https://lv.sputniknews.ru/20220602/neuteshitelnyy-prognoz-k-kontsu-goda-benzin-stanet-esche-dorozhe-21943188.html
Неутешительный прогноз. К концу года бензин станет еще дороже
Неутешительный прогноз. К концу года бензин станет еще дороже
Sputnik Латвия
Снизить стоимость моторного топлива можно только путем снижения налогов, но власти прибалтийских стран вряд ли на это пойдут, считает российский эксперт 02.06.2022, Sputnik Латвия
2022-06-02T17:37+0300
2022-06-02T17:37+0300
2022-06-02T17:37+0300
новости мира
новости экономики латвии
бензин
цены
нефть
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/888/79/8887913_0:0:1400:788_1920x0_80_0_0_142a79d5c2bfd05128a5b15d2dca5805.jpg
РИГА, 2 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. В последние дни цены на моторное топливо в странах Балтии бьют рекорды. Психологическая отметка в 2 евро за литр бензина пройдена. Перед тем, как заехать на заправку, люди высчитывают, на сколько литров у них хватит денег.Что будет дальше: ждать ли увеличения стоимости или есть шанс на падение? Корреспондент Sputnik Латвия поговорил об этом с заместителем генерального директора Института национальной энергетики РФ Александром Фроловым.Цены стали расти еще до спецоперации России"В Европейском союзе сейчас пытаются сделать вид, что они стоят на пороге энергетического кризиса, в котором виноват понятно кто – его имя сейчас любят называть. Но в реальности энергетический кризис в мировом масштабе начался еще в середине 2021 года, а ряд предшествующих событий говорил о том, что он начнется еще и в первой половине прошлого года", - поясняет Александр Фролов.С наступлением кризиса начался резкий рост цен на газ и затем на уголь. Почему не на нефть? Потому что газ и уголь напрямую конкурируют в области электрогенерации, а прямой конкуренции с нефтью в этом плане нет, поясняет эксперт."Нефть была островком стабильности, но в смысле динамики роста цен. Сами по себе цены росли до конца 2021 года. Дальше выступил Байден и сказал, что сбросит дополнительный объем - 50 миллионов баррелей - на мировой рынок. Но реакции не было. А через несколько дней пошли новости о новом штамме коронавируса, омикроне. После этого цены на нефть стали обваливаться", - углубляется в историю вопроса эксперт.Начиная со второй половины января-февраля 2022 года цены на нефть стали стабильно расти, говорит он. Сейчас цены на мировом рынке выше 100 долларов за баррель, поэтому предпосылок для снижения цен в Евросоюзе не наблюдается."Другое дело, что на рубеже мая-июня мы достигли максимальных цен - порядка 120 долларов за баррель, и после оглашения параметров шестого пакета санкций увеличения сейчас не наблюдаем. А, значит, возможен некоторый откат. В том числе и в ценах на моторное топливо в ЕС", - считает эксперт.Он поясняет, что Евросоюз является одним из самых дорогих регионов с точки зрения стоимости нефтепродуктов. Если мы говорим про цены на бензин, дизельное топливо, то европейские станы стабильно занимают лидирующие позиции в первой десятке самых дорогих государств в мировом масштабе."Сейчас много стран перешагнули отметку в 2 евро за литр. Но я не могу сказать, что эта психологическая отметка так важна. Мы можем посмотреть на российский рынок: у нас топливо стоит 50-52 рубля за литр. Психологическая отметка, на которую молились с 2018 года – 50 рублей за литр, была пройдена. К чему это привело? Да ни к чему. Важны не психологические отметки, а поведение потребителя в целом – соотношение цены к благосостоянию покупателя. В реальности 50 рублей - посильная цена. Полный бак подорожал на 50 рублей. Это не шокирующая сумма. Чего не скажешь о гражданах ЕС", - поясняет Фролов.Он добавляет, что на кошелек европейского потребителя повышение стоимости топлива очень сильно давит.Надеяться можно на лучшее, но готовиться стоит к худшему"Сейчас наблюдается снижение цен на нефтяном рынке. Если эта тенденция будет носить продолжительный характер, цены вернутся к показателям от 100 до 110 долларов за баррель, цены на моторное топливо в Европе могут снизиться. Но снижение не будет глобальным, в пределах 10 евроцентов", - считает эксперт.