История великого переезда: с чем еще столкнулись переселенцы из Риги в Краснодар

© SputnikНаклейка с двумя фигурами (цвета латвийского и российского флагов)
Наклейка с двумя фигурами (цвета латвийского и российского флагов) - Sputnik Латвия, 1920, 01.02.2023
Подписаться
Пообщавшись с несколькими латвийскими семьями, решившими перебраться на юг России, корреспондент Sputnik Латвия выделил несколько важных проблем, которые нужно срочно решать
РИГА, 1 фев — Sputnik, Алексей Стефанов. О том, чего не хватает гражданам Латвии, уезжающим на ПМЖ в Россию не по госпрограмме, а по соглашению (помощь только с документами в Риге), я писал в материале "Сложности переселения: с чем сталкиваются соотечественники в России".
В первую очередь в России нужно срочно создавать единую структуру, в которой бы все разъясняли новым переселенцам и помогали максимально быстро оформлять документы. Пока выглядит так, что каждый чиновник на местах рассматривает ситуацию по-разному, и найти информацию, с чего начинать, оказавшись в одном из регионов России, сложно.
Чаще всего приходится обращаться в частные компании, которые за помощь в оформлении документов берут приличные деньги. И довольно странно, что часто эти фирмы располагаются в тех же зданиях, где и сами органы миграции.
Управление по делам гражданства и миграции Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 01.02.2023
Описать себя, родственников и коллег: что спрашивают в анкетах на ВНЖ в Латвии
Второй важный момент – разрешение на временное проживание (РВП) отменили, но переселенцам дают ВНЖ только спустя четыре месяца. И все это время официально работать нигде нельзя. Значит, можно жить только на сбережения (аренда жилья и питание). Получение ВНЖ также еще не открывает все двери – существует много профессий, куда с этим статусом не берут. Да и не каждый работодатель хочет возиться с иностранцем.
А получить гражданство России официальный переселенец может вообще только спустя пять лет. Что в корне неправильно.
С чем также столкнулись переселенцы из Латвии в Краснодар, рассказали еще две семьи.

Перевезти в Россию сложно не себя, а пенсию

Анна и ее муж (обоим по 30+) всю жизнь прожили в Латвии. Но, как она говорит, с каждым годом жить становилось все невыносимее. И в плане работы, и из-за отношения к русским со стороны латышей. Если до февраля прошлого года еще удавалось со многим мириться, то после терпение лопнуло. Атмосфера настолько накалилась, что было принято тяжелое решение – все бросить и начать жизнь заново.
"Мы только немного замешкались: выбирали куда ехать – в Белоруссию или в Россию. И нас потянуло в Россию – по духу она ближе. Не то чтобы мы за войну, но считаем, что Россия все делает правильно – нужно было спасать свою страну. После этого мы сразу начали шевелиться – пошли в консульство России узнавать о переселении. Но по госпрограмме нельзя свободно выбрать город, а я уже настроилась на Краснодар. В Латвии девять месяцев в году холода и только три – тепло. Мы свое померзли, захотелось настоящего солнца", – рассказывает Анна.
Дополнительный фактор – бытовой. Обслуживание пятиэтажки, в которой они жили. Хрущевку настолько запустили, что углы дома уже покрылись плесенью, а управляющая компания ничего делать не хотела. Да и не будет. А коммунальная плата в последние месяцы только росла.

"Мы с мужем граждане Латвии, а вот мама гражданка России. Если бы остались в Латвии, сами знаете, что ей уготовили власти. А в переселении это был плюс. Мы продали две квартиры и за пять дней втроем на машине доехали до Краснодара. Уехали по соглашению. На месте были 28 сентября. А про Краснодар узнали от Алены в Телеграм-чате европейских соотечественников (про Алену рассказал в предыдущем материале – ред.). Спасибо ей большое – помогла сориентироваться, подыскать жилье", продолжает Анна.

