Неутешительный прогноз. К концу года бензин станет еще дороже

© Pixabay / bere_moonlight0Заправка автомобиля на автозаправочной станции
Заправка автомобиля на автозаправочной станции - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Снизить стоимость моторного топлива можно только путем снижения налогов, но власти прибалтийских стран вряд ли на это пойдут, считает российский эксперт
РИГА, 2 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. В последние дни цены на моторное топливо в странах Балтии бьют рекорды. Психологическая отметка в 2 евро за литр бензина пройдена. Перед тем, как заехать на заправку, люди высчитывают, на сколько литров у них хватит денег.
Что будет дальше: ждать ли увеличения стоимости или есть шанс на падение? Корреспондент Sputnik Латвия поговорил об этом с заместителем генерального директора Института национальной энергетики РФ Александром Фроловым.

Цены стали расти еще до спецоперации России

"В Европейском союзе сейчас пытаются сделать вид, что они стоят на пороге энергетического кризиса, в котором виноват понятно кто – его имя сейчас любят называть. Но в реальности энергетический кризис в мировом масштабе начался еще в середине 2021 года, а ряд предшествующих событий говорил о том, что он начнется еще и в первой половине прошлого года", - поясняет Александр Фролов.
С наступлением кризиса начался резкий рост цен на газ и затем на уголь. Почему не на нефть? Потому что газ и уголь напрямую конкурируют в области электрогенерации, а прямой конкуренции с нефтью в этом плане нет, поясняет эксперт.
Канистра - Sputnik Латвия, 1920, 20.04.2022
Не запасайтесь бензином: что означает энергетический кризис
"Нефть была островком стабильности, но в смысле динамики роста цен. Сами по себе цены росли до конца 2021 года. Дальше выступил Байден и сказал, что сбросит дополнительный объем - 50 миллионов баррелей - на мировой рынок. Но реакции не было. А через несколько дней пошли новости о новом штамме коронавируса, омикроне. После этого цены на нефть стали обваливаться", - углубляется в историю вопроса эксперт.
Начиная со второй половины января-февраля 2022 года цены на нефть стали стабильно расти, говорит он. Сейчас цены на мировом рынке выше 100 долларов за баррель, поэтому предпосылок для снижения цен в Евросоюзе не наблюдается.
"Другое дело, что на рубеже мая-июня мы достигли максимальных цен - порядка 120 долларов за баррель, и после оглашения параметров шестого пакета санкций увеличения сейчас не наблюдаем. А, значит, возможен некоторый откат. В том числе и в ценах на моторное топливо в ЕС", - считает эксперт.
Экскаватор  - Sputnik Латвия, 1920, 20.04.2022
В Юрмале неизвестные похитили более 1,5 тонны дизеля из дорожно-строительных машин
Он поясняет, что Евросоюз является одним из самых дорогих регионов с точки зрения стоимости нефтепродуктов. Если мы говорим про цены на бензин, дизельное топливо, то европейские станы стабильно занимают лидирующие позиции в первой десятке самых дорогих государств в мировом масштабе.
"Сейчас много стран перешагнули отметку в 2 евро за литр. Но я не могу сказать, что эта психологическая отметка так важна. Мы можем посмотреть на российский рынок: у нас топливо стоит 50-52 рубля за литр. Психологическая отметка, на которую молились с 2018 года – 50 рублей за литр, была пройдена. К чему это привело? Да ни к чему. Важны не психологические отметки, а поведение потребителя в целом – соотношение цены к благосостоянию покупателя. В реальности 50 рублей - посильная цена. Полный бак подорожал на 50 рублей. Это не шокирующая сумма. Чего не скажешь о гражданах ЕС", - поясняет Фролов.
Он добавляет, что на кошелек европейского потребителя повышение стоимости топлива очень сильно давит.

Надеяться можно на лучшее, но готовиться стоит к худшему

"Сейчас наблюдается снижение цен на нефтяном рынке. Если эта тенденция будет носить продолжительный характер, цены вернутся к показателям от 100 до 110 долларов за баррель, цены на моторное топливо в Европе могут снизиться. Но снижение не будет глобальным, в пределах 10 евроцентов", - считает эксперт.
Он отмечает, что в такой ситуации европейским гражданам стоит задать вопросы руководству своих стран. Европейские государства являются лидерами по стоимости топлива. Но не потому, что это медвежий угол и туда тяжело доставлять нефть - "краник на нефтепроводе "Дружба" открутил, и вот вам нефть. Правда, краник собираются прикрутить через какое-то время, но это другой вопрос".
Чрезвычайный и полномочный посол, постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов - Sputnik Латвия, 1920, 31.05.2022
ЕС смог осилить только куцее эмбарго на нефть. Как же быть с российским газом?
"Высокие цены на топливо – из-за налогов. Это самая большая составляющая в цене моторного топлива, - поясняет Фролов. - Налоги могут занимать от 60 до 70 % в конечной цене продукта. И в каждой стране Европы они разные, именно поэтому мы видим расхождение в ценах. В Польше, где налоги меньше, ситуация лучше. Но есть Дания, Финляндия, Норвегия. Там налоги выше. В Норвегии – целенаправленно оказывается давление на потребителей с двигателями внутреннего сгорания, чтобы они пересаживались на электротранспорт. Теперь там периодически наблюдаются двухчасовые очереди на зарядные станции, но это решаемая задача, говорят".
Таким образом, снизить конечную цену для потребителя, к примеру, в Латвии – можно. Но для этого правительство должно отказаться от прибыли. А вы видели, чтобы власти страны отказывались от денег, даже когда таким образом можно поддержать своих жителей? Поэтому на данном этапе, говорит эксперт, он не верит в механическое снижение цен в каждой отдельной стране ЕС.
Дальше - хуже. К концу года в ЕС может возникнуть острый нефтяной дефицит и "цены на мировом нефтяном рынке могут взлететь до любых значений, потому что в рамках ценовой войны вряд ли можно спрогнозировать, сколько будет стоить нефть".
"Если бы мирового энергетического кризиса, который усугубляется кризисом политическим, не было, если бы Евросоюз в рамках шестого пакета не создавал санкции для своей энергетической безопасности, а он создает, то цены на нефть, скорее всего, колебались бы в меньших пределах. И цены на моторное топливо для европейских потребителей были бы на 20-25 евроцентов ниже. Но текущая ситуация неясна. Что будет завтра, неизвестно. Поэтому надеяться можно на лучшее, но готовиться стоит к худшему", - заключил Александр Фролов.
Лента новостей
0