Он отмечает, что в такой ситуации европейским гражданам стоит задать вопросы руководству своих стран. Европейские государства являются лидерами по стоимости топлива. Но не потому, что это медвежий угол и туда тяжело доставлять нефть - "краник на нефтепроводе "Дружба" открутил, и вот вам нефть. Правда, краник собираются прикрутить через какое-то время, но это другой вопрос"."Высокие цены на топливо – из-за налогов. Это самая большая составляющая в цене моторного топлива, - поясняет Фролов. - Налоги могут занимать от 60 до 70 % в конечной цене продукта. И в каждой стране Европы они разные, именно поэтому мы видим расхождение в ценах. В Польше, где налоги меньше, ситуация лучше. Но есть Дания, Финляндия, Норвегия. Там налоги выше. В Норвегии – целенаправленно оказывается давление на потребителей с двигателями внутреннего сгорания, чтобы они пересаживались на электротранспорт. Теперь там периодически наблюдаются двухчасовые очереди на зарядные станции, но это решаемая задача, говорят".Таким образом, снизить конечную цену для потребителя, к примеру, в Латвии – можно. Но для этого правительство должно отказаться от прибыли. А вы видели, чтобы власти страны отказывались от денег, даже когда таким образом можно поддержать своих жителей? Поэтому на данном этапе, говорит эксперт, он не верит в механическое снижение цен в каждой отдельной стране ЕС.Дальше - хуже. К концу года в ЕС может возникнуть острый нефтяной дефицит и "цены на мировом нефтяном рынке могут взлететь до любых значений, потому что в рамках ценовой войны вряд ли можно спрогнозировать, сколько будет стоить нефть"."Если бы мирового энергетического кризиса, который усугубляется кризисом политическим, не было, если бы Евросоюз в рамках шестого пакета не создавал санкции для своей энергетической безопасности, а он создает, то цены на нефть, скорее всего, колебались бы в меньших пределах. И цены на моторное топливо для европейских потребителей были бы на 20-25 евроцентов ниже. Но текущая ситуация неясна. Что будет завтра, неизвестно. Поэтому надеяться можно на лучшее, но готовиться стоит к худшему", - заключил Александр Фролов.
https://lv.sputniknews.ru/20220420/ne-zapasaytes-benzinom-chto-oznachaet-energeticheskiy-krizis-21489811.html
https://lv.sputniknews.ru/20220420/v-yurmale-neizvestnye-pokhitili-bolee-15-tonny-dizelya-iz-dorozhno-stroitelnykh-mashin-21500090.html
https://lv.sputniknews.ru/20220531/es-smog-osilit-tolko-kutsee-embargo-na-neft-kak-zhe-byt-s-rossiyskim-gazom-21929431.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/888/79/8887913_205:0:1256:788_1920x0_80_0_0_63dc13ccaca62bf9894a53390ee23f57.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости мира, новости экономики латвии, бензин, цены, нефть
новости мира, новости экономики латвии, бензин, цены, нефть
Неутешительный прогноз. К концу года бензин станет еще дороже
Снизить стоимость моторного топлива можно только путем снижения налогов, но власти прибалтийских стран вряд ли на это пойдут, считает российский эксперт
РИГА, 2 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. В последние дни цены на моторное топливо в странах Балтии бьют рекорды. Психологическая отметка в 2 евро за литр бензина пройдена. Перед тем, как заехать на заправку, люди высчитывают, на сколько литров у них хватит денег.
Что будет дальше: ждать ли увеличения стоимости или есть шанс на падение? Корреспондент Sputnik Латвия поговорил об этом с заместителем генерального директора Института национальной энергетики РФ Александром Фроловым.
Цены стали расти еще до спецоперации России
"В Европейском союзе сейчас пытаются сделать вид, что они стоят на пороге энергетического кризиса, в котором виноват понятно кто – его имя сейчас любят называть. Но в реальности энергетический кризис в мировом масштабе начался еще в середине 2021 года, а ряд предшествующих событий говорил о том, что он начнется еще и в первой половине прошлого года", - поясняет Александр Фролов.
С наступлением кризиса начался резкий рост цен на газ и затем на уголь. Почему не на нефть? Потому что газ и уголь напрямую конкурируют в области электрогенерации, а прямой конкуренции с нефтью в этом плане нет, поясняет эксперт.
