https://lv.sputniknews.ru/20220813/komu-nuzhna-matematika-uroven-obrazovaniya-v-shkolakh-latvii-neuklonno-padaet-22491713.html
Кому нужна математика? Уровень образования в школах Латвии неуклонно падает
Кому нужна математика? Уровень образования в школах Латвии неуклонно падает
Sputnik Латвия
В Латвии давняя системная проблема с математикой и физикой. Учителей не хватает, в некоторых школах их просто нет. Причем не только в сельских, но и даже в... 13.08.2022, Sputnik Латвия
2022-08-13T14:40+0300
2022-08-13T14:40+0300
2022-08-13T14:40+0300
новости латвии
латвия
европа
образование
школа
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/612/86/6128694_0:0:1250:703_1920x0_80_0_0_b35abb393dba835965344c193401848a.jpg
РИГА, 13 авг — Sputnik, Матвей Лодин. Вот уже несколько лет подряд частный учитель математики Александр Солодов собирает экзаменационные оценки 9-классников и 12-классников по математике и систематизирует их в графики , которые выставляет в одной из социальных сетей, а также комментирует для подписчиков ситуацию. Ситуация тревожная, хотя и не сильно отличающаяся от тенденций в значительной части европейских стран. Имеется также и определенная схожесть с тенденциями некоторых российских регионов.Бывали года, когда университет в Латвии за год подготавливал одного (!!!) учителя по физике, бывало что и этого результата не было.Результаты выпускных экзаменов 12 класса этого года показали следующую картину:1) Две школы отстрелялись блестяще. Это Первая государственная гимназия и Средняя школа инженерных наук при РТУ (IZVS). Причем последняя показала результаты даже выше, чем элитарная Первая гимназия. Большинство учеников школы инженерных наук (более 90%) сдали математический экзамен от 90% до 100%, десятая часть правильно ответила на более чем 80%. Ученики Первой гимназии показали более скромные результаты: там более чем на 80% ответов правильно ответили около 80% учеников, а некоторые ученики умудрились даже ответить лишь на 70% заданий. Впрочем, по сравнению с остальными школами это был совершенно блестящий результат, имеющий вполне объяснимые причины. Во-первых, эти школы берут детей в старшие классы после вступительных экзаменов. Они отбирают мотивированных детей, которых не надо учить учиться. Им надо только давать науку. Во-вторых, число уроков математики в неделю в этих школах гораздо выше среднего, и, наконец, в-третьих, учебники использованы не новомодные, "социально-ориентированные", а старые по редакцией Анджанса и Макарычева. Статус гимназий дает этим школам вольничать и с расписанием, вместо разного рода "социальных знаний", "домоводства" и рисования ставить дополнительные уроки математики, физики, химии.2) Результаты этих школ настолько выше всех остальных, что их можно считать высшей математической лигой. Еще 3 гимназии можно записать в первую лигу, большинство учеников которых успешно справились с 70% ответов. Это государственные вторая, третья и Агенскалнские гимназии. Впрочем, некоторые ученики этих гимназий справились лишь с 40% вопросов.3) Еще 5 школ можно отнести ко второй лиге. Здесь оказались 40-я, 10-я, 22-я школы, а также Рижская государственная классическая гимназия и Государственная немецкая гимназия. У учеников этих школ довольно большой относительно других процент отличников, но в целом разброс экзаменационных ответов слишком велик. То есть эти школы гарантируют возможность получения знаний, но отнюдь не экзаменационный результат, те кто хотят учиться – учатся, те кто не хотят – получают ниже 40%, а в отдельных случаях даже ниже 20%, как это случилось с некоторыми учениками 10-ой школы. Впрочем, в защиту 10-ой скажу, что для второй лиги у нее одно из самых больших чисел отличников. Давайте будем честны, вырастить для себя учеников сложнее, нежели набрать в 7-й и 10-й класс по результатам экзаменов. К тому же, кто выращивает отличников для гимназий? Я думаю, ответ очевиден.4) Антилидером этих экзаменов можно считать школы, дающие удаленное образование. Результаты здесь просто катастрофические : отличников – единицы, правильно ответивших более чем на 30% вопросов менее 