Юрашс сообщил общественности о том, что в бюро, по его мнению, процветает преступное бездействие, - и стал подозреваемым по уголовному делу о разглашении государственной тайны.

Это дело два с половиной года расследовала Полиция безопасности, а надзирали за ним два прокурора, чьи свидетельства отличаются друг от друга, как день и ночь.

Сначала прокурор Айвис Залужинскис прекратил дело против Юрашса, сделав вывод, что гостайна не разглашена. Он обратился в KNAB с просьбой начать служебную проверку по факту бездействия сотрудников бюро, которые не провели расследование после сообщения Юрашса.

Однако тут вмешался старший прокурор Модрис Адлерс, который отменил и решение Залужинскиса о прекращении уголовного процесса, и просьбу начать служебную проверку в KNAB.

"В этом случае прокуратура в лице Адлерса сделала все возможное, чтобы реально укрыть от ответственности тех виновных, которые задержали начало уголовного процесса и во многом сделали невозможным доказательство этой возможной вины", - заявил Юрашс.

После решения Адлерса ответственным прокурором был назначен Марис Урбанс, который дал указание возобновить расследование. За несколько дней до утверждения правительства Урбанс с согласия генпрокурора Эрикса Калнмейерса обратился в Сейм с просьбой выдать Юрашса для уголовного преследования.

В выводах прокурора не только говорится, что Юрашс разгласил государственную тайну, но и то, что из-за его действий сорвалась оперативная проверка в KNAB по факту предложения взятки Юрашсу.

Эти заключения не только прямо противоречат выводам Залужинскиса, который постановил, что Юрашс не нанес ущерба расследованию. По свидетельству бывшего заместителя руководителя отдела оперативной разработки KNAB Мартиньша Лоде, упомянутая в выводах прокурора оперативная проверка расследовала совершенно другой преступный эпизод.

Подробности дела о взятке на миллион: в чем обвиняют гражданина России

"Я могу раскрыть то, что в этом деле была начата проверка других фактов и ее никоим образом нельзя рассматривать как проверку информации, опубликованной Юрашсом", - заявил Лоде.

Единственная связь с заявлением Юрашса - это то, что проверка касалась одного из упомянутых Юрашсом лиц, причем не предложения взятки, а подстрекательства к взяточничеству.

"Фактическим основанием прекратить дело было то, что лицо, против которого было заведено дело №10606, каким-то образом узнало, что против него ведутся оперативные действия. Но не от Юрашса? Конечно, нет. Об этом говорится в материалах дела", - отмечает Лоде.

Его слова прямо противоречат мнению нынешнего заместителя главы KNAB по вопросам оперативной деятельности Яниса Розе, который считает, что именно Юрашс подорвал многомесячную работу KNAB.

"Дело об оперативной разработке было закончено на основании того, что этот конкретный факт стал известен публично", - заявил Розе.

Он согласен с заключением прокурора Урбанса, что это связано с разглашением Юрашсом информации о взятке. В его распоряжении нет никаких данных о других обстоятельствах, которые могли бы привести к закрытию дела. По его словам, он не знает, о какой утечке информации говорит в этой конкретной ситуации Лоде.

Новые консерваторы: "партия спецслужб" идет в Сейм

А вот Лоде считает, что Розе в этом деле является заинтересованным лицом, потому что именно в управлявшийся им отдел внутренней безопасности Стрельчонок в свое время передал заявление Юрашса, но дальнейших действий не последовало, что можно расценивать как возможное преступное бездействие.

Одновременно Лоде и Юрашс уже давно призывали прокурора допросить ответственных сотрудников KNAB, которые могли бы внести ясность в это дело. Была ли выполнена эта просьба, от прокурора конкретного ответа не поступило.

"Они расстроены тем, что идет манипуляция полуправдой, с вещами, не соответствующими действительности. Они просят себя допросить", - подчеркивает Юрашс.

"Предоставленная им информация по делу была оценена и принята во внимание при решении вопроса о том, есть ли основание переслать это дело в Сейм и попросить выдать его для уголовного преследования", - говорит Урбанс.

Борцы с коррупцией провели обыск в кабинете и дома у Нила Ушакова

Дело Юрашса вызвало противоречивые оценки юристов.

В социальных сетях звучат призывы к депутатам проверить, нет ли свидетельств того, что Юрашса преследуют по политическим мотивам. Это единственная причина, по которой Сейм мог бы отказаться выдавать депутата для уголовного преследования.

В Генеральной прокуратуре политическую мотивацию строго отрицают. Скорее всего, Сейм пойдет навстречу просьбе прокуратуры.