РИГА, 12 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. В Риге 30 мая 2018 года был убит администратор неплатежеспособности, адвокат Мартиньш Бункус. Прошло уже больше года, но это убийство до сих пор не раскрыто.
Свою версию произошедшего выдвигала даже семья Бункуса. Его родственники предположили, что убийство связано с процессом самоликвидации банка ABLV. Сенсация? Возможно. Так кто, как и за что на самом деле мог убить Бункуса?
"Страхи" и сигналы
Сначала лирическое отступление. 7 июня 2019 года президент Банка Латвии Илмарс Римшевичс (теперь уже подсудимый по делу о взятке и отмывании денег) дал первую после долгого перерыва пресс-конференцию.
Это мероприятие использовали активисты, чтобы прорекламировать только что вышедшую книгу "Страхи" некоего Индрикиса Латвиетиса. Журналистам раздали отрывки из книги.
Приведу здесь один из этих отрывков в сокращении. Возможно, речь в нем идет о событиях 2016 - 2018 годов. Судя по всему, опубликованы распечатки некогда тайно записанных разговоров. Фамилии и имена приведены не с ошибками, а именно так, как даны у автора:
"…Как можно было понять, г-жа Дана стала уступчивее и позволила Илмару высказаться: Видите ли, г-жа Дана, мы все думаем о будущем. И вот что мы видим. Вы же сами лучше нас знаете, что так называемым национальному банковскому бизнесу приходит конец. Совсем скоро. Это закономерный процесс, мы на него повлиять не можем. Все происходит так, как должно происходить...
… - Г-жа Резнеце, я вам скажу коротко и ясно, как простой предприниматель… - кажется, Мортенсонс больше не мог выносить все это хождение вокруг да около - Мы с г-ном Римевичем вложили значительные ресурсы, да, и финансы, и работу, и информацию, влияние… Не только здесь, но и особенно там, за океаном. Вы знаете, у нас остались два крупных местных банка. Последние два года я оплачивал попытки г-на Римевича обеспечить, чтобы у наших стратегических партнеров было достаточно много информации как про одного, так и про второго.
Мы можем потрясти один, потрясти другой, потрясти оба - не своими руками, конечно. Американцы сами все сделают тогда, когда мы захотим. И тогда, тогда мы будем готовы забрать то, что высыпется… Это будут не миллионы, а миллиарды. В руках настоящих людей.
- Не подумайте превратно, г-жа Дана, - продолжает разговор Римшевич. - ничего криминального. Фактически, ничего. Даже ничего предосудительного. Просто будет ситуация, когда понадобится… проще говоря, когда американцы потребуют закрыть один или второй банк, от вас должны пойти сигналы.
- И как я разгадаю эти сигналы?..
- За это вы можете не волноваться, г-жа Дана… А также за то, что перед вступлением проекта в завершающую фазу, мы обязательно позаботимся, чтобы и ваше мнение было принято во внимание. Какое именно кредитное учреждение… Кто именно может быть правильным ликвидатором, каков правильный план ликвидации… Все это детали, второстепенные детали. Важно найти правильное решение".
Существовал ли такой разговор на самом деле, или его не было вовсе, не сообщает даже автор книги. Так что, предположим чисто теоретически... Некие лица А и Б, используя международные связи и информацию, полученную благодаря их государственным постам, решили подзаработать. В том числе, на "правильной" ликвидации "неправильных" банков.
Если упомянутое является фантазией автора, то весьма близкой к реальности, надо отметить. С месяц назад в Риге гостил российский банкир Петр Авен - человек, в высшей степени, прагматичный и далекий от фантазий. Когда его спросили, что он думает по поводу процессов, происходящих в латвийской банковской системе, он ответил примерно следующее: банки, конечно, должны быть прозрачными, но чистота системы не должна достигаться за счет уничтожения национальных банков.
Что сказали родственники?
Вернемся к Бункусу. Брат погибшего - Кристапс Бункус - заявил недавно, что в феврале прошлого года в распоряжении Мартиньша Бункуса оказались материалы, которые содержали информацию о возможном участии банка ABLV в длительной легализации преступно нажитых средств.
