Языковая реформа - дымовая завеса для катастрофы образования в Латвии

© Sputnik / Anton Unitsyn / Перейти в фотобанкПреподаватель математики во время урока
Преподаватель математики во время урока - Sputnik Латвия, 1920, 30.09.2021
Русский Союз Латвии собрал родителей и учителей на "Родительскую перекличку"
РИГА, 30 сен — Sputnik, Владимир Дорофеев. С началом учебного года на родителей снова свалилось бремя проблем. Русский Союз Латвии (РСЛ), не отпускающий школьную тему, собрал активных родителей и учителей, чтобы обозначить и обсудить насущные проблемы образования. Встреча, проходившая частично очно, частично посредством интернет платформы ZOOM, называлась "Родительская перекличка".
Пожалуй, самым свежим был тезис, что языковая реформа и естественным образом возникающее возмущение родителей только дымовая завеса для катастрофы, происходящей во всей отрасли образования. Шизофреническая ситуация полного отрыва политических лозунгов от реальной жизни школ приводит к проблеме образования не только в языковой сфере, а буквально во всех предметах.
Об этом говорил репетитор математики Армен Халатян. Социальная роль школы изменена – ранее школа должна была дать образование, ныне же она превращается в место социальной опеки. Место, где дети будут под присмотром, пока родители работают, и получат уроки "правильной" любви к родине.
Девочка за компьютером - Sputnik Латвия, 1920, 04.08.2021
"Прощай, латвийская школа": запрет на русский язык толкает родителей на риск
Родители рассказывали о катастрофических ситуациях в школах, где уровень знаний по всем предметам упал до чудовищных результатов. Так Михаил из Лиепаи, отец ученицы восьмого класса, сообщил, что в классе его дочери успеваемость сократилась до 30%, а самыми высшими знаниями были высоты в 50%. То есть в классе его дочери, самый успешный ученик – полуграмотный, а остальные ученики стремятся к этой "высоте". Как раз в этом классе новый учитель пришедший в школу "нацменьшинств", а если говорить без притворства в русскую школу, как раз русского языка и не знает. Учитель не знает русского, дети в восьмом классе латышский знают на таком уровне, что с учителем общаются на языке жестов.
Светлана из Даугавпилса, мама второклассницы, рассказала, что уже в прошлом году, содержание образования у ее дочери было на 80% на латышском, неродном языке. Дети, естественно, почти ничего не поняли. Просили дополнительных занятий, консультаций по многим предметам. Администрация школы с участием сообщила, что должна предоставить консультации, но не может – нет ресурсов.
Многие родители отметили ситуацию, когда у их детей оценки неплохие, но реальных знаний нет. Родители детей разного возраста отметили, что стандарты образования упали, и то, за что ставят хорошие отметки нынешним первоклашкам, ранее считалось недостаточным.

Сам себе методист

Говорили о катастрофе образования и педагоги. Учитель русского языка и литературы Владислав Рафальский отметил, что в учительских коллективах царит атмосфера трусости и лицемерия. Что выпускники педагогических вузов выпускаются очень слабыми, а нагрузка на них ложится очень большая: каждый учитель должен быть сам себе методист, и многие с этим не справляются.
Учебники на русском и латышском языках - Sputnik Латвия, 1920, 26.07.2021
"Сопротивление будет чудовищным": депутат дал совет Латвии по поводу суда о русских школах
Об этой же системной проблеме латвийского образования говорила и директор частной школы MAXIMA Ольга Исакова. По правилам у учителя сейчас 80% часов контактных, то есть времени, которое учитель тратит на обучение детей, и 20% - подготовка к уроку, то есть разработка методики преподавания.
Конечно, в эпоху пандемии и "удаленки" обучение строится по другому принципу. По сути каждый ответственный учитель тратит на подготовку урока в новых условиях в 5 раз больше времени, чем на сам урок. Но многие преподаватели методику создают абы как, "на коленке". По стратегии министерства, через четыре года учитель будет тратить 40% своего времени на подготовку уроков и 60% на само преподавание. Беда в том, что многие учителя способны провести урок по чужой методике и неспособны сделать хорошую свою. Угадайте, кто от этого страдает?
Вспомним о дефиците учителей и еще раз поплачем над учениками. И воздадим хвалу тем немногим, кто вопреки системе смог дать ученикам не только присмотр, как в гетто-школе, но и знания.

Благословенное проклятие "удаленки"

Конечно, пандемия и удаленная учеба только подливают масла в огонь недостатка образования. Но, как отметили несколько родителей, "удаленка" не только вредит и создает новые проблемы, но и помогает решать казалось бы неразрешимые старые.
Google чудно переводит задания с латышского на родной и обратно. Хорошо работает и переводчик www.hugo.lv, жалко только он гораздо менее интегрирован в интернет-среду. Грубо говоря, Google может переводить целые интернет-странички одним кликом, но качество перевода пока у Hugo.lv гораздо лучше. Но Google учиться очень быстро, и переводит с каждым годом все лучше и лучше.
Акция в защиту русских школ в Риге. 2 июня 2018 г. - Sputnik Латвия, 1920, 04.03.2021
Давление на русские школы и вездесущие языковые требования: Совет Европы пожурил Латвию
Проблема непонятных учебников решается без помощи учителя, и те дети, что ранее сидели и не понимали предмет, ныне могут вникнуть в суть заданий и прослушать объяснение темы на родном языке. Также огромную помощь оказывают субботние уроки СПБГУ (питерского госуниверситета) , доступные также и в YouTube. Этой возможностью уже воспользовались сотни латвийских школьников. Эти уроки дают возможность понимать саму суть предмета, и в школе тратить время только на обучение терминологии. По итогам – хорошие оценки, а что еще более важно – знания. И заметьте – бесплатно.
Родители рассказывали о своих детях, которые не хотят возвращаться с "удаленки". Мол, в школе сидели на уроке слушали на неродном и от того непонятном языке объяснения, сливающиеся в "белый шум", да, были вынуждены наблюдать, как балуются одноклассники. На "удаленке" же можно сосредоточится на учебе. Хотя бы понятно. Конечно, отсутствие социума рождает серьезные психические проблемы. Но социум гетто-школы, в которой ученики не учатся, а проводят время на уроках вместе – так себе замена.

