https://lv.sputniknews.ru/20231201/proverki-znaniy-latyshskogo-ne-dolzhny-byt-proverkami-stressoustoychivosti-26690466.html
Проверки знаний латышского не должны быть проверками стрессоустойчивости
Проверки знаний латышского не должны быть проверками стрессоустойчивости
Sputnik Латвия
У государства нет четких критериев проверки знаний латышского, поэтому каждый инспектор может издеваться над учителями, как захочет 01.12.2023, Sputnik Латвия
2023-12-01T11:04+0200
2023-12-01T11:04+0200
2023-12-01T12:05+0200
новости латвии
латышский язык
лиепая
школа
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/500/27/5002725_0:0:1500:844_1920x0_80_0_0_07d224da6f61f47980f36c499563fc86.jpg
РИГА, 1 дек — Sputnik. Руководитель Управления образования Лиепаи Кристине Ниедре-Латхере называет методы проверок учителей города на языковую категорию недопустимыми, сообщает Rus.LSM.lv. Проверки знания государственного языка в школах и детских садах Лиепаи начались в апреле и продолжаются до сих пор. Прошли их не все педагоги — в школах десять человек уволились, кто-то ушел на больничные. Но, по словам Ниедре-Латхере, возникшие вакансии удалось заполнить. Уроки идут, и ситуацию можно назвать стабильной. "В ноябре проверки были приостановлены на две недели. Во-первых, из-за каникул, во-вторых, из-за сигналов, в том числе на общенациональном уровне — ведь возникали ситуации, когда становилось некому уроки вести", — поделилась она. Сейчас плановые проверки возобновлены. В средней школе Лиедага их не прошли шесть человек, из них четверо отстранены, один написал заявление об увольнении, и еще один сейчас на больничном. Из четверых отстраненных трое — все они учителя начальной школы — собираются пройти экзамен повторно. "Родители были буквально в панике — ведь некому вести учебный процесс! Хотя и было непросто, удалось найти варианты — но это кратковременные решения, долго так продолжаться не может", — говорит Ниедре-Латхере. "Варианты" — привлечение педагогов других школ и студентов Лиепайского университета. "Уроки не пропадают", — заверила Ниедре-Латхере. "Но насколько они качественны — другой вопрос", — добавила она. Понятно, что любой экзамен — ситуация в большей или меньшей степени стрессовая. Но информация, которая стала известна Управлению образования Лиепаи, привела его сотрудников в недоумение — и это очень мягкая формулировка, рассказала Ниедре-Латхере. "Когда мы углубились в подробности визитов инспекторов… Интересные были ситуации! К примеру, один из педагогов не выдержал проверки. Во время ее проведения сработал сигнал тревоги, звучит сирена, надо эвакуироваться из здания. А инспектор продолжает экзамен! Логично, что педагог в стрессе — по правилам он должен покинуть здание, а инспектор все задает вопросы. Или еще одна ситуация. Учительница жаловалась, что проверяющий спрашивал о внутреннем распорядке школы, педагог добросовестно отвечала, а инспектор заявил, что правила с потолка взяты. По-моему, внутренние правила школы не должны комментироваться или как-то интерпретироваться. При чем тут субъективное мнение инспектора? Третий случай. Преподавателя математики попросили привести латышский фразеологизм о работе. Мне кажется, это неадекватный вопрос. Он специфический и связан с языкознанием. Действительно ли его цель — выявить уровень знания и употребления латышского в учебном процессе? Сомневаюсь", — говорит она. Управление образования Лиепаи связалось с Госслужбой качества образования. Там объяснили, что такие "изыски" зависят от инспектора, работающего на территории конкретного самоуправления. "И это — иллюстрация моих опасений, что в государстве нет критериев, что и как проверяется! И можно ли на основании того, что человек не прошел такую проверку — утверждать, что имеющийся у него по бумагам уровень С1 не соответствует знаниям? Госслужба качества образования со мной полностью согласилась и попросила написать заявление в Центр языка с просьбой обосновать такие вопросы и проверить объективность местного инспектора", — продолжила Ниедре-Латхере. Учительница, которую попросили привести пример фразеологизма, написала