Именно эти материалы среди прочего стали обоснованием для доклада структуры Минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) о подозрениях в связи с отмыванием денег и организацией схем.
Семья погибшего считает, что Бункус обратился во властные структуры США со своими материалами. При этом, как подчеркивает Кристапс Бункус, его брат был категорически против самоликвидации банка.
По его мнению, именно самоликвидация помогла бы утаить возможное участие клиентов ABLV в легализации средств. Поэтому Мартиньш Бункус мог стать серьезной угрозой для интересов лиц, упомянутых в докладе FinCEN.
Горячий февраль 2018-го
Как говорится, версия принята во внимание. Посмотрим на хронологию событий:
13 февраля 2018 года был опубликован тот самый доклад FinCen с обвинениями в адрес ABLV Bank.
14 февраля ABLV подает в Главное управление криминальной полиции Латвии заявление о распространении недостоверных сведений о ситуации в финансовом секторе Латвии. С точки зрения ABLV Bank, в докладе FinCEN о банке и латвийской финансовой системе использована не соответствующая действительности информация.
18 февраля Комиссия рынков капиталов и финансов (FKTK) ограничивает деятельность банка ABLV.
18 февраля задерживают президента Банка Латвии Илмарса Римшевичса. А уже 19 февраля он освобожден под залог в размере 100 тысяч евро с запретом выполнять рабочие обязанности в Банке Латвии.
26 февраля в FKTK делают следующее заявление: "Решение о ликвидации ABLV Bank в настоящее время не стоит на повестке дня. Это лишь один из вариантов, так как все еще возможны и другие пути выхода из ситуации".
27 февраля ABLV банк заявляет о начале процесса самоликвидации. В сообщении для СМИ так и говорится - решение принято в интересах вкладчиков и клиентов банка.
27 февраля теперь уже бывшая министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола делает следующее заявление: "Решение третьего по величине банка Латвии ABLV о самоликвидации является правильным, но при условии, что соблюдаются интересы кредиторов…".
27 февраля Римшевичс возвращается на работу в Банк Латвии.
30 мая - администратор неплатежеспособности Мартиньш Бункус был застрелен в Риге .
6 июня Рейзниеце-Озола после встречи в Риге с заместителем секретаря Минфина США по вопросам борьбы с терроризмом Маршаллом Биллингсли говорит следующее: "США как и мы заинтересованы в том, чтобы деньги ABLV Bank были тщательно проверены, и "грязные" деньги не попали в руки мошенников. Публичные кампании последнего времени свидетельствуют о попытках влияния на решение Комиссии рынка финансов и капитала (FKTK) по ABLV Bank, но американская сторона четко заявила, что процесс должен проходить под контролем FKTK, а не самого банка".
12 июня Комиссия рынков капиталов и финансов утверждает процесс самоликвидации банка ABLV и утверждает всех четырех предложенных банком ликвидаторов.
18 сентября адвокатское бюро Яниса Карклиньша (представляющее крупнейших акционеров ABLV Banк) объявляет награду в 1 000 000 евро за информацию, которая может подтвердить подозрения, что все еще предпринимаются попытки добиться не добровольной, а принудительной ликвидации ABLV Bank, с вытекающими отсюда вознаграждениями администраторам и ликвидаторам.
Пара неудобных вопросов
Сразу после доклада FinCen все участники событий задались вопросом - а кто же "подбросил" американцам неверную информацию? Ответ на этот вопрос пришел, как мы видим, спустя более чем год… и от кого? От родственников убитого Бункуса - это он, оказывается, ездил в США и делился информацией с должностными лицами. Хорошо, предположим, это так.
Хотя уж слишком оперативно получается - только привез, сразу подготовили и опубликовали доклад.
Вопрос номер два – откуда эта информация появилась у администратора неплатежеспособности? Наиболее очевидный ответ можно найти в литературном произведении, отрывок из которого приведен в начале этого текста - "Римевичс дал". Иначе откуда внутрибанковская информация у адвоката, которого ничто не связывало с этим банком, кроме арендованного сейфа? А вот у надзорной инстанции такой информации на каждый банк предостаточно.
А зачем?
Действительно. Получается, что Мартиньш Бункус являлся эдаким борцом за справедливость с нечистыми на руку банкирами? Хотелось бы верить, но вот свидетели говорят иначе.
