Сколько на Rail Baltica нужно денег, Минсообщения подсчитало, а будет ли выгода - не знает
12:21 14.11.2024 (обновлено: 12:41 14.11.2024)
CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ieva Ābele / Parlamentārās izmeklēšanas komisijas sēdeСтроительные работы центрального узла Rail Baltica в Риге
Подписаться
Министерство финансов не согласилось с предложенным Минсообщения сценарием реализации первого этапа железнодорожного проекта Rail Baltica, выдвинув более 20 возражений
РИГА, 14 ноя — Sputnik. Минфин отмечает, что в информационном отчете Минсообщения и проекте протокольного решения правительства представлена информация о развитии инфраструктуры проекта и ожидаемых затратах на ее содержание, но нет данных о том, будут ли и каковы ожидаемые экономические выгоды от использования созданной инфраструктуры и кто будет обеспечивать содержание и управление этой инфраструктурой.
Минфин также просит, чтобы в отношении расходов на первый этап проекта Rail Baltica к информационному отчету была приложена подробная таблица по годам, поясняющая, какие статьи расходов и суммы включает каждая из приоритетных мер проекта Rail Baltica, а также для каждой статьи должно быть указано доступное финансирование, необходимое финансирование и предложения по его обеспечению.
Минфин обращает внимание на то, что в настоящее время в информационном отчете указаны расходы на основную линию в размере 4,549 миллиарда евро, а на региональные станции, пункты обслуживания инфраструктуры, центры управления движением и подъездные пути - 133 миллиона евро, в то время как в постановлении кабмина от 11 июня 2024 года расходы на основную линию составляли 4,302 млрд евро, а на региональные станции, пункты технического обслуживания инфраструктуры и центры управления движением - 83 млн евро. Минфин просит дать разъяснения по этому поводу.
Минфин также возражает против того, что его роль в планировании, обеспечении и согласовании финансовых потоков проекта с процессами госбюджета является критически важной, как указано в информационном отчете. Минфин подчеркивает, что его роль как ведущего государственного органа в финансовом секторе не предполагает лидерства в поиске решений для финансирования проектов, курируемых отраслевыми министерствами; соответственно, реализация и обеспечение ресурсами проекта в транспортном секторе - это вопрос ответственности Минсообщения, хотя и в сотрудничестве с Минфином.
Министерство финансов отмечает, что неясно, как будет финансироваться строительство основной линии проекта Rail Baltica, чтобы обеспечить сообщение от границы Литвы до границы Эстонии, что является первым приоритетом в реализации проекта. Соответственно, Минфин считает, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов и неясных возможностей их привлечения недопустимо включать в объем первого этапа проекта строительство железнодорожной линии 1435 миллиметров для соединения одной международной станции (Миса - станция в аэропорту Рига или Упеслеяс - центральный железнодорожный вокзал), особенно если кабмин принял решение об интеграции железнодорожной станции аэропорт Рига в существующую железнодорожную сеть.
С информационным отчетом Минсообщения не согласилась и организация Rīgas metropole, которая хочет, чтобы участок Упеслеяс - Рижский центральный вокзал развивался в приоритетном порядке.
Кроме того, Минфин представил свои предложения по потенциальному проекту решения правительства в заключении по отчету Минсообщения. Ведомство предложило принять решение о том, что первый этап Rail Baltica осуществляется за счет средств из фондов Евросоюза и финансовых ресурсов госбюджета в размере софинансирования, предусмотренном нормативными актами.
Если в случае возникновения непредвиденных обстоятельств были приняты обязательства в размере, превышающем имеющиеся финансовые ресурсы, Минсообщения обязано будет подготовить отчет и предложения по источнику финансирования обязательств, которые необходимо согласовать с Минфином.
Также Минфин предлагает поручить Минсообщения привлечь частного инвестора для финансирования трансграничного сообщения Rail Baltica.
Помимо этого, Минфин предлагает установить, что первый этап Rail Baltica осуществляется в соответствии с графиком, который может быть выполнен в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами.
Что было в докладе Минсообщения?
Напомним, Минсообщения подготовило доклад о сценариях реализации проекта Rail Baltica. Прежде всего министерство предлагает обеспечить строительство трансграничного соединения. Необходимо также соединить основную трассу как минимум с одной из запланированных двух станций Rail Baltica в Риге, проложив колею европейской ширины, говорится в документе, там же приводятся расчеты стоимости реализации работ.
Минсообщения предлагает в первой очереди проекта:
построить один путь от границы Литвы до Эстонии, начав строительные работы на участке граница Литвы — Миса и в соответствии с имеющимся финансированием;
завершить начатые строительные работы на обоих рижских международных вокзалах (в рижском аэропорту и южной части Рижского центрального железнодорожного вокзала), чтобы придать этим объектам функциональности, перераспределив доступные отрасли ресурсы европейских источников — Механизма оздоровления и устойчивости и Фонда выравнивания;
построить новую железнодорожную линию от станции Иманта до аэропорта Рига, таким образом еще до строительства линии европейской ширины соединив обе пассажирские станции ширококолейной железной дорогой и интегрировав аэропорт в существующую железнодорожную сеть;
построить не менее 4 региональных станций (Салацгрива, Скултес муйжа, Саласпилс/Даугавкрасты, Бауска, в том числе с учетом того, что в этих местах запланированы также обгонные пути), пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте, центр управления движением и ответвление для будущего Саласпилсского грузового терминала;
создать железнодорожное соединение (с европейской шириной колеи) с одним из двух рижских международных вокзалов, выбор сделав, опираясь на данные отдельного технико-экономического обоснования — оно определит, какое из двух соединений (Упеслеяс — Центральный вокзал или Миса — рижский аэропорт) более выгодно с экономической, технической и финансовой точек зрения. Работы вести параллельно с созданием трансграничного соединения, который имеет приоритет. Чтобы это реализовать — задействовать альтернативные финансовые решения, например, публично-частное партнерство. Финансирование из еврофондов в первую очередь направлять на финансирование мероприятий из пунктов 1-4.
По оценкам министерства, общая стоимость реализации первого этапа трансграничного соединения от границы Эстонии до границы Литвы (с использованием только грузового объездного пути через Саласпилс) составляет 4,5 миллиарда евро. Общие расходы на два международных пассажирских вокзала и связанную с ними инфраструктуру железнодорожных путей путей составляют 875 млн евро, а точечные объекты, в т. ч. пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте, центр управления движением и ветка для Саласпилсского грузового терминала, а также четыре региональные станции, обойдутся в 133 миллиона евро.
По оценкам совместного предприятия RB Rail AS, на реализацию рижского участка Упеслеяс — Центральный вокзал потребуется 629 млн евро, а участка Миса — аэропорт Рига — 924 млн евро.