заявление об увольнении, обосновав это тем, что не намерена терпеть унижения. Другие не сдавшие язык преподаватели посещают курсы от Управления образования на уровень С1 и старательно готовятся. В той же школе Лиедага им помогает учитель латышского. "Такие "экзамены" — сплошной стресс, которого люди стараются избежать. Не для всех. Но для многих. И да, очень часто получается, что это не о знании языка, а о стрессоустойчивости! Сейчас инспектор все же планирует свои будущие визиты с учетом наших претензий — и если, к примеру, будет сирена, то тестирование прервет. Ну хоть какой-то шаг вперед… И на том спасибо", — говорит Ниедре-Латхере. С 1 декабря она "идет на повышение" в Ригу — вице-госсекретарем министерства образования. Будете ли она пытаться что-то изменить в ситуации с проверками латышского? "Определенно, я не откажусь от своих взглядов. Проработав на нынешней должности семь лет, я могу опираться на практический опыт. А как мама (у Кристине четверо детей, трое старших школьники. — Ред.) могу очень хорошо следить за всеми процессами в учебных заведениях. И не отрываться от реальности. Могу судить и об управленческой работе в контексте самоуправления. Ее можно и нужно совершенствовать. То же самое относится к сотрудничеству с министерством образования и науки — уже сейчас коммуникация стала намного лучше, чем прежде". Одной из своих задач на новом месте Кристине Ниедре-Латхере видит именно улучшение коммуникации на национальном уровне: "Мне кажется, что многие процессы, в том числе и проверки владения языком, часто проходят некачественно именно из-за недостатка коммуникации. Единая школа будет и одним из моих направлений деятельности. Поставленные задачи я поддерживаю, но, безусловно, буду добиваться консенсуса именно в принципах реализации — по-моему, должны быть четкие единые условия и критерии по всей стране в целом, а не некие интерпретации и субъективный подход инспектора в каждом самоуправлении".
https://lv.sputniknews.ru/20231127/neprodumannost-obrazovatelnykh-reform-vredit-latyshskomu-yazyku-26654212.html
https://lv.sputniknews.ru/20231117/tsgya-oshtrafoval-144-uchitelya-za-to-chto-malo-razgovarivali-s-detmi-po-latyshski-26573333.html
https://lv.sputniknews.ru/20211227/kak-liepaya-spravlyaetsya-s-nekhvatkoy-shkolnykh-uchiteley-19791818.html
лиепая
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/500/27/5002725_188:0:1313:844_1920x0_80_0_0_a96957da1e6d12347551eab8eeae2d66.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латышский язык, лиепая, школа
новости латвии, латышский язык, лиепая, школа
Проверки знаний латышского не должны быть проверками стрессоустойчивости
11:04 01.12.2023 (обновлено: 12:05 01.12.2023) У государства нет четких критериев проверки знаний латышского, поэтому каждый инспектор может издеваться над учителями, как захочет
РИГА, 1 дек — Sputnik. Руководитель Управления образования Лиепаи Кристине Ниедре-Латхере называет методы проверок учителей города на языковую категорию недопустимыми, сообщает
Rus.LSM.lv.
Проверки знания государственного языка в школах и детских садах Лиепаи начались в апреле и продолжаются до сих пор. Прошли их не все педагоги — в школах десять человек уволились, кто-то ушел на больничные. Но, по словам Ниедре-Латхере, возникшие вакансии удалось заполнить. Уроки идут, и ситуацию можно назвать стабильной.
"В ноябре проверки были приостановлены на две недели. Во-первых, из-за каникул, во-вторых, из-за сигналов, в том числе на общенациональном уровне — ведь возникали ситуации, когда становилось некому уроки вести", — поделилась она.
Сейчас плановые проверки возобновлены. В средней школе Лиедага их не прошли шесть человек, из них четверо отстранены, один написал заявление об увольнении, и еще один сейчас на больничном. Из четверых отстраненных трое — все они учителя начальной школы — собираются пройти экзамен повторно.
"Родители были буквально в панике — ведь некому вести учебный процесс! Хотя и было непросто, удалось найти варианты — но это кратковременные решения, долго так продолжаться не может", — говорит Ниедре-Латхере.
