https://lv.sputniknews.ru/20210727/latviyskie-avtobany-tak-vam-ekhat-ili-fondy-es-osvaivat-17733300.html
Латвийские автобаны: так вам ехать или фонды ЕС осваивать?
Латвийские автобаны: так вам ехать или фонды ЕС осваивать?
Sputnik Латвия
В конце июня правительство Латвии одобрило масштабную стратегию развития латвийских автодорог; план рассчитан на 20 лет - с 2020 по 2040 год - и обойдется... 27.07.2021, Sputnik Латвия
2021-07-27T14:25+0300
2021-07-27T14:25+0300
2021-08-19T08:52+0300
новости экономики латвии
дорога
евросоюз
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/463/24/4632428_0:0:3017:1697_1920x0_80_0_0_42553b653da731c6007ee75ebbd9ee8d.jpg
РИГА, 27 июл — Sputnik. Согласно стратегии, к 2040 году в Латвии планируется построить 1055 км скоростных автомагистралей с разрешенной скоростью движения до 130 км/ч, пишет экономист Дмитрий Смирнов в "МК-Латвия". В таком случае из любого регионального центра можно будет добраться до Риги менее чем за два часа. Авторы стратегии уверяют, что скоростные автомагистрали не только повысят удобство движения, но и снизят аварийность на дорогах. Действительно, по данным европейской статистики, аварийность на скоростных автомагистралях в среднем на 50% ниже, чем на остальных дорогах.По данным министерства сообщения, сейчас общая протяженность главных латвийских автодорог составляет 1723,10 километра, из которых 1313,9 километра, или 76,30%, находятся в хорошем или очень хорошем состоянии, 145,3 километра, или 8,40%, в удовлетворительном состоянии и 263,9 километра, или 15,30%, в плохом и очень плохом состоянии. После реализации стратегии плохих главных дорог больше не должно быть. Первые строительные работы начнутся уже в ближайшие годы и будут связаны с перестройкой Рижской окружной дороги, которая уже в данный момент сильно перегружена.Тише едешь — дальше не будешьНа первый взгляд стратегия выглядит очень красиво и обещает нам позитивные изменения в интенсивности транспортного движения, оптимизации транспортных потоков, усилении экономического развития, внутренней миграции жителей Латвии, а также в ускоренной цифровизации латвийских дорог.Тем не менее, в стратегии развития латвийских дорог нашлось очень много недостатков. Например, сразу же появились замечания, что стратегия сильно запоздала. Ведь, по сути, в Латвии собираются реализовать то, что во всех западных странах давным-давно существует. Почему так долго ждали и проснулись только сейчас?Далее настораживают слишком длительные сроки реализации стратегии и неравномерное распределение строительных работ. Так, с 2020 по 2030 год планируется построить 194,3 километра скоростных автомагистралей, с 2030 по 2035 год - 224 километра, а с 2035 по 2040 год - 637,5 километра. Как видно, более половины строительных работ приходится на последние пять лет, так что новых дорог нам придется ждать достаточно долго, и не все до них доживут.Деньги на дороге уже не валяютсяТакже возникают вопросы с финансированием строительства автодорог. Министерство сообщения позже обещает предоставить конкретные финансовые документы, пока же выделяются три источника финансирования - из государственного бюджета, из европейских фондов и из частных источников.Наличие частных источников финансирования вызывает опасения, что у нас могут появиться платные автодороги. Ведь частные инвесторы не будут заниматься благотворительностью и захотят вернуть вложенные средства, да еще и с прибылью.Похоже, длительность реализации стратегии как раз и связана с проблемами финансирования. Развитие автодорог давно уже не является приоритетом в правительстве, поэтому из бюджета много денег получить не удастся. В итоге главная надежда, естественно, на европейские фонды. Но европейский семилетний бюджет на 2021-2027 годы уже принят, и там крупных средств на развитие автодорог не предусмотрено. Поэтому в первую десятилетку и планируется реализовать самый маленький объем строительных работ - банально не хватает денег.