РИГА, 13 мар — Sputnik, Андрей Татарчук. Партия Русский Союз Латвии провела международную конференцию по вопросам политических репрессий и ограничений свободы слова в республике. В двухчасовом мероприятии участвовали правозащитники и журналисты из России, Германии и прибалтийских стран, включая латвийских журналистов МИА "Россия Сегодня", в отношении которых Служба госбезопасности ведет уголовный процесс по статье 84, ч. 1 КЗ ЛР.
Предыстория к этой конференции: 3 декабря прошлого года в квартирах семи журналистов в Риге и Юрмале работники Службы госбезопасности в Латвии провели обыски в связи с уголовным процессом по криминальной статье, предусматривающей наказание от денежного штрафа до тюремного заключения.
Внештатных авторов медиагруппы МИА "Россия сегодня" подозревают в уголовном преступлении, связанном с нарушением персонального режима санкций, введенных Европейским союзом в отношении генерального директора этой медиагруппы Дмитрия Киселева. У подозреваемых изъяты электронные носители информации. А также банковские карты и наличные средства, которые спустя более чем 100 дней следствия в некоторых случаях до сих пор не возвращены - люди остались без накоплений.
Суть не в санкциях, суть - страх
Режиссер-документалист Андрей Яковлев стал одним из тех, к кому пришли с обыском. Больше всего он сожалеет, что у него был изъят и до сих пор не возвращен большой отснятый материал для двух фильмов - один из которых посвящен солдатам 130-го Ордена Суворова Латышского стрелкового корпуса, освобождавшего Латвию в 1944 году.
Латышских ветеранов осталось в живых очень мало, и Яковлеву важно смонтировать фильм как можно скорее. "Я не пишущий журналист, но моя квартира была обыскана и до сих пор я лишен всех архивов. У меня остановилась работа над двумя фильмами, это самое неприятное", - говорит Яковлев.
Уголовное дело "латвийская СГБ против журналистов" в правовой сфере является прецедентом, сомнительным с позиций адекватной юриспруденции - в этом случае персональные санкции ЕС против одного лица экстраполированы на группу лиц, то есть журналистов порталов Sputnik Латвия и Baltnews.
Никогда в правовой системе санкции с одного фигуранта не переводились на других. Это такой же абсурд, как если бы после начала криминального процесса по делу главы Банка Латвии Илмарса Римшевичса спецслужбы провели обыски и задержания сотен работников госбанка, обвиняя, что их профессиональная деятельность является источником личного дохода банкира. Или, например, были обысканы квартиры репортеров и корреспондентов известной латвийской газеты, долгое время получавшей финансирование от недавно осужденного на 5 лет лишения свободы Айварса Лембергса - извините, латышские коллеги, так есть.
Фрилансеры МИА "Россия Сегодня" в Латвии никак не могут повлиять на рост благосостояния Дмитрия Киселева. Суть не в санкциях, а именно в политических репрессиях.
"Вы сами сейчас создали 1937-й"
Представитель экспертного совет при Уполномоченном по правам человека в РФ и членом Общественной палаты РФ текущего 7-го созыва Мария Бутина оказалась в ситуации латвийских журналистов в июле 2018 года после ареста в Вашингтоне по обвинению в работе иностранным агентом в США без регистрации.
"Я и Кирилл Вышинский прошли через это. Когда у меня дома в Вашингтоне проводили обыск, я сидела в углу на стульчике и смотрела, как рвут мои личные фотографии. Эти люди осуждают 1937-й год (один из ярчайших либеральных нарративов современности, год тотальных сталинских репрессий, - ред.), да они же создали его сейчас. Это бред, трансформировавшийся в уголовный процесс. Я понимаю латвийских журналистов - вас лишили права на личную жизнь, за вами могут следить и в любой момент за вами могут прийти. Мы будем обращать внимание на преследования в Латвии всех, будем напоминать - во время визита в Москву недавно была оповещена председатель ОБСЕ Анн Линд, был информирован верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Мы будем напоминать всем", - говорит Мария Бутина, стоявшая у посольства Латвии на Чистых Прудах в одиночном пикете в защиту латвийских журналистов.