"Нефть была островком стабильности, но в смысле динамики роста цен. Сами по себе цены росли до конца 2021 года. Дальше выступил Байден и сказал, что сбросит дополнительный объем - 50 миллионов баррелей - на мировой рынок. Но реакции не было. А через несколько дней пошли новости о новом штамме коронавируса, омикроне. После этого цены на нефть стали обваливаться", - углубляется в историю вопроса эксперт.
Начиная со второй половины января-февраля 2022 года цены на нефть стали стабильно расти, говорит он. Сейчас цены на мировом рынке выше 100 долларов за баррель, поэтому предпосылок для снижения цен в Евросоюзе не наблюдается.
"Другое дело, что на рубеже мая-июня мы достигли максимальных цен - порядка 120 долларов за баррель, и после оглашения параметров шестого пакета санкций увеличения сейчас не наблюдаем. А, значит, возможен некоторый откат. В том числе и в ценах на моторное топливо в ЕС", - считает эксперт.
Он поясняет, что Евросоюз является одним из самых дорогих регионов с точки зрения стоимости нефтепродуктов. Если мы говорим про цены на бензин, дизельное топливо, то европейские станы стабильно занимают лидирующие позиции в первой десятке самых дорогих государств в мировом масштабе.
"Сейчас много стран перешагнули отметку в 2 евро за литр. Но я не могу сказать, что эта психологическая отметка так важна. Мы можем посмотреть на российский рынок: у нас топливо стоит 50-52 рубля за литр. Психологическая отметка, на которую молились с 2018 года – 50 рублей за литр, была пройдена. К чему это привело? Да ни к чему. Важны не психологические отметки, а поведение потребителя в целом – соотношение цены к благосостоянию покупателя. В реальности 50 рублей - посильная цена. Полный бак подорожал на 50 рублей. Это не шокирующая сумма. Чего не скажешь о гражданах ЕС", - поясняет Фролов.
Он добавляет, что на кошелек европейского потребителя повышение стоимости топлива очень сильно давит.
Надеяться можно на лучшее, но готовиться стоит к худшему
"Сейчас наблюдается снижение цен на нефтяном рынке. Если эта тенденция будет носить продолжительный характер, цены вернутся к показателям от 100 до 110 долларов за баррель, цены на моторное топливо в Европе могут снизиться. Но снижение не будет глобальным, в пределах 10 евроцентов", - считает эксперт.
Он отмечает, что в такой ситуации европейским гражданам стоит задать вопросы руководству своих стран. Европейские государства являются лидерами по стоимости топлива. Но не потому, что это медвежий угол и туда тяжело доставлять нефть - "краник на нефтепроводе "Дружба" открутил, и вот вам нефть. Правда, краник собираются прикрутить через какое-то время, но это другой вопрос".
"Высокие цены на топливо – из-за налогов. Это самая большая составляющая в цене моторного топлива, - поясняет Фролов. - Налоги могут занимать от 60 до 70 % в конечной цене продукта. И в каждой стране Европы они разные, именно поэтому мы видим расхождение в ценах. В Польше, где налоги меньше, ситуация лучше. Но есть Дания, Финляндия, Норвегия. Там налоги выше. В Норвегии – целенаправленно оказывается давление на потребителей с двигателями внутреннего сгорания, чтобы они пересаживались на электротранспорт. Теперь там периодически наблюдаются двухчасовые очереди на зарядные станции, но это решаемая задача, говорят".
Таким образом, снизить конечную цену для потребителя, к примеру, в Латвии – можно. Но для этого правительство должно отказаться от прибыли. А вы видели, чтобы власти страны отказывались от денег, даже когда таким образом можно поддержать своих жителей? Поэтому на данном этапе, говорит эксперт, он не верит в механическое снижение цен в каждой отдельной стране ЕС.
Дальше - хуже. К концу года в ЕС может возникнуть острый нефтяной дефицит и "цены на мировом нефтяном рынке могут взлететь до любых значений, потому что в рамках ценовой войны вряд ли можно спрогнозировать, сколько будет стоить нефть".
"Если бы мирового энергетического кризиса, который усугубляется кризисом политическим, не было, если бы Евросоюз в рамках шестого пакета не создавал санкции для своей энергетической безопасности, а он создает, то цены на нефть, скорее всего, колебались бы в меньших пределах. И цены на моторное топливо для европейских потребителей были бы на 20-25 евроцентов ниже. Но текущая ситуация неясна. Что будет завтра, неизвестно. Поэтому надеяться можно на лучшее, но готовиться стоит к худшему", - заключил Александр Фролов.