Однако в Европе набирает силу мощный тренд на развитие "зеленой энергетики и улучшение экологической ситуации, и даже разработана климатическая стратегия Европы. А в плане развития дорог Латвии авторы утверждают, что его реализация поможет снизить выбросы CO2.Транспортный сектор является одним из основных источников выбросов парниковых газов, составляя 28,5% от общего объема выбросов. Реконструкция основных дорог страны в двухполосные дороги улучшит качество дорожных условий, транспортный поток станет более плавным, а время ожидания определенных транспортных потоков будет значительно сокращено или устранено.По оценкам предприятия Latvijas valsts ceļi, строительство высокоскоростных дорог в основной дорожной сети страны снизит годовые выбросы парниковых газов от автомобильного транспорта примерно на 16%. Именно под снижение выбросов CO2 наши политики и собираются выбить деньги из ЕС.Только вот климатическая стратегия ЕС - весьма расплывчатый документ без конкретных источников финансирования. Что там будет в Евросоюзе после 2030 года, неизвестно, поэтому нет никакой гарантии, что в будущем Латвии удастся получить необходимые финансовые средства.Главные дороги упрутся в тупик?И я хотел бы обратить внимание еще на один важный момент. В стратегии развития автодорог Латвии речь идет только о главных автодорогах, протяженность которых составляет 1723,10 километра. Но, помимо главных дорог, в Латвии еще существуют региональные дороги длиной 5448 километров и местные дороги длиной 12 880 километров. По данным на 2019 год, только 34,6% региональных дорог и 31,6% местных дорог были в хорошем состоянии. В аварийном же состоянии находятся 1440 километров региональных дорог и 3764 километра местных дорог.Но это только государственные дороги. А существуют еще дороги самоуправлений общей протяженностью в 38 246 километров, из которых 32 041 километр имеет грунтовое покрытие.Проблема состоит в том, что в стратегии развития автодорог речь идет только о главных дорогах – по всей вероятности, потому что на них еврофонды дают деньги. Что же делать с региональными и местными дорогами, непонятно, в стратегии об этом не говорится. Наверное, эти дороги сами собой отремонтируются...Далеко до ТаллинаПри этом постоянно приходится слышать мнение, что в Литве и Эстонии дороги намного лучше, чем в Латвии. Зачастую даже по качеству дороги можно определить, что ты уже в Эстонии.Думаю, ответ на вопрос о качестве дорог кроется в размерах финансирования. Так, в 2019 году из бюджета на содержание дорог в Латвии было выделено 185,3 миллиона евро, в Эстонии - 250,5 миллиона евро, в Литве - 516 миллионов евро. И тут еще надо учитывать, что площадь Эстонии меньше, чем площадь Латвии (а значит, и дорог меньше).Можно ли в Латвии самостоятельно содержать дороги в хорошем состоянии, без финансовой помощи из еврофондов? Думаю, что да. Дело в том, что, согласно экономической теории, акцизный налог на нефтепродукты как раз и был введен для того, чтобы строить и ремонтировать дороги.В принципе, все логично, покупая бензин и прочее топливо, автовладельцы тут же платят налог на содержание дорог. Кто пользуется дорогами, тот и должен платить. По данным СГД, в 2020 году акцизного налога на нефтепродукты было собрано 556,9 миллиона евро (при плане в 632 миллиона евро). И этих 550 миллионов евро в год вполне хватило бы и на содержание текущих дорог, и на строительство скоростных автомагистралей. Но на содержание дорог в 2020 году из бюджета было выделено 213,2 миллиона евро.Так как дороги не находятся в списке приоритетов властей, то большая часть налоговых сборов уходила на другие цели. И тут получается, что автовладельцы, платя акцизный налог, дотируют правительство, а вот дорог необходимого качества не получают.В итоге можно сделать следующий вывод. Главная цель стратегии развития автодорог - выбить побольше денег из еврофондов. А строительство скоростных автомагистралей – это так, побочный бонус. Ибо, если не будет денег из еврофондов, не будет и скоростных автомагистралей.