Она видит слабую реакцию в ЕС на преследования в Латвии - даже руководство Amnesty International, к сожалению, заявило, что "будет молчать". Однако Бутина заявила на конференции РСЛ, что считает, что у людей, у каждого человека, нельзя отбирать право на внезапно проснувшуюся совесть. Криминализация транспарентности, включая свободу мнений, открывает окно Овертона, когда обыски у репортеров искусственно переводятся в разряд "нормальности". Если закрывать глаза на такие прецеденты, по словам Бутиной, концлагеря станут нормой европейской квази-демократии.
Автор портала Baltnews Алла Березовская, латвийская журналистка с почти 40-летним стажем работы, вспоминает тот декабрьский обыск как спектакль абсурда. Работники СГБ пытались войти в ее юрмальский дом под видом наряда муниципальной полиции, прибывшего якобы по звонку соседей о шуме и дебоше. Госпожа Березовская отказалась открыть дверь, на что имела право по закону Латвии и вызвала работников государственной полиции.
"Что меня покоробило, в результате обыска был изъят мой семейный архив за двадцать лет, относящийся к моей личной жизни - и собственно, абсурдность самой попытки криминализации группы латвийских журналистов. Нас обвиняют, что мы - источник доходов Дмитрия Киселева, но он - крупный госслужащий, получающий зарплату от государства, а не прибыль от статей наших коллег. Персональные санкции ЕС против директора МИА "Россия Сегодня" никак не коррелируют с деятельностью журналистов. Я опротестовала уголовное дело против себя, но прокурор Мадара Грике отклонила протест, написав, что "Д. Киселев является гендиректором медиагруппы". Следующая инстанция - Генеральная прокуратура Латвии, но если мой протест о незаконности уголовного преследования будет отклонен, буду обращаться в международные инстанции", - говорит Березовская.
"Вы не понимаете, это совсем другое"
Инцидент криминализации профессиональной деятельности латвийских журналистов уже почти четыре месяца включен в рабочую программу сессий ОБСЕ, ПАСЕ и европейских правозащитных организаций.
За развитием событий в Риге следит специализированная организация ООН в соответствии с мандатом ЮНЕСКО по продвижению свободного распространения информации. Свобода слова остается ключевой ценностью и для Европейского союза, и для России. Но при этом, по словам латвийских журналистов, в стране травля неугодных журналистов сегодня находится уже на официальном государственном уровне.
Как сформулировал сопредседатель РСЛ, депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов, к сожалению, сегодня свобода слова в Европе декларируется только на словах: "Это не та правда, которая является правдой, а та правда, в которую мы заставим вас поверить".
На вопрос журналиста Sputnik Латвия, возможет ли симметричный ответ со стороны России на криминализацию латвийских журналистов, например, обыски в квартирах и офисах русской службы британского холдинга ВВС, задержания ФСБ и уголовные репрессии против корреспондентов и редакторов "Радио Свобода", "Настоящее время", "Голос Америки", "Дойче велле" и других иностранных СМИ, ведущих профессиональную деятельность на территории РФ, ни один из спикеров конференции не ответил утвердительно. Конечно, невозможно. И журналисты из "Медузы" и ВВС, несомненно, сказали бы, что "вы не понимаете, это совсем другое". Верховенство закона распадается на категории, как в "Скотном дворе" Джорджа Оруэлла.
Невозможно представить, что к нашим коллегам из ВВС - Чиж, Фохт, Сазонову и другим, пишущим под реальными фамилиями и использующих псевдонимы, в одно утро придут люди в черных масках-балаклавах, прячущие лицо, конфискуют ноутбуки и карты флеш-памяти, а журналистов доставят в "подвалы Лубянки". Такой фарс в России, где даже маркировка "иноагентов" у таких медиа-ресурсов, как финансируемые Государственным департаментом США "Радио Свобода" и аффилированные с ней медиа-ресурсы, вызывает обвинения в покушении на конституционную свободу слова, невозможен.
В России сегодня действительно выше уровень транспарентности, что должно быть очень обидно для всей современной системы западной демократии, показывающей тенденции скатывания в авторитаризм.
Подлость и игнорирование
Союз журналистов Латвии стыдливо не отреагировал на преследования журналистов никак, в латышской прессе эта тема табуирована.
Глава СГБ ЛР Нормундс Межвиетс, в частности, высказался по поводу репрессий в стиле советской газеты "Правда" эпохи холодной войны "это не журналисты, это пропагандисты". Как рассказала Алла Березовская, в одной из заметок журналистов в одном из латышских СМИ ее и коллег назвали "кремлевскими пропагандистами".
"Это - подлость, и это говорит о той зависимой и не свободной медиасреде, которая сложилась в Латвии. Вскоре после обыска ко мне приехала группа журналистов "Радио Свобода". Мы тепло общались час или больше, коллеги безусловно соглашались, что журналист и человек имеет право на свободу мнения. Я рассказала, что обыск работники СГБ проводили корректно, были вежливы - и в результате у них вышел материал как подозреваемая в уголовном преступлении Алла Березовская рассказывает, насколько "корректны и вежливы работники спецслужбы, проводившие у нее обыск и изъятие материалов в рамках уголовного процесса - и больше ничего в сюжет не вошло", - вспоминает журналистка, горько улыбаясь.
Как заявила по видеосвязи из Брюсселя депутат Европейского парламента Татьяна Жданок, случай с уголовным преследованием журналистов в Латвии является вызовом для институций Евросоюза, где стратегия поддержки свободы самовыражения, мнений, слова в СМИ была приоритетной ценностью.
"Всегда ранее ЕС учил мир правам человека, но оказалось, у Европы тоже есть соринка в глазу. Я одна из основателей комитета Европарламенте Rules of law ("Верховенство закона", англ.), и случай с преследованиями журналистов в Латвии будет представлен на чтении доклада в 2021 году, мы запросили информацию у Латвийского комитета по правам человека. Я написала обращение о латвийском случае Европейский комиссар юстиции и верховенства права Дидье Рейндерсу, канцелярия его письмо получила, посмотрим, каков будет ответ. Да, Европа имеет двойные стандарты, в том числе по преследованиями совести, так же происходит в случае Amnesty International, но преследования журналистов недопустимы. На карандаше в ЕС есть три страны, где на журналистику оказывается давление со стороны государства: это Польша, Венгрия и Словакия, но мы будем добиваться и включения латвийского случая", - сообщила Жданок.
Не молчать - это важно
Журналист из Риги Владимир Линдерман заявил, что латвийская СГБ "прощупывает новые возможности", открыв охоту на ведьм с обысками в декабре 2020 года, и на такие шаги, по его словам, не готовы пойти политики западновропейских стран".
"Латвийские власти выходят за рамки стандартной Европы, достаточно антироссийски настроенной, но все же не настолько. С юридической точки зрения это покушение на свободу слова, заложенное в дескриптум европейских санкций против России. И здесь главное - не молчать. Если это дело дойдет до суда, в чем я не уверен, это ничего не значит. Наказание уже совершается, по сути, я думаю, цель - уничтожить русскую журналистику в Латвии, которая находится под жестоким прессингом государства. Вспомним закрытие новостной службы ПБК, когда 60 журналистов и членов команды потеряли работу, и недавнее закрытие российских каналов. Цель максимум - осудить журналистов, цель минимум - запугать очередное издание на языке национальных меньшинств, чтобы разбежались. Да, это политическая травля, моббинг и абьюсинг со стороны государства, но я испуга не вижу", - констатировал Линдерман.
