Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Ничего политического: в РФ рассказали, кто получит грузы в Латвии

© SputnikПеревалка угля в Вентспилсском порту
Перевалка угля в Вентспилсском порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Калининград затевает крупные проекты в области транспорта и логистики и составит мощную конкуренцию портам Прибалтики

РИГА, 19 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. Конкуренция между логистическими хабами на Балтийском море обострилась. Российские порты Финского залива забирают большую часть российских грузов, по Белорусской железной дороге идут китайские контейнерные поезда. Латвии и Литве как государствам-транзитерам нужно искать новые возможности для партнерства. Об этом говорили спикеры сентябрьского 11-го Балтийского транспортного форума в Калининграде.

Этот форум транспортно-логистической отрасли – представительная осенняя конференция стран Балтийского моря, подобные по масштабу мероприятия проходят только в Санкт-Петербурге и Гамбурге. Это связано, в частности, с тем, что у западного эксклава в стратегии внутреннего развития России федеральное приоритетное значение – как у Крыма.

© Sputnik / Андрей ТатарчукБалтийский транспортный форум
Ничего политического: в РФ рассказали, кто получит грузы в Латвии - Sputnik Латвия
Балтийский транспортный форум

Планы развития Калининграда

В Калининграде на Октябрьском острове уже успешно работает одна из двух российских зон, альтернативных офшорам (вторая – на острове Русский во Владивостоке), а производственные предприятия области могут получить статус резидентов особой экономической зоны, включая преференции и льготы по налогам на недвижимость, аренду, ввоз сырья для переработки и т.д.

Порт Калининград - российский порт на юго-восточном побережье Балтийского моря - Sputnik Латвия
Эксперт рассказал, как обойти литовско-белорусский "горб" при транзите на Калининград

Кроме того, намечено строительство грузопассажирского морского порта Пионерский, прорабатывается проект строительства глубоководного порта возле поселка Янтарный, идет развитие железнодорожного узла в Черняховском, где соединяются европейская колея шириной 1435 мм и российская 1520 мм. Уже заложены на стапелях Невского судостроительного завода два парома, которые в 2022 году выйдут на линию Усть-Луга - Балтийск. Наконец, имеется проектная идея строительства платного моста через залив в сторону Польши, замыкающего объездное кольцо вокруг Калининграда.

Калининградская область в Северо-Западном федеральном округе обладает наиболее широкой сетью автодорог – 521 километр на 1000 квадратных километров (в Псковской области – 303 километра, в Ленинградской – 212). Аэропорт "Храброво" в 2018 году перевез за год рейсами не только российского "Аэрофлота", но и польской LOT, латвийской airBaltic, белорусской "Балавия" более 2 миллионов пассажиров. Аэропорт планирует стать площадкой для регулярных рейсов западных авиакомпаний, планируется и создание региональной авиакомпании пассажирских и карго-перевозок.

Как заявил в своем докладе на БТФ заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области Алексей Ржанов, в ближайшие пять лет будет принят в эксплуатацию ряд объектов, повышающих конкурентоспособность области.

По словам депутата и представителя комитета по развитию экономики и инфраструктуры Калининрадской областной думы Леонида Степанюка, в планах - выравнивание тарифов и механизмов субсидирования всех видов транспорта (в том числе и реализация сквозного железнодорожного тарифа) в области – как по всей России. Также задача на перспективу - обеспечение транспортной безопасности Калининградской области, включая транзит европейских грузов, развитие статуса геостратегической территории РФ.

© Sputnik / Андрей ТатарчукЛеонид Степанюк
Ничего политического: в РФ рассказали, кто получит грузы в Латвии - Sputnik Латвия
Леонид Степанюк

Помимо этого, в крайнем западном регионе РФ созрела идея снижения минимального инвестиционного порога для предприятий ТЛК как резидентов ОЭЗ до 50 миллионов рублей.