Хотели о насущном, получилось о вечном

Сквозной темой было сокращение обучения на русском языке и возникающие в связи этим проблемы, а также методы их решения. Казалось бы, тема не новая, но за 30 лет дна в этой теме достигнуть так и не удалось. Каждый год у родителей одна и та же возмущенная реакция: "В этом нет смысла. Нам говорят, что реформы для того, чтоб выучить латышский, но именно латышский и не выучивается".
Анита Муйжниеце — министр образования Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 03.06.2021
Будущий министр образования Латвии рассказала, что будет с реформой русских школ
Какое дно было пробито в этом году? Родители констатировали что сократилось не только преподавание на русском языке, но и в два раза сократилось преподавание самого русского языка. Несколько лет назад в школе было шесть часов родного языка в неделю. Осталось два.
В принципе, уже давно обучение русскому языку в нашей одной из самой русскоязычных стран мира, недостаточно для того чтобы учиться в тех же классах школ России. Без репетитора не обойтись. Мы - большая языковая община, нас около 40% страны, и наши права на образование на родном языке регулярно ущемляются все больше и больше. Похоже, что дна у этой пропасти нет.
Одновременно с потерей родного языка в паре идет недостаточное обучение латышскому. Учебники и методики преподавания основаны на том что дети - билингвы, то есть хорошо говорят и на родном, и на латышском. В реальности это не так.
Не говорят дети в семьях по-латышски. И не будут. Найти развлекательный, обучающий и новостной контент на русском проще, чем на латышском. Соответственно, чтобы научить латышскому, надо начинать с азов. Но у нас считается, что латышскому должна научить улица. По итогам множество детей вообще не понимают школьных предметов. Огромный пласт обучения свален на родителей, не имеющих педагогического образования. Значительная часть родителей с обучением не справляется. Практически все возмущены необходимостью заменять учителей.

Равнодушные трусы

Говорилось и о равнодушии и трусости. Несколько родителей и политики РСЛ говорили о безынициативности родителей и педагогов. Мол, с каждым годом результаты обучения все хуже и хуже, но родители не хотят говорить об этих тенденциях. Мол, это уже политика. Боятся этих разговоров и учителя.
Яков Плинер на съезде партии Русский союз Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 13.01.2021
Плинер: власти Латвии не понимают, чем опасна дискриминация русских школ
Не обошлось на встрече и без взаимных обвинений. С моей точки зрения это было глупо и неконструктивно, потому что обвинять тех, кто не боится говорить о проблеме, кто ходит на такие встречи (независимо от того педагог это или родитель) нечестно. Те, кто говорят о проблеме, даже под риском репрессий – кто угодно, но не трусы и не предатели.
А те трусы и предатели, что замалчивают эту проблему, эти упреки не услышат и не поймут. С их точки зрения, они делают то, что могут, настолько конструктивно, насколько могут. Поэтому, важно сосредоточится на тех, кто, признает ужас ситуации и хочет помочь своему ребенку и с предметами, и с языками. И с русским, и с латышским.

Должна ли школа?

С такой точкой зрения категорически не согласилась педагог Ольга Исакова. По ее убеждению у школы важнейшая социальная роль – обучить ребенка. В школе этим занимаются специально обученные люди с высшим образованием, в теории - по качественно разработанным методикам. И большинство родителей никогда не смогут заменить большой учительский коллектив, и дать образование того же качества. Поэтому отказ от школы - большая ошибка.
Наоборот, родителям от школы нужно добиваться, чтобы она выполняла свои социальные функции, а не перенимать их. У родителей есть свои социальные функции и задачи не менее экзистенциально важные, чем функция учителя. Родитель в первую очередь должен давать ребенку любовь и поддержку. А знание предметов должна давать школа.
Здание 95-й Рижской средней школы - Sputnik Латвия, 1920, 20.08.2020
Русская школа в Латвии: у правозащитников есть "оружие" для ее сохранения
Увы, в частной школе еще можно выстроить раек, в соответствии со своими педагогическими убеждениями. И обучение языку построить не формально, для галочки, а реальное. И классы сделать небольшими, чтобы каждому ученику хватило внимание педагога. Общеобразовательные школы – увы, другое дело. И требовать от них, того что они должны дать по закону – зачастую совершено безнадежное дело. Но тот, кто борется – не побежден.
Участники собрания сошлись во мнении, что сейчас родители, столкнувшиеся с проблемами образования, должны делать две противоположные вещи – бороться с системой и подлаживаться под нее.
Система образования несправедлива, она даже не ассимиляционна, она просто плодит граждан второго сорта. Граждане и патриоты своей страны должны требовать права учиться для своих детей на родном языке, но при этом понимать что политической победы сразу не достигнуть. Некоторые европейские народы добивались всю жизнь, другие - все еще продолжают борьбу.
В то же время родители должны помочь своим детям уже сегодня. По сути выполнить роль хорошего учителя – мотивировать ребенка, дать ему возможность бесплатных или платных дополнительных занятий. Помочь перебороть систему. Понятное дело, что с такими непростыми и разноплановыми задачами справятся не все.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала