Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

РЖД построят дорогу, инвесторы гарантируют загрузку: российский уголь пойдет в "Лавну"

© Sputnik / Павел Львов / Перейти в фотобанкРабочая поездка министра транспорта РФ М. Соколова в Мурманск
Рабочая поездка министра транспорта РФ М. Соколова в Мурманск - Sputnik Латвия
Подписаться
Как минимум 55% в терминале "Лавна" в Мурманске получают угольщики, способные гарантировать загрузку и минимизировать риски, заявил глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров

РИГА, 26 мая — Sputnik. Новые инвесторы угольного терминала "Лавна" в морском порту Мурманск распределили свои доли в проекте, соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ 21 мая, передает Прайм.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в апреле продала доли в проекте угольного терминала "Лавна" четырем инвесторам - "Бизнесглобусу", Центру развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ), "СДС-Углю" и структуре РЖД, заключая с ними акционерное соглашение.

Согласно данным ЕГРЮЛ, у ГТЛК осталось 5% в проектной компании "Морской торговый порт "Лавна", "Бизнесглобус" получил 30% проекта, "РЖД - Инфраструктурные проекты" - 10%, "Центр развития портовой инфраструктуры" - 30%, "СДС-Уголь" - 25%.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Рижский порт не знает, что будет делать, если Россия уведет уголь

Отметим, что за участие в проекте "Лавна" в Мурманской области изначально развернулась настоящая борьба. По данным газеты "Коммерсант", изначально в роли стратегического инвестора проекта предполагался международный трейдер Mercuria. Компания собиралась приобрести 75%, но, по данным газеты, не смогла договориться по финальным условиям. В октябре прошлого года стало известно, что ключевым владельцем "Лавны" может стать совладелец УГМК Андрей Бокарев, который планировал приобрести 70% "Лавны" через "Бизнесглобус".

Позже стало известно, что проектом интересуется компания "СДС-Уголь", входящая в группу СДС (до 2013 года владела 50% ООО "Морской торговый порт "Лавна") – в связи с благоприятной конъюнктурой рынков и с учетом планов по развитию ТЭК. По данным источников "Коммерсанта", СДС готова была стать якорным инвестором проекта в партнерстве с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) или другими участниками и обеспечить до 100% загрузки терминала и заключить контракт take-or-pay.

В итоге ГТЛК разработала схему вхождения инвесторов в порт, о которой говорилось выше: ГТЛК – 5%, "Бизнесглобус" - 30%, "РЖД - Инфраструктурные проекты" - 10%, "СДС-Уголь" - 25%, Центр развития портовой инфраструктуры - 30%.

Последняя компания создана только в сентябре 2018 года и формально принадлежит Борису Гутцову, отмечает "Коммерсант". О последнем известно немного: он также владеет АО "Сила Сибири" (не имеет отношения к одноименному газопроводу), а ранее ему принадлежала доля в "ТН-Столица" (в 2016 году к компании перешел выпуск журналов ИД "Популярная пресса" украинского бизнесмена Сергея Курченко).

В конце 2018 года ЦРПИ получил 24,8% в проекте морского порта Суходол Михаила Федяева и Владимира Гридина. Они будут партнерами и по "Лавне". Конечный бенефициар ЦРПИ неизвестен.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, комментируя структуру инвесторов в проекте, отметил, что как минимум 55% в терминале получают угольщики, способные гарантировать загрузку и минимизировать риски. Новая структура собственности, добавляет эксперт, также исключит претензии ФАС.

Россия начала строить на западном берегу Кольского залива комплекс перегрузки угля "Лавна". Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Линкайтс: Россия скоро "смоет" красивые цифры латвийского транзита

На первом этапе за счет средств федерального бюджета предусмотрено развитие и усиление существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и создание новой транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. В результате будет создана железнодорожная линия станция Выходной - мостовой переход через реку Тулома - станция Мурмаши II - станция Лавна протяженностью 46 километров и пропускной способностью 28 миллионов тонн в год. Реализация первого этапа уже находится в активной стадии. На западном берегу реки Тулома ведутся работы по сооружению земляного полотна под железную дорогу, строительству мостового перехода, опор и подпорных стенок автодорожных путепроводов. На объекте задействовано более тысячи рабочих и 450 единиц строительной техники.

Первую очередь терминала мощностью 9 миллионов тонн планируется запустить в декабре 2020 года, вторую — в декабре 2021 года. Рассматривается возможность строительства к 2023 году третьей очереди мощностью также 9 миллионов тонн.

Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики и повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.

В настоящее время российский уголь — один из главных грузов для Рижского свободного порта. В 2018 году с порту было перевалено в общей сложности 36 миллионов 432 тысячи тонн грузов, из которых уголь составил 14 миллионов 220 тысяч тонн, или 38%. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится. Однако, как будет выглядеть структура грузооборота Рижского порта через 5 лет, он прогнозировать не берется — в России активно наращивают собственную инфраструктуру по перевалке угля.

Лента новостей
0