10%. Громкий пиар удаленного обучения оказался пшиком – экзаменационные результаты говорят сами за себя. Неудачна сама модель удаленного обучения. Не только контроль за учениками, но и методика преподавания, качество разъяснения материала и принцип возрастания сложности заданий. Ложное ощущение понимания вместо самого понимания и ощущение уверенности, мотивирующее к поверхностной учебе, вместо понимания сути предмета.5) Основное число школ показало типичную для Латвии ситуацию: единицы школьных медалистов, большинство не справилось даже с половиной заданий.6) Еще худшая ситуация в колледжах (бывших техникумах и ПТУ) – здесь большинство не смогло правильно ответить даже на 30% вопросов экзамена по математике.Зачем народу математика?Итак, что случилось в этом году? Что привело к такой ситуации? Как Вы, наверное, помните, учебный год начался с победных реляций нового министра образования Аниты Муйжниеце, обещавшей что короновирус не преграда, а дети сидеть дома не будут. Сидели они действительно меньше, но периодически уходили на карантин домой, правда, не школами, как раньше, а классами. И не на полгода, а максимум на месяц. Ситуация на Украине мало затронула учебный процесс, разве что в русских классах появились новенькие, из числа беженцев, благодаря которым, полного перехода на латышский не случилось – новичкам объясняли задания не на государственном, а по-русски, и остальные ученики, могли ухватить суть предмета.И вот экзамены, которые проверяя знания каждого отдельного ученика, одновременно показывают и ситуацию с образованием в стране. Оценка математического образования в стране неудовлетворительна. Понятно, что на это возразят специалисты министерства, а вслед за ними руководство школ, такие возражения широко известны и в Европе, и в России. Мол, представители нашей страны на международных олимпиадах показывают уровень, занимая призовые места.Ключевой же вопрос иной – что является настоящей оценкой образования в стране? Высокий уровень медалистов или же общий уровень образования? Грубо говоря, достаточно ли кочегару знать, что кто-то из его сограждан улетел в космос, или же самому получить подготовку для полета?Латвийская тенденция последних лет была продолжена. Хорошие знания по математике показывают все меньшее число детей, чем прежде.Вскрывая системный кризисВпрочем, бьют тревогу не только учителя математики, аналогичная ситуация складывается и со "священной коровой" латвийского образования - латышским языком. Власть в стране националистическая, языковых репрессий с каждым годом все больше, а чертовы экзамены демонстрируют год от года все меньше хороших оценок по латышскому языку. Причем, невзирая на то, второй ли это язык как у русских, или родной, для латышей. Система обучения и система проверок знаний таковы, что желающих учиться, и в конце года способных продемонстрировать результаты год от года все меньше. Но зато подавляющее число выпускников не комплексуют при поступлении на работу, требуя себе высоких зарплат.На самом деле, ситуация со школьным образованием в Латвии лучше, чем во многих странах старой Европы. Об этом неустанно сообщают граждане Латвии, уехавшие за длинным евро. Ученики наших школ оказываются на год-два впереди немецких, английских и французских учеников рядовых школ. Забавно, но школьники беженцы из Украины демонстрируют обратную тенденцию – там знания точных наук выше.Однако, можно ли обвинить выпускников европейских вузов в недостаточной компетенции? В целом, европейские инженеры и врачи показывают хороший результат. А тех специалистов, которых не хватает в Европе, страны вполне себе удачно покупают высокой зарплатой из бывших советских республик и стран третьего мира. Подходит ли Латвии такая модель, когда хорошее образование получает меньшинство граждан, а остальных необходимых специалистов республика себе покупает? Или же все же надо больше думать о том, чтоб выращивать себе специалистов самостоятельно? Особенно, если учесть, что многие из воспитанников уедут за границу в поисках лучшей жизни. Вопросы риторические, и ответить на них может любой, выбирая новый состав парламента.
