Тайна братской могилы: на Балтике опознан погибший латвийский ледокол
21:33 12.07.2021 (обновлено: 00:16 13.07.2021)
Подписаться
Крупнейшая братская могила Балтийского моря неохотно расстается со своими тайнами, но теперь на морскую карту нанесены уже пять кораблей Таллинского прорыва
РИГА, 12 июл - Sputnik. Еще три корабля - участника Таллинского прорыва 1941 года опознаны на дне Балтийского моря, в том числе принадлежавший Латвийской ССР ледокол "Кришьянис Валдемарс", рассказал РИА Новости участник международной экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" Константин Богданов.
Как уже писал Sputnik Латвия, на минувшей неделе участникам экспедиции удалось идентифицировать два транспортных судна - ВТ-584 "Найссаар" и ВТ-501 "Балхаш". Они затонули в районе мыса Юминда 29 августа 1941 года.
Как сообщил Богданов, на втором этапе экспедиции участники обнаружили принадлежавший советской Латвии ледокол "Кришьянис Валдемарс". Впервые обломки судна удалось идентифицировать десять лет назад эстонским исследователям.
"Судно лежит на глубине около 90 метров, глубоко зарывшись носом в ил, осмотру доступна характерная корма судна, имеющая уникальные для "Кришьяниса Валдемарса" конструктивные особенности", - рассказал Богданов.
По данным из открытым источников, латвийский ледокол эвакуировал сотрудников фронтовых газет, представителей политуправления Краснознаменного Балтийского флота. "Кришьянис Валдемарс" затонул после того, как в результате налета вражеской авиации в районе острова Мохни был вынужден покинуть протраленную полосу и подорвался на мине.
Водолазы обследовали корпус ледокола и провели видеосъемку его конструктивных особенностей, говорится в записи сообщества "Разведывательно-водолазная команда". С места гибели ледокола взят грунт, который передадут родственникам погибших на "Кришьянисе Валдемарсе" людей.
© Photo сообщество "Разведывательно-водолазная команда"Ледокол "Кришьянис Валдемарс"
Ледокол "Кришьянис Валдемарс"
Также исследователи провели съемку и идентифицировали транспортное судно ВТ-545 "Эверита".
"На транспорте "Эверита" эвакуировался гарнизон острова Найссаар. Судно подорвалась носом на мине, переломилось и затонуло почти мгновенно. Корпус "Эвериты" лежит на глубине 106 метров, виден перелом судна в районе носового трюма, корма высоко задрана над грунтом", - рассказал Богданов.
По его словам, примерно 1,5 тысячи человек, находившиеся на борту судна, оказались совершенно одни в ночном море. На выручку пострадавшему транспорту поспешил сторожевой корабль "Циклон", который следовал в арьергарде колонны. Корабль также подорвался на мине.
"Обломки разорванного пополам "Циклона" лежат всего в паре сотен метров от остова "Эвериты" на глубине 97 метров", - уточнил Богданов.
© Photo сообщество "Таллинский переход"Схема Таллинского перехода
Схема Таллинского перехода
© Photo сообщество "Таллинский переход"
Место, где затонули корабли и суда Таллинского прорыва, считается крупнейшей братской могилой Балтийского моря. Исследователям предстоит идентифицировать полтора десятка остовов. Стартовавшая 5 мая экспедиция "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" завершится памятными мероприятиями на острове Гогланд 29 августа, в день 80-летия Таллинского прорыва.
Таллинский прорыв
В ходе ставшего печально известным Таллинского прорыва, или Таллинского перехода, 225 кораблей и судов Балтфлота пытались в августе 1941 года под огнем противника прорваться в Кронштадт из попавшего в окружение Таллина.
Во время боевой операции было потеряно 62 борта, погибли, по разным оценкам, от 11 тысяч до 15 тысяч человек.
Тем не менее Балтийскому флоту удалось сохранить основные силы, которые затем громили фашистских захватчиков на Балтике и внесли значительный вклад в прорыв блокады Ленинграда.