Первая проблема, с которой столкнулись переселенцы, на сегодняшний день стандартная для всех – на конвертации денег с продажи квартир они потеряли большую сумму денег. Вывозить евро из Латвии нельзя. Поэтому вначале они поменяли евро на доллары, потом доллары на рубли, и оказалось, что на разницах курсов лишились порядка 10 тысяч евро.
Вторая проблема, о которой точно никто не думает, случилась уже на месте буквально в день приезда: мама Анны споткнулась и сломала руку. Причем травма оказалась настолько серьезной, что и сегодня после двух сложных операций рука работает только процентов на 20. Впереди еще одна операция и долгая реабилитация. И вот тут оказалось, что никто из переселенцев толком не знает, как в России работает бесплатная медицина. Что получить ее можно по полису ОМС (Обязательного медицинского страхования), а его, в свою очередь, оформляют только при наличии РВП, ВНЖ или гражданства. И для этого нужно иметь СНИЛС (индивидуальный номер присваивается Пенсионным фондом РФ).
Правда, оказалось, что СНИЛС у мамы Анны, как у гражданки России, был оформлен еще в Риге и платить за медицинские манипуляции не пришлось. Но в той стрессовой ситуации мысли были только об одном – придется все вырученные за продажу квартир деньги тратить на операции и возвращаться в Ригу. Так что в какой-то мере Анне повезло, но если бы такая беда случилась с кем-то из новых переселенцев? Тогда точно пришлось бы возвращаться в Латвию.
"Подав документы на ВНЖ, а без этого статуса работать нельзя, мы подумали, что сможем жить не только на полученные с квартир деньги, но и на мамину пенсию. И попытались переоформить ее зачисление из Риги в Краснодар, но сделать это оказалось сложнее, чем переехать. Месяц потеряли, пока мама лежала в больнице и приходила в себя. Потом пошли в Пенсионный фонд, но там на нас смотрели, как на инопланетян. А нужно было всего лишь отыскать ее дело, снять с учета в Риге и поставить в Краснодаре. Но эта простейшая процедура длилась с 9 ноября по сей день. Только после того, как написала в Москву, ситуация разрешилась. И на днях мы получили деньги", – признается собеседница.
Лютеранская библия на латышском языке - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2023
Начинается прием заявок на тест по латышскому для подтверждения ВНЖ: правила
Квартиру семья Анны купить успела, но это голые стены – в ней нет даже унитаза и раковины. Жить пока невозможно. А денег на ремонт нет – отложено ровно на то, чтобы продержаться до получения ВНЖ, снимать жилье и питаться. Потребительские кредиты иностранцам в России не дают.
"Получается, с одной стороны, Россия говорит – возвращайтесь на родину, будете поднимать экономику. А с другой – очень много бюрократии. Кстати, документы на получение ВНЖ мы также заполняли за деньги – по 25 тысяч рублей с человека. Но о самом переезде мы не жалеем – чувствуем, что наконец находимся дома. Просто поймите: если мы сюда приехали – мы за вас, мы патриоты России. Мы ни у кого не просим денег. Просто помогите упростить всю эту бумажную волокиту, сократите сроки получения документов – и мы сами все заработаем", – уверена Анна.

Система регистрироваться давно себя изжила

Ярослав и Кристина (обоим по 50+) вместе с 14-летней дочерью переехали в Краснодар 1 декабря. Продать две свои квартиры в Риге не успели – цены так упали, что решили пока их сдавать, а на вырученные деньги жилье снимать. Их только на это и хватает: на аренде в Риге с учетом нынешнего курса много не заработаешь.
"Если переезжаешь по соглашению, то все делаешь за свои средства, без поддержки государства. А денег, чтобы переехать из Латвии в Россию, нужно много: снять жилье – оплатить первый месяц плюс залог и дальше помесячно, оплатить пошлины за подачу документов, медицину, переводы документов. Плюс мы брали "помогаек", которые составляют документы для подачи на ВНЖ. Они почему-то находятся прямо в миграционном центре, напротив тех, кто принимает документы... Нас просто предупредили, что, если будем заполнять сами, придется возвращаться снова и снова. Решили не тратить нервы, подготовились, скопили эти деньги", – рассказывает свою историю Кристина.
Ярослав дополняет, что он приехал в Краснодар еще в сентябре, чтобы посмотреть край и подать документы на РВП, а вот жене и дочке по приезде стали делать сразу ВНЖ, поскольку надобность в РВП отпала. И вот они, как и практически все переселенцы и беженцы, столкнулись с наболевшей проблемой – регистрацией в семидневный срок.
"Мы приехали в Краснодар 1 декабря, и потребовалась первичная регистрация. Владельцы жилья по каким-то причинам не хотят прописывать, пришлось искать тех, кто этим занимается профессионально и платить по 5 тысяч рублей с человека. Но первичная виза у нас сроком на три месяца, а ВНЖ невозможно получить раньше, чем через четыре, но на самом деле дольше – подать документы сразу после приезда нереально. Значит, снова придется обращаться к этой фирме, чтобы повторно оформить регистрацию, и платить 15 тысяч с семьи. Вопрос: почему не сделать визу сразу на четыре или больше месяца или отменить необходимость в повторной регистрации?" - недоумевает Ярослав.
Супруги обращают внимание на то, что таких ненужных бюрократических препон очень много. Именно поэтому люди уже боятся оформлять документы сами и берут помощников, за что приходится платить приличные суммы.

