Литву от потери грузов из Беларуси может спасти зарубежный банк: что будет после 8 декабря
17:00 24.11.2021 (обновлено: 09:39 27.12.2023)
© AFP 2023 / PETRAS MALUKASВагоны компании "Беларуськалий"
© AFP 2023 / PETRAS MALUKAS
Подписаться
После введения США в августе санкций в отношении "Беларуськалия", который экспортировал продукцию через Клайпедский порт более 10 лет, все еще неясно, что будет после 8 декабря – до этой даты бизнесу был дан срок на подготовку и завершение сделок
РИГА, 24 ноя — Sputnik. Литовские компании до сих пор не имеют полной ясности относительно условия применения американских санкций в отношении производителя удобрений "Беларуськалий", продукция которого экспортируется через порт Клайпеда, передает obzor.lt со ссылкой на BNS.
В августе США объявили о введении санкций в отношении "Беларуськалия". Минфин США, в свою очередь, выпустил лицензию на осуществление сделок, необходимых для сворачивания сотрудничества с "Беларуськалием" или любым предприятием, в котором "Беларуськалий" прямо или косвенно владеет 50 или более процентами акций.
При этом предусмотрен запрет на заключение новых контрактов на покупку продукции у предприятия.
Бизнесу дан срок до 8 декабря, чтобы завершить работу по сделкам, что будет после этой даты – неизвестно. По данным BNS, министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис во время визита в США в начале октября обсудил с представителями Казначейского департамента вопросы применения санкций. Итоги встречи он не комментировал, но заявил, что с санкциями США много неопределенностей, и компании сами должны оценивать риски.
"Европейские санкции как бы ясны, а вот по санкциям США ведется много дискуссий. Кроме того, многое может измениться за один день, США и ЕС могут ввести новые санкции, если ничего не изменится у нас по соседству (в Беларуси – ред.)", - сказал Скуодис.
"Европейские санкции как бы ясны, а вот по санкциям США ведется много дискуссий. Кроме того, многое может измениться за один день, США и ЕС могут ввести новые санкции, если ничего не изменится у нас по соседству (в Беларуси – ред.)", - сказал Скуодис.
Для литовского сектора транзита и логистики "Беларуськалий" - крупный партнер. Если удобрения перестанут экспортировать через Литву, компания Lietuvos geležinkeliai потеряет около четверти своего грузопотока и около 60 миллионов евро доходов. Клайпедский порт, где осуществлялась перевалка белорусских удобрений, может потерять около трети своих годовых погрузок и около 20 миллионов евро доходов в год.
Терминал навальных грузов Biriu kroviniu terminalas (BKT), контролируемый Игорем Удовицким и "Беларуськалием" переваливает около 11 тонн удобрений белорусского производителя в год, что составляет 85-95% всех погрузок. В случае ухода белорусских удобрений терминал будет вынужден или переориентироваться на другие виды грузов, или сократить деятельность, или закрыться.
Терминал навальных грузов Biriu kroviniu terminalas (BKT), контролируемый Игорем Удовицким и "Беларуськалием" переваливает около 11 тонн удобрений белорусского производителя в год, что составляет 85-95% всех погрузок. В случае ухода белорусских удобрений терминал будет вынужден или переориентироваться на другие виды грузов, или сократить деятельность, или закрыться.
Эксперты и участники отрасли дают различные прогнозы по поводу дальнейшего развития событий.
Гендиректор Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка отмечает, что формально санкции OFAC (Бюро контроля над иностранными активами Казначейского департамента США) не действуют в отношении литовских компаний, как объяснили сами представители OFAC.
"В ходе беседы нас заверили и разъяснили, что в нынешнем объеме санкций, если американские субъекты не участвуют в цепочке поставок, то санкции не действуют (в отношении литовских компаний – ред.)", - сказал Бартушка.
Кроме того, по его словам, "Беларуськалий" рассчитывается с литовскими железными дорогами в евро, а не в долларах США.
Эксперты, опрошенные BNS, считают, что ни один действующий в Литве банк, даже если он напрямую не связан с США, не будет проводить операции с "Беларуськалием", потому что не захочет рисковать собственной репутацией.
Однако есть мнения, что риск обслуживания сделок с "Беларуськалием" мог бы взять на себя какой-нибудь небольшой банк или компания финансовых технологий, или иностранный банк, не работающий в Литве.
По мнению ряда экспертов и источников, знакомых с ситуацией, вполне вероятно, что белорусские удобрения будут некоторое время провозиться через Литву и после 8 декабря, но в следующем году транзит прекратится.
"Возможно, этим днем не станет 8 декабря. Некоторые сделки могли уже состояться, какие-то авансовые платежи могли быть сделаны, и этот буферный период может быть дольше", - сказал глава Клайпедского порта Альгис Латакас.
"Ничто не перестанет следовать 8 декабря", – отметил другой источник на условиях анонимности.
В свою очередь Бартушка считает, что на данный момент все еще существует большая неопределенность – будут ли перевозиться грузы "Беларуськалия", зависит от банков и других факторов, поэтому только время покажет, как это будет на самом деле.
"Мы ведем переговоры как с литовскими, так и с зарубежными банками и в настоящее время оцениваем ситуацию", - сказал Бартушка.
Источники также отмечают, что многое будет зависеть от одного из крупнейших покупателей удобрений "Беларуськалий" - компании Yara.
По словам Скуодиса, новая стратегия Lietuvos gelezinkeliai основана на деятельности без белорусских удобрений: "Таков базовый сценарий".
Генеральный директор Lietuvos gelezinkeliai Бартушка отмечает, что по причине остановке транзита группа компании, вероятно, придется пересмотреть тарифы на услуги.
По словам Латакаса, дирекция Клайпедского порта также не включает груз "Беларуськалия" в свой план на 2022 год, а это значит, что грузопоток в порту упадет примерно на 30%.
"Это большая потеря. Быстро эту дыру уже никто не сможет восполнить. Это количество росло с какого 2010 года или еще раньше, примерно на 1 миллион тонн в год. Поэтому можно понять, сколько лет может потребоваться, чтобы вырастить поднять его после потери. Мы возлагаем большие надежды на контейнеры, на сельскохозяйственные и на грузы ro-ro", – сказал Латакас.