https://lv.sputniknews.ru/20210630/soyuz-samoupravleniya-do-novykh-dorog-budem-dobiratsya-na-dronakh-17390763.html
https://lv.sputniknews.ru/20210703/ogranicheniya-v-rige-neskolko-uchastkov-dorogi-budut-zakryty-dlya-dvizheniya-17441669.html
https://lv.sputniknews.ru/20210627/fantasticheskie-plany-v-latvii-postroyat-bolee-1000-kilometrov-skorostnoy-dorogi-17340549.html
https://lv.sputniknews.ru/20210627/kolichestvo-dtp-za-prazdniki-katastoficheskoe-gospolitsiya-prodolzhit-proverki-na-dorogakh-17343024.html
https://lv.sputniknews.ru/20210501/Stroyki-pyatiletki-Kogda-v-Latvii-poyavyatsya-pervye-avtobany-15601018.html
https://lv.sputniknews.ru/20180331/ljubye-dorogi-es-prevratit-svoi-avtobany-tropu-vojny-7840547.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/463/24/4632428_690:0:2953:1697_1920x0_80_0_0_b701d80d7622966d773bc28e8d406945.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, дорога, евросоюз
новости экономики латвии, дорога, евросоюз
Латвийские автобаны: так вам ехать или фонды ЕС осваивать?
14:25 27.07.2021 (обновлено: 08:52 19.08.2021) В конце июня правительство Латвии одобрило масштабную стратегию развития латвийских автодорог; план рассчитан на 20 лет - с 2020 по 2040 год - и обойдется государству примерно в 5,2 миллиарда евро
РИГА, 27 июл — Sputnik. Согласно стратегии, к 2040 году в Латвии планируется построить 1055 км скоростных автомагистралей с разрешенной скоростью движения до 130 км/ч, пишет экономист Дмитрий Смирнов в "
МК-Латвия". В таком случае из любого регионального центра можно будет добраться до Риги менее чем за два часа. Авторы стратегии уверяют, что скоростные автомагистрали не только повысят удобство движения, но и снизят аварийность на дорогах. Действительно, по данным европейской статистики, аварийность на скоростных автомагистралях в среднем на 50% ниже, чем на остальных дорогах.
По данным министерства сообщения, сейчас общая протяженность главных латвийских автодорог составляет 1723,10 километра, из которых 1313,9 километра, или 76,30%, находятся в хорошем или очень хорошем состоянии, 145,3 километра, или 8,40%, в удовлетворительном состоянии и 263,9 километра, или 15,30%, в плохом и очень плохом состоянии. После реализации стратегии плохих главных дорог больше не должно быть. Первые строительные работы начнутся уже в ближайшие годы и будут связаны с перестройкой Рижской окружной дороги, которая уже в данный момент сильно перегружена.
Тише едешь — дальше не будешь
На первый взгляд стратегия выглядит очень красиво и обещает нам позитивные изменения в интенсивности транспортного движения, оптимизации транспортных потоков, усилении экономического развития, внутренней миграции жителей Латвии, а также в ускоренной цифровизации латвийских дорог.
Тем не менее, в стратегии развития латвийских дорог нашлось очень много недостатков. Например, сразу же появились замечания, что стратегия сильно запоздала. Ведь, по сути, в Латвии собираются реализовать то, что во всех западных странах давным-давно существует. Почему так долго ждали и проснулись только сейчас?
Далее настораживают слишком длительные сроки реализации стратегии и неравномерное распределение строительных работ. Так, с 2020 по 2030 год планируется построить 194,3 километра скоростных автомагистралей, с 2030 по 2035 год - 224 километра, а с 2035 по 2040 год - 637,5 километра. Как видно, более половины строительных работ приходится на последние пять лет, так что новых дорог нам придется ждать достаточно долго, и не все до них доживут.
Деньги на дороге уже не валяются
Также возникают вопросы с финансированием строительства автодорог. Министерство сообщения позже обещает предоставить конкретные финансовые документы, пока же выделяются три источника финансирования - из государственного бюджета, из европейских фондов и из частных источников.
Наличие частных источников финансирования вызывает опасения, что у нас могут появиться платные автодороги. Ведь частные инвесторы не будут заниматься благотворительностью и захотят вернуть вложенные средства, да еще и с прибылью.
Похоже, длительность реализации стратегии как раз и связана с проблемами финансирования. Развитие автодорог давно уже не является приоритетом в правительстве, поэтому из бюджета много денег получить не удастся. В итоге главная надежда, естественно, на европейские фонды. Но европейский семилетний бюджет на 2021-2027 годы уже принят, и там крупных средств на развитие автодорог не предусмотрено. Поэтому в первую десятилетку и планируется реализовать самый маленький объем строительных работ - банально не хватает денег.