Есть ряд крупных проектов и вне транспортно-логистического комплекса. В частности, в регионе планируется строительство новой очереди завода для сборки немецких BMW либо корейских марок Hyundai и Kia – "Автотор Холдинг" собирает 250 тысяч машин в год в основном для российского рынка. Планируется к реализации проект добычи калийных удобрений "К-Поташ Сервис".

Кроме того, уже ведется реализация или проектные работы строительство новой очереди комплекса заводов аграрной продукции "Содружество" в Светлом с оборотом 3,5 миллиарда долларов в 2018 году. В проекте есть идея углубления судоходного канала до терминалов предприятия "Содружество".

Литовские риски

Риски области, как и преимущества, связаны с ее уникальным географическим положением: практически все попадает в регион, через территорию других стран. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на расширенном заседании рабочей группы Госсовета в начале сентября заявил, что область (перевозки по Калининградской железной дороге в 2018 году превысили 15 миллионов тонн, что на треть больше, чем годом ранее – но в этом году заметен спад грузопотока, в основном зерна и угля) становится заложниками тарифной политики Литвы и Беларуси. "Просто без объявления войны нам выставляют счет и говорят: с завтрашнего дня плюс 15% на ваше зерно, а на ваш уголь – в два раза тариф", - заявил Алиханов.

Берег Балтийского моря в поселке Янтарный. - Sputnik Латвия
Контейнеры и нефть: Калининград хочет построить еще один порт под транзит

Рост тарифов с конца лета на Белорусской железной дороге действительно произошел, подтвердил Sputnik первый заместитель генерального директора госпредприятия "Белинтертранс" Александр Янчевский. А вот в Литве отрицали повышение цен. Руководитель отдела тарифов департамента по развитию бизнеса литовского АО LG CARGO Владас Амброзявичюс ответил, что Литовская железная дорога не поднимала тарифов на транзит в сторону Калининградской области и не планирует поднимать его в 2020 году.

К сожалению, литовский мейнстрим еще не до конца избавился от риторики в духе Дали Грибаускайте, совершившей много иррациональных действий, лишь бы Москве назло. Но Литва меняется, она уже открыто закупает российский СПГ для своего терминала Independence в порту Клайпеды и явно демонстрирует готовность к компромиссам с Москвой, что связано с желанием оставаться основным экспедитором транзита грузов на железнодорожном плече в сторону Калининграда и обратно.

"У нас в порту Клайпеды по году не более 2 миллионов тонн российских грузов из плана по этому году 47 миллионов тонн, и у нас план дойти до 70 миллионов тонн после расширения порта и строительства внешнего глубоководного порта у Куршской косы. Для нас важны любые коммерческие грузопотоки вне зависимости от географии и политики", - сказала Sputnik представитель морского порта Клайпеды Даля Гун.

© Sputnik / Андрей ТатарчукБалтийский транспортный форум
Ничего политического: в РФ рассказали, кто получит грузы в Латвии - Sputnik Латвия
Балтийский транспортный форум

Китайский транзит

Отдельная тема – организация китайского транзита  в рамках проекта "Один пояс - один путь" - продвигаемого руководством КНР мегапроекта, где большая часть контейнерных поездов идет по железной дороге через КПП Брест-Малашевиче в Польшу и далее в германский сухой порт Дуйсбург. Здесь конкурируют все и со всеми, при этом политически китайцы отдают предпочтение портам Ленинградской области и сухопутному коридору через Баларусь. Крупные китайские грузовладельцы, как China Merchant Group, выступают в роли дирижеров – в конечном счете, белорусское плечо транзита, где на ФРГ проходит до 15 поездов с контейнерами в сутки, китайские операторы накатывают уже почти 15 лет.

Форум TransRussia 2018 - Sputnik Латвия
Транзит на Калининград - лакомый кусок: латвийский бизнес идет в Литву

Основной акционер и руководитель одного из крупнейших портовых предприятий "Бирю кровиню терминалас" (БКТ) Игорь Удовицкий в августе сказал, что "Литва будет терять грузы Китая и дальше, обвинив ключевых руководителей республики в дилетантизме в области транзитной политики. Действительно, на уровне политиков прозападного пула часто звучали обвинения в "промосковскости" как в сторону Литовской железной дороги, так и стивидора БКТ, в котором 30% долей капитала принадлежат компании "Беларуськалий".

