Обзор латышских СМИ

Sputnik знакомит с самыми интересными публикациями в печатных и интернет-изданиях Латвии на государственном языке.

Памятник Освободителям, "чужая" колея и плоды изоляции. О чем писали латышские СМИ

© Sputnik / Андрей ТатарчукПамятник воинам-освободителям в Риге
Памятник воинам-освободителям в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 12.03.2022
Подписаться
Если памятник Освободителям в Риге не снести силой, его можно одолеть хитростью. Железной дороге пора выбираться из "чужой" колеи. Санкции когда-нибудь кончатся, выиграет тот, кто первый этим воспользуется
РИГА, 11 мар — Sputnik. Скандально известный публицист Лато Лапса на портале Pietiek.com предлагает изощренный способ, как уже, наконец, избавиться от "главной головной боли" латышских националистов - памятника освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков в Задвинье.

"Лобовая атака" не годится

"Меня спрашивают, - пишет он, - раз уж ты прикидываешься таким шибко умным, что ты сделал бы на месте властей Латвии с этим памятником"? По замыслу Лапсы, не стоит идти в лобовую атаку на Россию, снося монумент официально. Но может быть и иной подход - более умный и более эффективный. Как это?
Многие уже не помнит этого, но в девяностые годы были такие патриотически настроенные люди – называли себя "перконкрустовцами (лат. - перконкрустс - огненный крест, прим. ред.). Они 6 июня 1997 года пытались взорвать памятник. Ничего у них не получилось, двое из них погибли.
Рижане у памятника воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков, 22 февраля 2018 года - Sputnik Латвия, 1920, 14.02.2022
Нацпатриоты собираются мстить памятнику Освободителям Риги
"Я бы на месте государственной власти Латвии искренне и увлеченно удивлялся бы, если вдруг какие-то новые, неформалы, невесть откуда появившиеся патриоты – на этот раз профессионально и эффективно – взяли бы и за одну ночь пустили бы памятник на воздух", - делится публицист своим ноу-хау.
По его словам, публично представителям государственной власти при этом надо рвать на себе волосы, обещать все возможные расследования, которые были бы столь же эффективны, как в деле золитудской "Максимы". Обязательно надо выразить официальные соболезнования всем разочарованным русским, поплакаться в галстук российского посла, объявить о восстановлении памятника и привлечь к участию всех приближенных к Кремлю архитекторов, и так далее. Таким образом дело будет сделано.
Далее автор говорит нечто, что перечеркивает все выше сказанное. Дескать, свое личное мнение о памятниках он рассказал уже давно. Он сам никогда не снес бы ни одного, ни одного памятника, потому что каждый - напоминание - да, иногда очень неприятное, даже невыносимое для людей. О том, чему они сами или их предки поклонялись и что поддерживали, с чем примирились и что допустили. "Такие напоминания необходимы для того, чтобы люди учились и в дальнейшем действовали, возможно, иначе", - считает Лапса. Хотя тут можно подвергнуть сомнению и позицию самого автора. Ведь весьма странно с его стороны выступать против освобождения Риги.
Тем не менее, так где же поставить запятую в фразе "взорвать нельзя оставить", господин публицист?

Колея в никуда

В связи с текущими событиями в мире о широкой железнодорожной колее, которая связывает Латвию с Россией и Беларусью, можно надолго забыть, сказал экс-глава Latvijas Dzelzceļš Эдвинс Берзиньш в интервью Neatkarīgā.
Рекламный флаг Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 13.01.2022
Зачем Латвии Rail Baltica: для народа или для галочки?
Европе следует подумать об инвестировании в переход Восточной Европы на узкую железнодорожную колею, считает Берзиньш, который теперь является владельцем компании Win Win Transport Solution, президентом Украинского логистического альянса и советником Совета по инвестициям Кабинета министров Украины.
"Я не вижу, куда в ближайшие пять лет мы сможем со стороны Латвии ездить по широкой железнодорожной колее, — сказал Берзиньш в интервью Neatkarīgā. – Разве что кто-то к нам может приехать. Различие в ширине колеи изначально были введено по военным причинам. Перевозка тяжелой военной техники и войск по железной дороге всегда была наиболее эффективной и быстрой. В будущем Европейскому экономическому пространству с точки зрения логистики и транспорта потребуется единая система железнодорожной сети.
Когда мы говорим о Rail Baltica, я всегда утверждал, что у проекта нет экономической основы, что это не бизнес, а политический проект. Но он необходим. Надо отдавать себе отчет и честно говорить, что стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры будет высокой. Вот почему надо заблаговременно потребовать у Европы финансирование.
Украина также должна перейти на железные дороги европейского стандарта, считает Берзиньш. По его мнению, появятся возможности для строительства новых высокоскоростных железнодорожных маршрутов. Это обязательно нужно будет сделать после войны, потому что инфраструктура до сих пор была не в лучшем состоянии.

