Моряки теневого флота не могут вернуться домой

© Foto : МЧС РФ / Перейти в фотобанкГидрографическое судно "Андромеда", архивное фото
Гидрографическое судно Андромеда, архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 20.03.2024
Подписаться
В прошлом году не менее 132 судов были брошены их владельцами; экипаж не может покинуть эти суда и месяцами, если не годами, сидит без денег, а порой и без еды и электричества
РИГА, 20 мар — Sputnik. Владельцы судов все чаще бросают моряков на произвол судьбы, пишет Politico.
В начале марта ракета хуситов убила трех членов экипажа торгового судна True Confidence под флагом Барбадоса. Еще двое получили серьезные ранения. Это были первые жертвы в кампании хуситов против судоходства в Красном море.
Однако многие моряки испытывают трудности другого рода: их владельцы покидают их вместе с кораблями. Поскольку число этих брошенных моряков продолжает расти, мир должен обратить внимание на их тяжелое положение.
Снежный краб - Sputnik Латвия, 1920, 17.12.2018
Dagbladet: что ждет рыбаков на латвийских краболовных судах
Например, 18 декабря 11 индонезийских моряков, работавших на грузовом судне Grand Sunny под флагом Сьерра-Леоне, поняли, что с владельцем судна больше невозможно связаться. "Мы пытаемся срочно доставить на судно еду и воду", — сообщила 19 декабря Международная федерация транспортников (ITF). С тех пор эти моряки застряли в китайском порту Наньша. Владелец судна, компания Thousand Star International Ltd., настолько мала, что информации о ней практически нет.
Эти брошенные индонезийцы — не единственные моряки, оказавшиеся в ловушке на своих кораблях. Во французском порту Лорьян трое грузинских моряков с 7 декабря застряли на ледоколе под флагом Танзании. "Экипажу грозит опасность, потому что судно старое, двигатель не работает должным образом", — отметила ITF. Тем временем на якорной стоянке Макапа в Бразилии с 1 декабря застряли 23 российских моряка на балкере под флагом Сент-Китс и Невис.
В итальянском порту Мессина пять украинцев и один россиянин вот уже почти три года не могут покинуть грузовое судно Bella, плавающее под флагом Камеруна.
Согласно морским правилам, даже судовладельцам, переживающим тяжелые времена, не разрешается просто игнорировать свои корабли и экипажи. Однако морские правила также запрещают экипажу покидать свои суда, за исключением самых чрезвычайных обстоятельств — по сути, только в том случае, если судно тонет. Таким образом, пока владельцы стараются не выходить на связь, экипажи оказываются в ловушке.
За время ожидания состояние судна ухудшается (поскольку владелец перестает платить за техническое обслуживание), а морякам обычно не платят зарплату. Если бы не портовые власти, ITF и благотворительные организации, такие как "Миссия морякам", многие из этих оказавшихся в затруднительном положении членов экипажа даже не имели бы доступа к еде и другим предметам первой необходимости.
Прибытие суперлайнера MSC Splendida во Владивосток  - Sputnik Латвия, 1920, 10.07.2019
Вакансий много, зарплата – тысячи евро: в Латвии не хватает студентов-моряков
И ситуация только ухудшается. Согласно отчету ITF, в прошлом году не менее 132 судов были брошены их владельцами — это на 11% больше, чем в 2022 году.
"Моряки и их семьи платят за жадность судовладельцев, терпя бесчеловечные последствия системы, которая ставит под угрозу их благополучие, достоинство и основные права человека", — заявил координатор инспекции ITF Стив Троусдейл.
Один из факторов, играющих заметную роль в увеличении количества брошенных моряков - теневой флот. Этот флот — со старыми и плохо обслуживаемыми судами и неизвестными владельцами, которые не используют западную страховку и часто меняют порт приписки — сейчас насчитывает примерно 1400 судов. Они бороздят мировые океаны, перевозя всевозможные товары – особенно нефть – в и из стран, находящихся под санкциями, таких как Иран, Венесуэла и, что наиболее важно, Россия.
Эти теневые суда существуют, и их можно увидеть невооруженным глазом, но поскольку они действуют за пределами официального мира судоходства, никто ничего не может с ними поделать.
"COVID оказал огромное влияние на судоходство, а ограниченная способность экипажей высаживаться по графику и заменяться другими экипажами вызвала огромные проблемы, — отметил Саймон Локвуд, глобальный страховой брокер Willis Towers Watson. - Эти проблемы еще больше усугубились с появлением теневого флота".
Во время пандемии, когда страны закрыли свои границы и лишили моряков права сойти на берег, около 400 000 моряков застряли на своих судах после завершения своих контрактов. А теперь, по словам генерального секретаря Международной палаты судоходства Гая Платтена, "возникновение теневого флота способствовало увеличению количества брошенных моряков".
"Как такое возможно, что Габон является самым быстрорастущим государством флага в мире? Но это так из-за теневого флота", — сказал он.
Круизный суперлайнер MSC Splendida - Sputnik Латвия, 1920, 21.04.2020
BBC: последний круизный лайнер в мире причалил в Марселе
Сегодня 98% судов, плавающих под габонским флагом, считаются объектами повышенного риска или не имеют идентифицируемого владельца. Если судно, плавающее под габонским флагом, брошено, найти владельца практически невозможно, не говоря уже о том, чтобы заставить его заплатить.
Список брошенных судов Международной организации труда грустно читать: судно Absolute под флагом Палау, брошенное в порту Мина-Сакр Объединенных Арабских Эмиратов с 9 ноября с семью моряками из Мьянмы на борту; "Гибралтар" под марокканским флагом, брошенный в Гибралтаре с 8 ноября с 43 марокканскими членами экипажа на борту; и судно Blue Shark под флагом Того, брошенное в греческом порту Калимнос с 22 сентября с тремя египетскими и тремя индийскими моряками на борту.
Есть также судно Fatma Eylul под флагом Палау, брошенное в Стамбуле с 1 ноября, на борту которого находятся девять азербайджанских и один турецкий моряк: "Нет топлива, поэтому у экипажа нет электричества [sic], а значит, нет охлаждения и отопления, и они больше не могут готовить пищу. Отсутствие продовольствия и ограниченность питьевой воды. Задолженность экипажу по зарплате за два месяца", — отмечается в записи в журнале ITF за ноябрь.
Это лишь часть случаев прошлого года. Но есть еще много таких судов как "Белла", брошенных на долгие годы.
В Риге у Вантового моста прошел парад участников  Регата Рижского залива - Sputnik Латвия, 1920, 30.07.2023
Греби отсюда! В Латвии растет флот частного водного транспорта
Иногда ITF, местным портам и благотворительным организациям удается выследить владельцев в первые недели после того, как судно бросили, и заставить их заплатить и накормить команду. Однако по прошествии недель и месяцев шансы на такой успех уменьшаются, и моряки оказываются заточенными на своих судах, и освобождения не предвидится. В сентябре прошлого года моряк, застрявший на заброшенном судне в ОАЭ, предпринял попытку самоубийства.
"Власти порта должны делать гораздо больше, чтобы помочь морякам, но они, как правило, хотят иметь на борту команду, чтобы обеспечить безопасность судна", — сказал Платтен. Брошенные моряки расплачиваются за пристрастие мира к товарам, прибывающим из других стран.
А владельцы будут продолжать прятаться, потому что могут: заставить владельца компании выплатить заработную плату, причитающуюся экипажу заброшенного корабля, и убедить его снова привести судно в рабочее состояние, чтобы команда могла вернуться домой, - это долгая, трудоемкая и малоперспективная задача.
Лента новостей
0