Однако в Европе набирает силу мощный тренд на развитие "зеленой энергетики и улучшение экологической ситуации, и даже разработана климатическая стратегия Европы. А в плане развития дорог Латвии авторы утверждают, что его реализация поможет снизить выбросы CO2.
Транспортный сектор является одним из основных источников выбросов парниковых газов, составляя 28,5% от общего объема выбросов. Реконструкция основных дорог страны в двухполосные дороги улучшит качество дорожных условий, транспортный поток станет более плавным, а время ожидания определенных транспортных потоков будет значительно сокращено или устранено.
По оценкам предприятия Latvijas valsts ceļi, строительство высокоскоростных дорог в основной дорожной сети страны снизит годовые выбросы парниковых газов от автомобильного транспорта примерно на 16%. Именно под снижение выбросов CO2 наши политики и собираются выбить деньги из ЕС.
Только вот климатическая стратегия ЕС - весьма расплывчатый документ без конкретных источников финансирования. Что там будет в Евросоюзе после 2030 года, неизвестно, поэтому нет никакой гарантии, что в будущем Латвии удастся получить необходимые финансовые средства.
Главные дороги упрутся в тупик?
И я хотел бы обратить внимание еще на один важный момент. В стратегии развития автодорог Латвии речь идет только о главных автодорогах, протяженность которых составляет 1723,10 километра. Но, помимо главных дорог, в Латвии еще существуют региональные дороги длиной 5448 километров и местные дороги длиной 12 880 километров. По данным на 2019 год, только 34,6% региональных дорог и 31,6% местных дорог были в хорошем состоянии. В аварийном же состоянии находятся 1440 километров региональных дорог и 3764 километра местных дорог.
Но это только государственные дороги. А существуют еще дороги самоуправлений общей протяженностью в 38 246 километров, из которых 32 041 километр имеет грунтовое покрытие.
Проблема состоит в том, что в стратегии развития автодорог речь идет только о главных дорогах – по всей вероятности, потому что на них еврофонды дают деньги. Что же делать с региональными и местными дорогами, непонятно, в стратегии об этом не говорится. Наверное, эти дороги сами собой отремонтируются...
При этом постоянно приходится слышать мнение, что в Литве и Эстонии дороги намного лучше, чем в Латвии. Зачастую даже по качеству дороги можно определить, что ты уже в Эстонии.
Думаю, ответ на вопрос о качестве дорог кроется в размерах финансирования. Так, в 2019 году из бюджета на содержание дорог в Латвии было выделено 185,3 миллиона евро, в Эстонии - 250,5 миллиона евро, в Литве - 516 миллионов евро. И тут еще надо учитывать, что площадь Эстонии меньше, чем площадь Латвии (а значит, и дорог меньше).
Можно ли в Латвии самостоятельно содержать дороги в хорошем состоянии, без финансовой помощи из еврофондов? Думаю, что да. Дело в том, что, согласно экономической теории, акцизный налог на нефтепродукты как раз и был введен для того, чтобы строить и ремонтировать дороги.
В принципе, все логично, покупая бензин и прочее топливо, автовладельцы тут же платят налог на содержание дорог. Кто пользуется дорогами, тот и должен платить. По данным СГД, в 2020 году акцизного налога на нефтепродукты было собрано 556,9 миллиона евро (при плане в 632 миллиона евро). И этих 550 миллионов евро в год вполне хватило бы и на содержание текущих дорог, и на строительство скоростных автомагистралей. Но на содержание дорог в 2020 году из бюджета было выделено 213,2 миллиона евро.
Так как дороги не находятся в списке приоритетов властей, то большая часть налоговых сборов уходила на другие цели. И тут получается, что автовладельцы, платя акцизный налог, дотируют правительство, а вот дорог необходимого качества не получают.
В итоге можно сделать следующий вывод. Главная цель стратегии развития автодорог - выбить побольше денег из еврофондов. А строительство скоростных автомагистралей – это так, побочный бонус. Ибо, если не будет денег из еврофондов, не будет и скоростных автомагистралей.