"Из Латвии мы уехали не из-за экономических проблем. Я работал на бензовозе в компании Neste, получал приличные деньги. Супруга работала в салоне красоты – тоже все было хорошо. На две квартиры мы заработали в Германии – прожили там семь лет. Могли бы и остаться, но не нравилось, поэтому вернулись в Латвию. А тут началась невыносимая обстановка с этой русофобией. И мы бежали из комфорта в русский мир, в свою веру, в страну близкую нам по духу – в Россию", поясняет Кристина.

Но в отличие от остальных семей, сейчас у них появились сомнения. Смогут ли после получения ВНЖ найти работу? Ярослав срочно сдает на российские права, без них работать в России нельзя. Но пока неясно, устроится ли. Кандидатуру Кристины, видимо, в силу возраста, салоны красоты пока не рассматривают. Она готова хоть на кассу в супермаркет, хоть уборщицей, но без ВНЖ не берут – нужно ждать легализации.
Также Ярослав и Кристина сомневаются, смогут ли прожить на небольшие зарплаты, снимая жилье и питаясь – цены в Краснодаре не самые низкие по России. Супруги говорят, если проедят все сбережения, а получаемых денег со сдачи квартир в Риге не будет хватать, может так получится, что придется вернуться в Латвию. Но тут же поправляются, что после того, как оказались дома, в России, даже не представляют, как можно променять Краснодар на Ригу.
Режиссер Алвис Херманис  - Sputnik Латвия, 1920, 02.12.2020
Есть шанс встретить личность: Херманис о переезде в российскую глубинку
"Для себя мы решили – ждем до лета и будем думать. Хотя мы очень не хотим возвращаться. Латвия идет по сценарию Украины – понятно же, чем вся эта русофобия может закончиться. А тут живут замечательные, внимательные люди, ребенок, наконец, может учиться на родном русском языке. К нам со стороны местных жителей, соседей прекрасное отношение. Многие перед переездом пугали, чтобы мы даже не думали ездить в России на машине с латвийскими номерами. А мы на ней приехали, и оказалось, что на номера никто даже не обращает внимание. Здесь вам не Латвия", – говорит Кристина.

Соотечественникам срочно нужна помощь

После разговора с этой семьей сложилось впечатление, что все их сомнения – больше фобия, страх перед неизвестностью. И возраст, конечно, играет не последнюю роль. Одно дело начать жизнь с нуля в 30, и другое – в 50. Но Ярослав с Кристиной обратили внимание на еще более незащищенный слой соотечественников – пенсионеров, которые мечтают переехать в Россию. Им физически, даже если есть что продать в Латвии, нужна пошаговая помощь во всем. Особенно если нет близких, которые теоретически могли бы хоть чем-то помочь.
А что делать молодежи до 30, которые легки на подъем, но у них нет ни недвижимости, которую можно продать, ни сбережений, чтобы на них переезжать и жить?
Об этом тоже нужно срочно думать. А то, как многие отмечают, госпрограмма по переселению в Россию давно больше напоминает некую модель трудовой миграции, а не помощь соотечественникам. Если ты не определенный специалист, который требуется в некий регион, то вроде как и не очень нужен России.
А если, не дай бог, случится та самая эвакуация и люди массово побегут из Прибалтики? И не только граждане Латвии, у которых теоретически есть возможность рвануть на Запад, а именно граждане России, для которых латышские националисты уготовили проверку с экзаменами по языку и почти измерению черепа – клятве в лояльности? Мне кажется, это как раз тот редкий случай, когда проблемы нужно решать не по мере их поступления, а заранее и очень срочно. Иначе быть большой беде.
Лента новостей
0