"Саботаж и уничтожение отрасли": что говорили в правительстве о реформе портов

© Sputnik / Оксана Джадан / Перейти в фотобанкПорт в Риге
Порт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 02.04.2021
Подписаться
Портовую реформу, скорее всего, примут; восстанавливать транзит грузов правительство не собирается, обороты упадут, а пустующие земли портов потом продадут с молотка
РИГА, 2 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Хотя под давлением социальных партнеров кабинет министров и решил ненадолго отложить принятие поправок к закону о портах, будущее латвийских гаваней выглядит печальным. В правительстве не видно желания восстанавливать былые транзитные показатели.
Суть реформы такова: управление Рижским и Вентспилсским портами передается в новообразованные государственные предприятия с распределением долей между Минсообщения, Минфином, Минэкономики, министерством защиты среды и регионального развития и до трети участия может быть передано соответствующим самоуправлениям. Для Лиепайской СЭЗ планируется назначить переходный период до 2023 года, когда, возможно, та же схема будет реализована и там.

Реформа нужна была 10 лет назад

Выступая на заседании правительства, автор портовой реформы, министр сообщения Талис Линкайтс отметил, что в советы и правления Рижского и Вентспилсского портов будут избираться представители так же, как и в другие государственные общества капитала. Другим самоуправлениям Латвии, по словам Линкайтса, "будет дана возможность оценивать работу своих портов и, в случае если самоуправления посчитают нужным, создавать капитальные общества в своих портах". Провести реформу в портах Риги и Вентспилса планируется в течение 9 месяцев с момента вступления поправок в силу. В упомянутых самоуправлениях, по словам министра, в этот срок пройдут консультации и дискуссии с участвующими сторонами.
Министр Линкайтс получил поддержку со стороны своего коллеги, министра здравоохранения Даниэля Павлютса от "Для развития/За!", который заметил, что реформу надо было проводить еще 10 лет назад: "В последние годы мы особенно стремительно теряли позиции транспортного коридора. И только единая работа всех портов, всей логистической системы Латвии может противостоять внешним вызовам, в результате которых происходило снижение грузопотока". Министр Павлютс выразил сожаление лишь о том, что под реформирование не попал Лиепайский порт.

Разве они действуют в интересах Латвии?

А вот социальные партнеры, выступившие на заседании кабмина, раскритиковали проект портовой реформы. Так, президент Конфедерации работодателей Латвии Виталий Гаврилов заявил, что законопроект подготовлен без привлечения социальных партнеров, что в данном случае является необходимым с точки зрения процедуры условием: "В правительстве находятся политические силы, которые не считают необходимым согласовывать решения с партнерами. Разве действуют в интересах Латвии? У нас была встреча с работодателями, были приглашены представители сферы транспорта, и они пришли к выводу, что процесс реформы управления портами политизирован… Не выслушаны мнения вовлеченных сторон. Не проведена экономическая оценка. Реформа не дает ответа на те проблемы, с которыми уже сейчас сталкиваются предприятия. Она не согласована ни с отраслью, ни с социальными партнерами, ни с самоуправлениями".
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 02.04.2021
Транзит
Правительство Латвии отложило утверждение реформы управления портами
Еще более жестко выступал перед кабинетом министров представитель портовых коммерсантов Рихардс Стренга: "За красивыми словами о реформе управления портов стоит пустой звук, сделанные ошибки, потерянные рабочие места. Скорее всего, порты станут последним бастионом транспортной отрасли, которые тоже придется субсидировать за счет денег налогоплательщиков. Потому что именно так оценивается непродуманная политика. В подчинении министерства сообщения уже много обществ капитала, которые стали огромной нагрузкой для госбюджета – airBaltic, Латвийская железная дорога, в которые уже вложены сотни миллионов евро денег налогоплательщиков, и все боятся открыто говорить, сколько еще сотен миллионов потребуется".
Стренга указал еще на несколько существенных моментов. Во-первых, по его словам, долги Вентспилсского порта были рефинансированы из Госкассы, что показывает недоверие местных и иностранных банков к происходящей реформе и деятельности новообразованного Ventas osta. Во-вторых, с реформой не согласны ни предприниматели, ни Совет иностранных инвесторов, ни отраслевые ассоциации работодателей. Отсутствует экономическое обоснование реформы и оценка ее последующего влияния на госбюджет: "Нам, профессионалам, абсолютно понятно, что без инвестиционного плана продвижение любой реформы управления противоречит всякой логике. Это саботаж и уничтожение отрасли".
С момента образования Ventas osta прошел уже год и три месяца, и вот как Стренга описывает ситуацию в порту: "Год показал, что предлагаемая реформа в нынешней редакции не работает. Огромный хаос! Практически в Вентспилсе все остановилось. Про инвестиции вообще молчим. Но есть и те, кто выиграл, – без конкурса они продолжают работу в правлении и в совете Ventas osta. Никто так и не понимает, чем управляет Ventas osta, что планирует делать, каковы дальнейшие шаги. И теперь вместо того, чтобы сделать выводы и привести в порядок отрасль, предлагается продолжать реформу и обрушить Рижский порт".