Предпринимательница Галина Максимова, при всем уважении к родственникам покойного, вспоминала, как он, используя инсайдерскую информацию, пытался провести банальный рейдерский захват ее бизнеса. По другому процессу, который вел Бункус, Верховный суд вынес решение в грубом нарушении статей Закона о неплатежеспособности.
И, наконец, цитата: "Последний год Мартиньш Бункус трудился в Trasta komercbanka. Он был помощником ликвидатора Арманда Расы. С недавних пор администраторы неплатежеспособности должны подавать декларации о доходах. Из декларации Бункуса видно, что его доходы выросли за год в 7 раз - до почти полутора миллионов евро. В Trasta komercbanka администратор Раса пришел после того, как правоохранительные органы задержали целую группу администраторов во главе с Марисом Спрудсом…".
Как Арманд Раса работал в ликвидируемом Trasta Komercbanka, уже сообщали СМИ: "Арманд Раса, администратор неплатежеспособности Trasta komercbanka, за полгода работы в банке получил 2,9 миллиона евро. Такую сумму ему выплатили, поскольку кредиторы, фактически потерявшие возможность вернуть из банка свои деньги, согласились увеличить вознаграждение Расы до 30% возвращенных средств".
Чего он хотел?
Вскоре после убийства Бункуса относительно него всплыла нем и вовсе некрасивая информация: якобы адвокат встречался с местными, латвийскими политиками в Сейме и предлагал им щедрые пожертвования в обмен на нужную должность для Арманда Расы.
"Характеристики с места работы" администраторов можно приводить и дальше, но, в целом, понятно. Юристы - люди, которые ценят время и деньги, и просто так в США с бумагами и ценной информацией кататься не будут. А если и будут, то только с какой то важной миссией или определенной целью.
Тут снова можно процитировать СМИ: "За три месяца до убийства администратор неплатежеспособности Мартиньш Бункус пытался использовать влияние дипломатов и лоббистов США, чтобы именно его выбрали ликвидатором коммерческого банка ABLV Bank… Как сообщала передача "Ничего личного" (Nekā personīga) телеканала TV3, журналисты получили материалы, подтверждающие, что Бункус потратил большие средства, стараясь использовать влияние дипломатов США и американских лоббистов, чтобы именно его назначили ликвидатором банка ABLV Bank. 27 февраля 2018 года Бункус ездил в Вашингтон, чтобы встретиться с Дэвидом Меркелом - бывшим чиновником Госдепартамента, который при президенте Джордже Буше также работал в Национальном совете по безопасности и Департаменте казначейства США".
Тут вспоминается интересная подробность: в 2015 году FKTK послала в США своего представителя - Арниса Лагздиньша. В его задачу входило улучшить сотрудничество двух стран. В качестве атташе Лагздиньш проработал в Вашингтоне три года, во время миссии потратив более полумиллиона евро. Банки упрекали Лагздиньша в конфликте интересов. Он был партнером в объединении лоббистов, которое три года назад банкам, якобы, навязал президент Банка Латвии Илмарс Римшевич.
Так что? Мартиньш Бункус ездил, чтобы предотвратить незаконные операции и честно и объективно провести процесс ликвидации ABLV Banka или же, чтобы стать ликвидатором и заработать денег? Для себя и для своего источника информации? Ответ, кажется, очевидным.
Кто стрелял?
Что известно о самом убийстве Мартиньша Бункуса? Тут слкдует вспомнить слова главы Госполиции Латвии Интса Кюзиса: "Уже с первых часов после совершения дерзкого преступления следственной группе стало ясно, что это не случайное, а тщательно спланированное и организованное убийство. Все средства и методы преступления похожи на те, что использует оргпреступность".
Начальник главного управления Криминальной полиции Андрей Гришин тогда уточнял что это преступление не было организовано и исполнено локально на территории Латвии. Это многонациональная организованная преступность, Он также утверждал, что если бы полицейские ничего не знали, то не задавали бы конкретных вопросов другим странам.
В списке стран, куда обратились латвийские следователи, оказались и ближайшие соседи Латвии - Россия и Беларусь, и Азербайджан, и даже США с Федеральным бюро расследований.