"Варианты" — привлечение педагогов других школ и студентов Лиепайского университета. "Уроки не пропадают", — заверила Ниедре-Латхере. "Но насколько они качественны — другой вопрос", — добавила она.
Понятно, что любой экзамен — ситуация в большей или меньшей степени стрессовая. Но информация, которая стала известна Управлению образования Лиепаи, привела его сотрудников в недоумение — и это очень мягкая формулировка, рассказала Ниедре-Латхере.
"Когда мы углубились в подробности визитов инспекторов… Интересные были ситуации! К примеру, один из педагогов не выдержал проверки. Во время ее проведения сработал сигнал тревоги, звучит сирена, надо эвакуироваться из здания. А инспектор продолжает экзамен! Логично, что педагог в стрессе — по правилам он должен покинуть здание, а инспектор все задает вопросы.
Или еще одна ситуация. Учительница жаловалась, что проверяющий спрашивал о внутреннем распорядке школы, педагог добросовестно отвечала, а инспектор заявил, что правила с потолка взяты. По-моему, внутренние правила школы не должны комментироваться или как-то интерпретироваться. При чем тут субъективное мнение инспектора?
Третий случай. Преподавателя математики попросили привести латышский фразеологизм о работе. Мне кажется, это неадекватный вопрос. Он специфический и связан с языкознанием. Действительно ли его цель — выявить уровень знания и употребления латышского в учебном процессе? Сомневаюсь", — говорит она.
Управление образования Лиепаи связалось с Госслужбой качества образования. Там объяснили, что такие "изыски" зависят от инспектора, работающего на территории конкретного самоуправления.
"И это — иллюстрация моих опасений, что в государстве нет критериев, что и как проверяется! И можно ли на основании того, что человек не прошел такую проверку — утверждать, что имеющийся у него по бумагам уровень С1 не соответствует знаниям? Госслужба качества образования со мной полностью согласилась и попросила написать заявление в Центр языка с просьбой обосновать такие вопросы и проверить объективность местного инспектора", — продолжила Ниедре-Латхере.
Учительница, которую попросили привести пример фразеологизма, написала заявление об увольнении, обосновав это тем, что не намерена терпеть унижения. Другие не сдавшие язык преподаватели посещают курсы от Управления образования на уровень С1 и старательно готовятся. В той же школе Лиедага им помогает учитель латышского.
"Такие "экзамены" — сплошной стресс, которого люди стараются избежать. Не для всех. Но для многих. И да, очень часто получается, что это не о знании языка, а о стрессоустойчивости! Сейчас инспектор все же планирует свои будущие визиты с учетом наших претензий — и если, к примеру, будет сирена, то тестирование прервет. Ну хоть какой-то шаг вперед… И на том спасибо", — говорит Ниедре-Латхере.
С 1 декабря она "идет на повышение" в Ригу — вице-госсекретарем министерства образования. Будете ли она пытаться что-то изменить в ситуации с проверками латышского?
"Определенно, я не откажусь от своих взглядов. Проработав на нынешней должности семь лет, я могу опираться на практический опыт. А как мама (у Кристине четверо детей, трое старших школьники. — Ред.) могу очень хорошо следить за всеми процессами в учебных заведениях. И не отрываться от реальности. Могу судить и об управленческой работе в контексте самоуправления. Ее можно и нужно совершенствовать. То же самое относится к сотрудничеству с министерством образования и науки — уже сейчас коммуникация стала намного лучше, чем прежде".
Одной из своих задач на новом месте Кристине Ниедре-Латхере видит именно улучшение коммуникации на национальном уровне:
"Мне кажется, что многие процессы, в том числе и проверки владения языком, часто проходят некачественно именно из-за недостатка коммуникации. Единая школа будет и одним из моих направлений деятельности.
Поставленные задачи я поддерживаю, но, безусловно, буду добиваться консенсуса именно в принципах реализации — по-моему, должны быть четкие единые условия и критерии по всей стране в целом, а не некие интерпретации и субъективный подход инспектора в каждом самоуправлении".