РИГА, 11 дек — Sputnik. Большинство из тех, кто сегодня рассуждает о санкциях против "Беларуськалия", даже не представляют себе цену того, о чем они говорят. Для Литвы это сотни миллионов евро ежегодных потерь и тысячи уволенных работников порта, железной дороги, многих связанных предприятий, заявил бизнесмен Игорь Удовицкий, который владеет 70% акций терминала Biriu kroviniu terminalas в порту Клайпеды, осуществляющего перевалку удобрений.
Ранее лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская призвала правительство Литвы рассмотреть санкции в отношении производителя удобрений "Беларуськалий", утверждая, что это государственное белорусское предприятие преследует своих работников за протесты против режима Александра Лукашенко.
Будущий министр экономики Литвы Аушрине Армонайте, комментируя интервью Тихановской, заявила, что правительству стоит рассмотреть просьбу белорусской оппозиции.
"Я считаю, что этот вопрос стоит рассмотреть. Я не могу комментировать конкретную модель, следует все оценить. Есть вопросы прав человека, которые являются ценностными и важными, есть и экономические интересы, которые являются краткосрочными. Да, это может оказать негативные последствия для экономики Литвы, но это может оказать негативные последствия и на исход белорусского режима", – сказала Армонайте.
Бизнесмен Игорь Удовицкий, комментируя ситуацию, выразил уверенность, что вопрос о санкциях в отношении белорусского предприятия перестанет быть актуальным, как только в Литве подсчитает, во что им обойдется такая инициатива.
"Работая с "Беларуськалием" уже 28 лет, видел многие ситуации, ситуация с санкциями также не нова. Ранее Литва во всех случаях всегда занимала совершенно определенную позицию – санкции вредны. Так было, например, в 2011 году, когда именно Литва, Латвия и Словакия заблокировали подобные санкции.
Понимаю, что эти санкции выгодны Германии, России, Канаде, всем тем странам, которые, в случае блокады экспорта "Беларуськалия", получат десятки миллиардов увеличения капитализации своих калийных предприятий. Но готова ли Литва заплатить за успех других стран? Заплатить сотнями миллионов евро ежегодных потерь и тысячами уволенных работников порта, железной дороги, многих связанных предприятий? Готова ли Литва взять на себя ответственность за потерю средств к существованию десятков тысяч белорусских шахтеров и членов их семей? А - за сотни тысяч белорусских бюджетников, которые также живут за счет поступлений от экспорта белорусского калия?" – написал он на своей странице в Facebook.
Он отметил, что экспорт "Беларуськалия" через Литву выстраивался на протяжении двадцати лет, а большинство из тех, кто сегодня рассуждает о санкциях против "Беларуськалия" даже не представляют себе цену того, о чем они говорят.
"Думаю, уверен, - после детального исследования масштабности и значимости этого бизнеса, важности его для Литвы, вопрос санкций перестанет быть актуальным", - заключил бизнесмен.
Ежегодно в Клайпедском порту переваливается около 12 миллионов тонн белорусских удобрений, из которых большую часть составляют грузы "Беларуськалия". В целом белорусские грузы в 2019 году составили 30,5% совокупных погрузок порта (14,1 миллиона тонн из 46,3 миллиона тонн).