https://lv.sputniknews.ru/20220707/istinnye-masshtaby-problemy-neizvestny-uchitelya-v-russkikh-shkolakh-plokho-znayut-latyshskiy-22182752.html
https://lv.sputniknews.ru/20220628/problema-surzhika-k-chemu-privedet-latyshizatsiya-vsekh-shkol-strany-22111112.html
https://lv.sputniknews.ru/20220712/u-trekh-russkikh-shkol-tallina-otnyali-finansirovanie-na-izuchenie-estonskogo-22223066.html
латвия
европа
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/612/86/6128694_157:0:1094:703_1920x0_80_0_0_fe1e959e472dbad58c6393eea6ee6a14.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, европа, образование, школа
новости латвии, латвия, европа, образование, школа
Кому нужна математика? Уровень образования в школах Латвии неуклонно падает
В Латвии давняя системная проблема с математикой и физикой. Учителей не хватает, в некоторых школах их просто нет. Причем не только в сельских, но и даже в столичных
РИГА, 13 авг — Sputnik, Матвей Лодин. Вот уже несколько лет подряд частный учитель математики Александр Солодов собирает экзаменационные оценки 9-классников и 12-классников по математике и систематизирует их в графики , которые выставляет в одной из социальных сетей, а также комментирует для подписчиков ситуацию. Ситуация тревожная, хотя и не сильно отличающаяся от тенденций в значительной части европейских стран. Имеется также и определенная схожесть с тенденциями некоторых российских регионов.
Бывали года, когда университет в Латвии за год подготавливал одного (!!!) учителя по физике, бывало что и этого результата не было.
Результаты выпускных экзаменов 12 класса этого года показали следующую картину:
1) Две школы отстрелялись блестяще. Это Первая государственная гимназия и Средняя школа инженерных наук при РТУ (IZVS). Причем последняя показала результаты даже выше, чем элитарная Первая гимназия. Большинство учеников школы инженерных наук (более 90%) сдали математический экзамен от 90% до 100%, десятая часть правильно ответила на более чем 80%. Ученики Первой гимназии показали более скромные результаты: там более чем на 80% ответов правильно ответили около 80% учеников, а некоторые ученики умудрились даже ответить лишь на 70% заданий. Впрочем, по сравнению с остальными школами это был совершенно блестящий результат, имеющий вполне объяснимые причины. Во-первых, эти школы берут детей в старшие классы после вступительных экзаменов. Они отбирают мотивированных детей, которых не надо учить учиться. Им надо только давать науку. Во-вторых, число уроков математики в неделю в этих школах гораздо выше среднего, и, наконец, в-третьих, учебники использованы не новомодные, "социально-ориентированные", а старые по редакцией Анджанса и Макарычева. Статус гимназий дает этим школам вольничать и с расписанием, вместо разного рода "социальных знаний", "домоводства" и рисования ставить дополнительные уроки математики, физики, химии.
2) Результаты этих школ настолько выше всех остальных, что их можно считать высшей математической лигой. Еще 3 гимназии можно записать в первую лигу, большинство учеников которых успешно справились с 70% ответов. Это государственные вторая, третья и Агенскалнские гимназии. Впрочем, некоторые ученики этих гимназий справились лишь с 40% вопросов.
3) Еще 5 школ можно отнести ко второй лиге. Здесь оказались 40-я, 10-я, 22-я школы, а также Рижская государственная классическая гимназия и Государственная немецкая гимназия. У учеников этих школ довольно большой относительно других процент отличников, но в целом разброс экзаменационных ответов слишком велик. То есть эти школы гарантируют возможность получения знаний, но отнюдь не экзаменационный результат, те кто хотят учиться – учатся, те кто не хотят – получают ниже 40%, а в отдельных случаях даже ниже 20%, как это случилось с некоторыми учениками 10-ой школы. Впрочем, в защиту 10-ой скажу, что для второй лиги у нее одно из самых больших чисел отличников. Давайте будем честны, вырастить для себя учеников сложнее, нежели набрать в 7-й и 10-й класс по результатам экзаменов. К тому же, кто выращивает отличников для гимназий? Я думаю, ответ очевиден.