"Удар в какой-то степени пришелся на нефтяной транзит, главный удар – на все остальные перспективные направления: контейнеры и китайский транзит", - заявил Удовицкий.

Литовская делегация на БТФ-2019 не опровергла, но и не подтверждала этот пессимизм. Эмоции и ставки на одну геополитическую ориентацию, как показали энергетические неудачи Грибаускайте и еще худшие примеры деятельности президента Украины Петра Порошенко – не лучшее для трансграничного крупного бизнеса.

Ничего политического, только бизнес

Как выглядит Латвия на фоне этой "транзитной соковыжималки"? Пожалуй, лучше всех. Латвия четко понимает правила игры и использует все возможности. Выступая с докладном на БТФ, вице-президент Латвийской железной дороги Эрикс Шмукст заявил, что Латвия не только страна трех морских портов, но и транзитное государство.

"Где Латвия и где Калининград? Но у нас – общая цепочка транзита, связанная через Литву и Беларусь. В последние годы мы активно работаем с Калининградской железной дорогой по углю и сейчас, в сентябре, на Калининградскую область по Латвии прошел тестовый контейнерный поезд на 71 условный вагон из Китая. Эстонцы и литовцы дают очень низкие тарифы. Самое главное – менять не тарифы, менять инфраструктуру. Мы провели длинный состав с углем на 8 тысяч тонн, наши стандарты коротких поездов давно пора пересматривать. Один из маршрутов связан с Печорским районом: я помню, когда из Печор в Ригу шло 28 поездов в сутки – и этот маршрут заморожен с 90-х, когда появились границы. Я думаю, мы можем еще раз изучить маршрут Печоры – Рига – Калининград", - сказал Шмукстс.

© Sputnik / Андрей ТатарчукЭрикс Шмукстс
Ничего политического: в РФ рассказали, кто получит грузы в Латвии - Sputnik Латвия
Эрикс Шмукстс

По-прежнему актуален вопрос регулярного сквозного, по Литве и Латвии, пассажирского железнодорожного сообщения между Калининградской областью и "материковой" Россией. По словам Шмукстса, об этом до сих пор ведутся переговоры с МИД Латвии и структурами ЕС: проблема в том, что такой поезд должен пройти за шесть часов по территории двух стран более 500 километров, и на проверку документов и виз не остается времени. Возможно, введение электронных виз с 1 октября для граждан ЕС в Ленинградской области, как с лета успешно работает в Калининградской области, сдвинет с места решение этого вопроса.

Заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Андрей Мошков - начальник Калининградского управления заявил, что в конкуренции между портами Балтийского моря выиграют те, кто сегодня развивает свою инфраструктуру. Порты Гданьска, Калининграда, Клайпеды и Риги лет 20 назад были примерно равными по показателем грузооборота. Но в польском Гданьск уже работает девять контейнерных терминалов с перевалкой 1,95 двадцатифутовых контейнеров в год, то есть больше, чем у всех остальных, вместе взятых. А один российский порт Усть-Луги, не считая морских портов Бронка, Приморск, Высоцк и Санкт-Петербург, вышел на 100 миллионов тонн различных грузов по году. И, согласно указу президента России Владимира Путина, идет работа по увеличению объема обработки контейнеров в портах РФ в четыре раза, а порты южной части Финского залива в Ленобласти должны увеличить перевалку грузов на 50 миллионов тонн. По словам Мошкова, это перспектива нескольких ближайших лет.

Впрочем, есть исключения и послабления из правил: так, стивидор из Вентспилса Baltic Coal Terminal принадлежит "дочке" российского АО "Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского", которая поставляет кузбасский уголь в Европу  через свой терминал в устье Венты. В этом случае это почти то же самое, что российские грузы – российским портам. Ничего политического, только бизнес.

Лента новостей
0