Соседи готовят переход на водородные локомотивы

По мнению Берзиньша, у Украины есть хорошие предпосылки для создания высокоскоростных железнодорожных линий, потому что там есть, где брать электроэнергию.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 06.12.2021
Расходы на Rail Baltica в Латвии могут вырасти еще на миллиард евро
"У них она достаточно дешевая благодаря атомным электростанциям, — пояснил он. — Также у них есть база по заправке локомотивов водородом. Ключ в этой истории — выяснить, какое энергоснабжение будет наиболее выгодным для того или иного участка железной дороги. Примечателен норвежский подход. Там анализируется каждый участок железнодорожной линии и делается вывод, какой участок более выгоден. Все основано на простых расчетах", - отмечает Берзиньш.
Он убежден, что и в Латвии у водородных локомотивов есть будущее.
"Это достаточно "зеленый" способ, — говорит он. — В Германии такие локомотивы уже есть, а Украина тоже имеет большой потенциал в этой области по одной причине: там есть атомные электростанции, где вода ночью нагревается и из нее же можно производить водород. Когда я работал в Latvijas dzelzceļš, мы начали работать над запуском локомотивов на водороде. После моего ухода этот проект остановился. Первый локомотив будет произведен на таллиннском предприятии, и получены заказы еще на 40 локомотивов. Это все частные инвестиции. Снимаем шляпу перед эстонцами, которые в очередной раз нащупали верную ниточку заработка", - говорит Берзиньш.

Латвия должна успеть

Сегодня все рассуждают о причинах происходящего на Украине и высчитывают сценарии дальнейшего развития событий. Однако главный редактор Dienas bizness Роман Мельник призывает латвийских предпринимателей сохранять хладнокровие и искать новые окна возможностей.
Международная выставка автоиндустрии Auto 2019 - Sputnik Латвия, 1920, 10.03.2022
Антироссийские санкции уже сказались на заправках в Латвии
"Да, в такой ситуации мы острее чувствуем, что находимся на краю общего рынка, но надо также осознавать, что и не такое переживали - если мы прошли через хаос перемен в 1990-х, и сейчас со всем справимся, - пишет Мельник. - Но перефразируя древнее изречение, что к войне нужно готовиться в мирное время, нужно сказать, что к миру нужно готовиться заранее. Понятно, что когда ситуация разрешится, открытие России миру, свободному рынку несколько затянется, в то же время помощь Украине усилится, превратившись из военной и гуманитарной в инвестиции в восстановление. Нашим предпринимателям будет крайне важно найти свое место в новом порядке, разделении ролей. Как бы то ни было, рецепт один - идти первыми, идти быстрее других".
Мельник напоминает о сильных сторонах латвийских предпринимателей.
"В первую очередь - это знание общего языка, наличие контактов, лучшее понимание ситуации и человеческих взаимоотношений, чем у конкурентов по бизнесу с Запада, - напоминает он. - Есть еще деловое сотрудничество, налаженное до этой войны, наши предприниматели вложили деньги в Украину, так что фундамент уже заложен", - пишет Мельник.
Он отмечает, что у производителей стройматериалов, строителей зданий, мостов и дорог будет огромное поле деятельности, спрос на фармацевтическую и химическую продукцию наверняка будет очень высоким (и это может быть уже во время войны, если только есть возможность для расчетов), широкие возможности есть и в других секторах.
Международный аэропорт Рига - Sputnik Латвия, 1920, 09.03.2022
Сколько денег потеряет аэропорт Рига из-за антироссийских санкций
Мельник напоминает, что Украина официально подала заявку на вступление в Европейский союз. Отношение к этой инициативе в странах ЕС неоднозначное, но если Киев получит поддержку, то тут может пригодиться опыт латвийских специалистов.
"Наши предприниматели, а также неправительственные организации накопили большой опыт работы с различными международными финансовыми источниками, и мы можем расширять свою деятельность и на международном уровне, - поясняет он. - У одних есть потребность, у других - финансирование, у третьих (в данном случае – у Латвии) - знания, как достичь нужных результатов, умело используя имеющиеся ресурсы".
И еще, Мельник отмечает, что изоляции России от остального мира не будет длиться вечно.
"Это может произойти не сразу, но со снижением агрессии экономическое сотрудничество в какой-то момент возобновится. По крайней мере с теми, кто не признан плохими. И это важно не проспать", - резюмирует он.
Лента новостей
0