4) Антилидером этих экзаменов можно считать школы, дающие удаленное образование. Результаты здесь просто катастрофические : отличников – единицы, правильно ответивших более чем на 30% вопросов менее 10%. Громкий пиар удаленного обучения оказался пшиком – экзаменационные результаты говорят сами за себя. Неудачна сама модель удаленного обучения. Не только контроль за учениками, но и методика преподавания, качество разъяснения материала и принцип возрастания сложности заданий. Ложное ощущение понимания вместо самого понимания и ощущение уверенности, мотивирующее к поверхностной учебе, вместо понимания сути предмета.
5) Основное число школ показало типичную для Латвии ситуацию: единицы школьных медалистов, большинство не справилось даже с половиной заданий.
6) Еще худшая ситуация в колледжах (бывших техникумах и ПТУ) – здесь большинство не смогло правильно ответить даже на 30% вопросов экзамена по математике.
Итак, что случилось в этом году? Что привело к такой ситуации? Как Вы, наверное, помните, учебный год начался с победных реляций нового министра образования Аниты Муйжниеце, обещавшей что короновирус не преграда, а дети сидеть дома не будут. Сидели они действительно меньше, но периодически уходили на карантин домой, правда, не школами, как раньше, а классами. И не на полгода, а максимум на месяц. Ситуация на Украине мало затронула учебный процесс, разве что в русских классах появились новенькие, из числа беженцев, благодаря которым, полного перехода на латышский не случилось – новичкам объясняли задания не на государственном, а по-русски, и остальные ученики, могли ухватить суть предмета.
И вот экзамены, которые проверяя знания каждого отдельного ученика, одновременно показывают и ситуацию с образованием в стране. Оценка математического образования в стране неудовлетворительна. Понятно, что на это возразят специалисты министерства, а вслед за ними руководство школ, такие возражения широко известны и в Европе, и в России. Мол, представители нашей страны на международных олимпиадах показывают уровень, занимая призовые места.
Ключевой же вопрос иной – что является настоящей оценкой образования в стране? Высокий уровень медалистов или же общий уровень образования? Грубо говоря, достаточно ли кочегару знать, что кто-то из его сограждан улетел в космос, или же самому получить подготовку для полета?
Латвийская тенденция последних лет была продолжена. Хорошие знания по математике показывают все меньшее число детей, чем прежде.
Вскрывая системный кризис
Впрочем, бьют тревогу не только учителя математики, аналогичная ситуация складывается и со "священной коровой" латвийского образования - латышским языком. Власть в стране националистическая, языковых репрессий с каждым годом все больше, а чертовы экзамены демонстрируют год от года все меньше хороших оценок по латышскому языку. Причем, невзирая на то, второй ли это язык как у русских, или родной, для латышей. Система обучения и система проверок знаний таковы, что желающих учиться, и в конце года способных продемонстрировать результаты год от года все меньше. Но зато подавляющее число выпускников не комплексуют при поступлении на работу, требуя себе высоких зарплат.
На самом деле, ситуация со школьным образованием в Латвии лучше, чем во многих странах старой Европы. Об этом неустанно сообщают граждане Латвии, уехавшие за длинным евро. Ученики наших школ оказываются на год-два впереди немецких, английских и французских учеников рядовых школ. Забавно, но школьники беженцы из Украины демонстрируют обратную тенденцию – там знания точных наук выше.
Однако, можно ли обвинить выпускников европейских вузов в недостаточной компетенции? В целом, европейские инженеры и врачи показывают хороший результат. А тех специалистов, которых не хватает в Европе, страны вполне себе удачно покупают высокой зарплатой из бывших советских республик и стран третьего мира. Подходит ли Латвии такая модель, когда хорошее образование получает меньшинство граждан, а остальных необходимых специалистов республика себе покупает? Или же все же надо больше думать о том, чтоб выращивать себе специалистов самостоятельно? Особенно, если учесть, что многие из воспитанников уедут за границу в поисках лучшей жизни. Вопросы риторические, и ответить на них может любой, выбирая новый состав парламента.