Что еще известно? Представители правоохранительных органов говорят, что исполнителей было минимум, двое. Стрелял он или они из автоматического оружия (называют автомат "Калашникова"). Было произведено несколько выстрелов. По крайней мере часть из них была произведена из кузова заблаговременно угнанного фургона, который, кстати, вскоре нашли сгоревшим неподалеку.
Стреляли по движущейся машине. Машина, оставшись без управления, врезалась в ограждение кладбища, у нее отвалилось колесо (а ведь просто так у новых джипов колеса не отваливаются). Ну и для полноты картины - все это происходило рядом с кладбищем, в нескольких сотнях метров от здания Главного управления полиции.
"Показательная казнь", - так комментировал убийство один из опрошенных экспертов-криминологов.
Версии
Не очень-то это похоже на "заказные убийства 90-х". Все или почти все криминальные убийства в Латвии обычно выполнялись одним человеком, из пистолета, в упор, в тихом спокойном месте. Меньше риска со свидетелями - меньше шансов промахнуться.
Ведь можно было просто подождать Бункуса, например, возле его дома. Но исполнители предпочли стрелять по движущемуся автомобилю, на неровной дороге, когда цель скрыта за стеклом. При этом, рабочее утро, улица, по которой ездят и другие машины, а рядом - кладбище, по которому ходят люди.
Но стрелки не боялись быть увиденными или задеть случайных прохожих. Они, как утверждают свидетели, даже не стали приближаться к еще живому раненому Бункусу. Сразу после выстрелов преступники бросились к машине. "Спецы", однако! Определенно, люди подготовленные и с опытом организации подобного рода мероприятий.
По неофициальной информации, нападавшие также могли стрелять "с двух точек", чтобы таким образом достигнуть эффекта "перекрестного огня". То есть, получается настоящая засада, организованная на военный манер. Военные, правда, в таких случаях, любят "работать" из пулеметов. Так надежнее.
В центре европейской Риги 21-века, слава Богу, обошлось без них. Хотя, калибр автомата Калашникова совпадает и с одноименным пулеметом и даже с некоторыми снайперскими винтовками, стоящими на вооружении стран НАТО. Выстрелов было несколько, но не много. А были ли найдены пули, полиция не докладывает.
Как называются вооруженные люди, проводящие "ликвидацию противника" на чужой территории? Правильно. Диверсанты. То есть. Диверсионная группа "работает" в столице Латвии в нескольких сотнях метров от здания Главного управления полиции. Изучают место, пути отхода, заносят автоматическое оружие в краденый фургончик, сидят и ждут "цель". У людей, определенно, крепкие нервы и полное отсутствие беспокойства по поводу возможной, пусть и случайной, встречи с полицией. И кто же эти специалисты?
"Картина маслом", - сказал бы в таком случае герой известного сериала.
Так что, у латвийской полиции, действительно, есть более чем серьезные основания для того, чтобы по возможности поменьше говорить о прогрессе следствия и подробностях расследования.
За что?
Если продолжить строить версии, то убийство из мести, как его выставляет семья покойного, выглядит не очень убедительно. К тому моменту, когда диверсионная группа начала "работать по Бункусу", банк уже вовсю проходил процесс самоликвидации. Все документы уже давно лежали на столах "за океаном". Не кажется, что в это есть какой-то смысл.
Но вот где этот смысл можно найти: Бункус продолжал изо всех сил стремиться попасть в ликвидаторы банка даже тогда, когда его "латвийские партнеры" (если они были) уже эти планы затормозили, добровольно или под давлением.
А может, причиной была слишком большая инициатива, которую от адвоката не ожидали даже его "деловые партнеры" - и здесь, и за океаном? Ответы на все эти вопросы сможет дать (если сможет) следствие.
На данный момент, в сухом остатке: сменен руководитель Администрации неплатежеспособности (ну, это еще прошлым летом, сразу после убийства Бункуса), на главу Банка Латвии заведено и передано в суд уголовное дело, руководители FKTK в "добровольно-принудительном порядке" отправлены в отставку. Процесс ликвидации банка продолжается в тихой спокойной обстановке.