https://lv.sputniknews.ru/20211224/umnozhte-na-104-kak-v-rige-spravlyayutsya-s-nekhvatkoy-uchiteley-19762299.html
"Умножьте на 104": как в Риге справляются с нехваткой учителей
"Умножьте на 104": как в Риге справляются с нехваткой учителей
Sputnik Латвия
Программа Skola 2030, перевод школ нацменьшинств на латышский язык и пандемия случились одновременно 24.12.2021, Sputnik Латвия
2021-12-24T16:31+0200
2021-12-24T16:31+0200
2021-12-24T16:39+0200
новости латвии
русские школы: языковой барьер или мост
рига
ивета ратиника
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/612/86/6128694_0:0:1250:703_1920x0_80_0_0_b35abb393dba835965344c193401848a.jpg
РИГА, 24 дек — Sputnik. Не только пандемия COVID-19 и требование к учителям иметь сертификаты о вакцинации привели к острому дефициту педагогов в школах, заявила Ивета Ратиника, глава комитета по вопросам образования Рижской думы в дискуссионно-аналитической передаче Rus.LSM "ТЧК".Участники передачи согласились с тем, что кадровый кризис в школах возник не вчера и мало зависит от реалий пандемии. Екатерина Лежанина, заместитель директора Рижской 86-й средней школы, поделилась личными наблюдениями:"Сама я поступила в университет в 1998 году, на заочное. Окончила в 2004-м, уже работая учителем. В декабре 2004 года я закончила — одна! То есть эта проблема сколько, в таком случае, существует?.. И я не закончила и пришла куда-то — я уже работала. Ни одна школа в моем лице нового человека не получила. И все мои сокурсницы тоже были работающими — те, которые не работали, учиться не пошли. То есть эта проблема появилась не вчера, и не 15 ноября, и это не пандемия.Я пошла на учителя латышского языка, потому что тогда вакансии были — или латышский, или английский. Латышский я знала лучше. Пошла работать преподавателем латышского и одновременно — учиться в вузе. И вы знаете, годы идут — и все это время остаешься "молодым учителем латышского"! Мне это, конечно, очень льстит, но хотелось бы видеть тех, кто потом придет на смену", — рассказала она.По ее словам, частично решить кадровую проблему помогает проект переподготовки Mācītspēks: он помогает людям с высшим образованием за два года получить педагогическое образование, параллельно работая в школе. Благодаря этому проекту в Рижской 86-й средней школе есть учитель английского языка."По знакомству, благодаря личным связям, у нас в 8-х классах есть учитель химии, студентка. И к нам пришли практикантки, и одну удалось уговорить у нас вести — у нас теперь молодой учитель математики", — рассказала Лежанина.Еще одна проблема латвийских школ, никак не связанная с пандемией, — нехватка преподавателей гуманитарных предметов. Как отметила Ратиника, в последние годы много говорится, что Латвии нужно налегать на подготовку преподавателей точных наук, однако выпускник школы, одаренный в гуманитарных науках, явно не пойдет учиться на педагога."Если всё время министры в голос твердят — учителей слишком много! И звучит все время: STEM, STEM, STEM (физика, химия, математика). А если мне нравятся языки — я уже считаюсь немного странным, неперспективным человеком. И если я оканчиваю учебное заведение с комбинацией языков — я же могу идти переводить, я могу копирайтером работать, зачем мне сидеть и читать плохие сочинения?" — спросила она.Кроме того, как напомнила Ратиника, одновременно с пандемией происходит и перевод школ нацменьшинств на латышский, который сам по себе вызывает много проблем, в том числе и кадровый голод — в стране недостаточно преподавателей с отличным знанием госязыка."И нет программы для того, чтобы именно латышскому государственному языку научить по сути, а не просто дать разговорный язык. Самое трагичное, что и Skola 2030, и перевод школ нацменьшинств на латышский язык идут одновременно, тут еще и пандемия, и хроническая нехватка преподавателей языка — и очень неоднозначное отношение к билингвальному обучению! Потому что ведь там очень много и хорошего тоже есть, но — "Фу! Билингвальное — это фу!"По-моему, при этом ситуация в школах нацменьшинств может быть хорошей только в случае, если им каким-то магическим образом удастся найти учителя, который и химию преподает, и способен делать это на хорошем латышском. Надо комплексно готовить, особенно учителей, идущих в школы нацменьшинств, чтобы они могли преподавать предмет на хорошем латышском языке", — сказала она.Пандемия, впрочем, тоже внесла свою лепту, продолжила Ратиника, но и здесь многое зависело от политики самоуправления и от руководства школы:"Трудности в первом семестре у нас были как везде. Думаю, лучшее, что мы сделали, — это программа мотивации школ вакцинировать их сотрудников! Потому что школы получили хотя бы небольшую, но все-таки денежную награду, дополнительные средства. И в школах, которые участвовали в этой акции, потом не было критической ситуации с нехваткой педагогов.