Исполнительный директор Фонда поддержки и защиты соотечественников, проживающих за рубежом, Владимир Поздоровкин, ранее работал в посольстве РФ в Литве. По его словам, он достаточно хорошо знает явные и стратегические тенденции прибалтийского мейнстрима, и в свете активной фазы русофобии и антироссийских настроений в пропаганде единой Европы случай с латвийскими журналистами, к сожалению, логичен.
"Есть силы, которые платят за русофобию и те, кому сказали "фас". Никакой демократии и толерантности не наблюдается, о России в Прибалтике и в самой России журналистам можно или не писать вообще, или только негативно. Если ВВС выпускает фильм о атомной бомбардировке Россией стран Балтии, это свобода слова и это хорошо. Если бы что-то подобное сделали в России, это назвали бы кремлевской пропагандой. В случае преследуемых латвийских журналистов наш фонд может при необходимости предоставить и оплатить их юридическую защиту", - заявил Поздоровкин.
Полигон нового европейского права
Как заметил главный редактор портала Baltnews Андрей Стариков, Латвия и страны Балтии - испытательный полигон для процессуально-правовых практик в рамках информационной кампании условно-коллективного запада, где, например, ВВС и другие ресурсы на русском языке соответствуют политике антироссийской пропаганды Великобритании в Восточной Европе. Недавно произошел слив документов по этой тематике, и эти материалы имеют прибалтийские исследования - медиаресурсы, как "Медуза" и "Новая Газета" на русском имеют зеленый свет и рекомендованы к прочтению. А российские ресурсы блокируются и делигитимизируются, несмотря на обще-популистские декларации о примарности прозрачности и широты взглядов в Европе.
Как указал правозащитник из Германии Юрий Еременко, для русских СМИ в ФРГ эта тенденция характерна менее, но в то же время от Германии, например, депутатом Европейского парламента (во фракции "зеленых" ЕП) избран такой явный антироссийский представитель, как Сергей Лагодинский, учившийся с Алексеем Навальным в Йеле. "Оппозиционенфюрер" в условиях новой холодной войны в единой Европе - выгодный с карьерных позиций пост.
Редактор газеты "Комсомольская правда в Северной Европе" Игорь Тетерин с сожалением констатировал, что издание его газеты с ее редакционной политикой практически вне острых углов холодной войны в Литве негласно запрещено.
Причина - у "Комсомолки" на титульном листе пять орденов: Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны и два - Трудового Красного Знамени. По литовским законам коммунистическая символика запрещена, и хотя эти пять орденов относятся к сферам истории и культуры, газете в Литве не распространяется - в отличие, например, от Финляндии. Тетерин предложил журналистам, лишившимся заработка в Латвии, работу на внештатных условиях.
Журналист из Германии Юрий Еременко также указал, что для русскоязычных СМИ в ФРГ эта тенденция характерна менее, но давление на русскоязычную прессу все же существует.
Например, его сайт был подвергнут беспочвенной критике на страницах крупного немецкого медиаресурса как пропагандистский, а русскоязычные жители названы "пятой колонной". Он также сообщил, что представители общественности Германии, ее русскоязычные жители, обращались с письмом к своим немецким депутатам в Европарламенте, где выражали озабоченность в связи с дискриминацией русского языка в Латвии, но не получили ни единого ответа, хотя направили десяткам своих немецким евродепутов.
По мнению Жданок, немецкие евродепутаты не проявляют к такой теме заинтересованности. И можно также отметить то, что депутатом Европейского парламента (во фракции "зеленых" ЕП) избран такой явный антироссийский представитель, как Сергей Лагодинский, учившийся с Алексеем Навальным в Йельском университете. "Оппозиционенфюрер" в условиях новой холодной войны в единой Европе - выгодный с карьерных позиций пост.
Подводя итоги двухчасовой конференции РСЛ, Мирослав Митрофанов анонсировал доклад своего коллеги, депутата Рижской думы Александра Кузьмина, на 46-й сессии Совета по правам человека ООН в Женеве. Доклад Кузьмина будет посвящен вопросам ограничений со стороны государства свободы слова и преследованиям журналистов в Латвии.