Просто это все зависело именно от директора. Директор может, умеет убеждать свой коллектив, что — давайте поверим в науку, в здравый смысл, в ответственность учителей и остальное? Или все-таки будем заниматься эзотерикой, неверной интерпретацией свободы человеческого выбора и так далее. В школах, где директор это все пустил на самотек, ситуация куда сложнее именно сейчас, потому что пришлось все-таки некоторых коллег отстранить от работы", — говорит Ратиника.По данным профсоюза работников образования и науки, сейчас отстранены 480 учителей общеобразовательных школ и 237 воспитателей дошкольных детских учреждений, всего по стране не заполнено 819 учительских вакансий.Ратиника подчеркнула, что в обсуждениях такого рода "все забывают, что в Риге насчитывается 104 школы", не считая детских садов, и все проблемы в столице "нужно умножить на 104"."Все-таки ситуация в Лудзе или другом маленьком городе, где одна средняя школа и несколько детсадов, другая", — отметила она.По ее мнению, частично кадровый дефицит создают сами директора школ."Многие вакансии были давно, и они пустуют хронически в некоторых школах. Во многих случаях — это не полные вакансии, просто некоторые уроки, которые школа, иногда не оценивая свою реальную способность, особенно в средней школе, это обеспечить, —предлагает в пакете выборных предметов. Предлагают что-то такое, что у них нет возможности ни технически, ни профессионально, в принципе, предлагать. Они сами себя загоняют в угол".Рижская Вальдорфская школа, которая после требования об обязательной вакцинации потеряла сразу 14 учителей, — скорее исключение из правил, чем правило."У них, конечно, весьма своеобразный подход к методике, своеобразный подход к ношению масок, вакцинации, тестированию. Там в принципе очень многие педагоги отказались (не знаю, по идеологическим ли соображениям) от вакцинации. Было также трудно убедить многих, что надо носить маски. Это другое восприятие мира. Чем более рационален директор школы, тем легче работать на разных уровнях", — говорит Ратиника.Сама она продолжает преподавать в школе, у нее 16 контактных уроков в неделю (достаточно много). На "удаленке", по ее оценке, работалось легче, особенно учитывая, что ее ученики — сплошь старшеклассники:"Но я понимаю, что качества так добиться невозможно. Потому что нет индивидуального подхода вообще — или это идет за счет выгорания учителя. И другое — невозможно проследить. Этот ребенок подключился к уроку, но нельзя проследить, когда он отвлекся".
https://lv.sputniknews.ru/20200417/Chtoby-russkoyazychnye-Latvii-byli-nekonkurentny-deputat-o-nekhvatke-uchiteley-latyshskogo-13574134.html
https://lv.sputniknews.ru/20211118/v-latvii-skoro-nekomu-budet-prepodavat-istoriyu-19253547.html
https://lv.sputniknews.ru/20201030/Bilingvalnoy-udalenki-v-Latvii-net-Chto-delat-russkoyazychnym-shkolnikam-14593281.html
https://lv.sputniknews.ru/20211029/direktor-shkoly-latviya-prinyala-samye-plokhie-resheniya-19005150.html
https://lv.sputniknews.ru/20211215/iz-za-nekhvatki-uchiteley-v-latvii-mogut-nachat-novuyu-reogranizatsiyu-shkol-19630795.html
рига
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/612/86/6128694_157:0:1094:703_1920x0_80_0_0_fe1e959e472dbad58c6393eea6ee6a14.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, русские школы: языковой барьер или мост, рига, ивета ратиника
новости латвии, русские школы: языковой барьер или мост, рига, ивета ратиника
РИГА, 24 дек — Sputnik. Не только пандемия COVID-19 и требование к учителям иметь сертификаты о вакцинации привели к острому дефициту педагогов в школах, заявила Ивета Ратиника, глава комитета по вопросам образования Рижской думы в дискуссионно-аналитической передаче Rus.LSM
"ТЧК".
Участники передачи согласились с тем, что кадровый кризис в школах возник не вчера и мало зависит от реалий пандемии. Екатерина Лежанина, заместитель директора Рижской 86-й средней школы, поделилась личными наблюдениями:
"Сама я поступила в университет в 1998 году, на заочное. Окончила в 2004-м, уже работая учителем. В декабре 2004 года я закончила — одна! То есть эта проблема сколько, в таком случае, существует?.. И я не закончила и пришла куда-то — я уже работала. Ни одна школа в моем лице нового человека не получила. И все мои сокурсницы тоже были работающими — те, которые не работали, учиться не пошли. То есть эта проблема появилась не вчера, и не 15 ноября, и это не пандемия.
Я пошла на учителя латышского языка, потому что тогда вакансии были — или латышский, или английский. Латышский я знала лучше. Пошла работать преподавателем латышского и одновременно — учиться в вузе. И вы знаете, годы идут — и все это время остаешься "молодым учителем латышского"! Мне это, конечно, очень льстит, но хотелось бы видеть тех, кто потом придет на смену", — рассказала она.
По ее словам, частично решить кадровую проблему помогает проект переподготовки Mācītspēks: он помогает людям с высшим образованием за два года получить педагогическое образование, параллельно работая в школе. Благодаря этому проекту в Рижской 86-й средней школе есть учитель английского языка.
"По знакомству, благодаря личным связям, у нас в 8-х классах есть учитель химии, студентка. И к нам пришли практикантки, и одну удалось уговорить у нас вести — у нас теперь молодой учитель математики", — рассказала Лежанина.
Еще одна проблема латвийских школ, никак не связанная с пандемией, — нехватка преподавателей гуманитарных предметов. Как отметила Ратиника, в последние годы много говорится, что Латвии нужно налегать на подготовку преподавателей точных наук, однако выпускник школы, одаренный в гуманитарных науках, явно не пойдет учиться на педагога.
"Если всё время министры в голос твердят — учителей слишком много! И звучит все время: STEM, STEM, STEM (физика, химия, математика). А если мне нравятся языки — я уже считаюсь немного странным, неперспективным человеком. И если я оканчиваю учебное заведение с комбинацией языков — я же могу идти переводить, я могу копирайтером работать, зачем мне сидеть и читать плохие сочинения?" — спросила она.
Кроме того, как напомнила Ратиника, одновременно с пандемией происходит и перевод школ нацменьшинств на латышский, который сам по себе вызывает много проблем, в том числе и кадровый голод — в стране недостаточно преподавателей с отличным знанием госязыка.
"И нет программы для того, чтобы именно латышскому государственному языку научить по сути, а не просто дать разговорный язык. Самое трагичное, что и Skola 2030, и перевод школ нацменьшинств на латышский язык идут одновременно, тут еще и пандемия, и хроническая нехватка преподавателей языка — и очень неоднозначное отношение к билингвальному обучению! Потому что ведь там очень много и хорошего тоже есть, но — "Фу! Билингвальное — это фу!"
По-моему, при этом ситуация в школах нацменьшинств может быть хорошей только в случае, если им каким-то магическим образом удастся найти учителя, который и химию преподает, и способен делать это на хорошем латышском. Надо комплексно готовить, особенно учителей, идущих в школы нацменьшинств, чтобы они могли преподавать предмет на хорошем латышском языке", — сказала она.
Пандемия, впрочем, тоже внесла свою лепту, продолжила Ратиника, но и здесь многое зависело от политики самоуправления и от руководства школы:
"Трудности в первом семестре у нас были как везде. Думаю, лучшее, что мы сделали, — это программа мотивации школ вакцинировать их сотрудников! Потому что школы получили хотя бы небольшую, но все-таки денежную награду, дополнительные средства. И в школах, которые участвовали в этой акции, потом не было критической ситуации с нехваткой педагогов.
Просто это все зависело именно от директора. Директор может, умеет убеждать свой коллектив, что — давайте поверим в науку, в здравый смысл, в ответственность учителей и остальное? Или все-таки будем заниматься эзотерикой, неверной интерпретацией свободы человеческого выбора и так далее. В школах, где директор это все пустил на самотек, ситуация куда сложнее именно сейчас, потому что пришлось все-таки некоторых коллег отстранить от работы", — говорит Ратиника.
По данным профсоюза работников образования и науки, сейчас отстранены 480 учителей общеобразовательных школ и 237 воспитателей дошкольных детских учреждений, всего по стране не заполнено 819 учительских вакансий.
Ратиника подчеркнула, что в обсуждениях такого рода "все забывают, что в Риге насчитывается 104 школы", не считая детских садов, и все проблемы в столице "нужно умножить на 104".
"Все-таки ситуация в Лудзе или другом маленьком городе, где одна средняя школа и несколько детсадов, другая", — отметила она.
По ее мнению, частично кадровый дефицит создают сами директора школ.
"Многие вакансии были давно, и они пустуют хронически в некоторых школах. Во многих случаях — это не полные вакансии, просто некоторые уроки, которые школа, иногда не оценивая свою реальную способность, особенно в средней школе, это обеспечить, —предлагает в пакете выборных предметов. Предлагают что-то такое, что у них нет возможности ни технически, ни профессионально, в принципе, предлагать. Они сами себя загоняют в угол".
Рижская Вальдорфская школа, которая после требования об обязательной вакцинации потеряла сразу 14 учителей, — скорее исключение из правил, чем правило.
"У них, конечно, весьма своеобразный подход к методике, своеобразный подход к ношению масок, вакцинации, тестированию. Там в принципе очень многие педагоги отказались (не знаю, по идеологическим ли соображениям) от вакцинации. Было также трудно убедить многих, что надо носить маски. Это другое восприятие мира. Чем более рационален директор школы, тем легче работать на разных уровнях", — говорит Ратиника.
Сама она продолжает преподавать в школе, у нее 16 контактных уроков в неделю (достаточно много). На "удаленке", по ее оценке, работалось легче, особенно учитывая, что ее ученики — сплошь старшеклассники:
"Но я понимаю, что качества так добиться невозможно. Потому что нет индивидуального подхода вообще — или это идет за счет выгорания учителя. И другое — невозможно проследить. Этот ребенок подключился к уроку, но нельзя проследить, когда он отвлекся".