Реформа в нарушение законов?

Руководитель Союза свободных профсоюзов Эгилс Балдзенс указал на полное отсутствие диалога между авторами реформы и вовлеченными сторонами, в том числе предпринимателями и работниками портовых предприятий: "Мы сейчас нарушаем положения о деятельности Национального трехстороннего совета по сотрудничеству. Это неприемлемо. Если бы у нас был свод правил, как в Сейме, то было бы странно гордиться тем, что мы его игнорируем. Важно понять: если у нас будет реформа – каковы конкретные ее цели? Что получат государственный бюджет, бюджеты самоуправлений через год, два, три? Каково будущее латвийских портов? К сожалению, вместо ответов получена лишь информация, что реформа будет!"
Порт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 31.03.2021
Транзит
Самоуправления против реформы портов: пока идут споры, Латвия теряет грузы
Проект поправок к закону о портах подготовлен Минсообщения с нарушением существующих нормативных актов, на это указал первый заместитель Вентспилсской думы Гунтис Блумбергс: "В процессе подготовки законопроекта не соблюдены требования нормативных актов, где указано, что любой вопрос, касающийся работы портов, должен сначала быть рассмотрен на заседании Совета по портам и логистике. По нашей информации, последнее заседание Совета состоялось 15 июля 2020 года, где этот вопрос рассматривался, но не было принято никакого решения. Нарушены также правила работы кабинета министров, поскольку вопрос не был обсужден ни на заседании госсекретарей, не согласован с заинтересованными сторонами, что также закреплено в нормативных актах".
Партнер адвокатского бюро Cobalt Лаурис Лиепа сообщил, что представители трех портов поручили его бюро подготовить юридическую оценку портовой реформы. Было констатировано, что проект содержит значительные недоработки сразу на трех уровнях. Во-первых, на нормативном: налицо противоречия с законом о государственном устройстве, который предполагает конкретные условия для образования государственных предприятий. В данном случае ни одно из этих условий не соблюдается. Во-вторых, на концептуальном: отсутствует оценка Генерального директората по конкуренции Еврокомиссии относительно рисков свободной конкуренции. В-третьих, в правовом: при подготовке реформы не были проведены ни экономический анализ, ни консультации с вовлеченными сторонами. А это означает проблему с соблюдением норм Сатверсме.
Янис Лапиньш, руководитель Лиепайской СЭЗ отметил на заседании правительства успешную модель работы Лиепайского порта. Благодаря тому, что непосредственное участие в работе порта принимает самоуправление, там нет конфликтов между портом и самоуправлением, как, например, в Клайпедском порту (на что жаловался в ходе недавней беседы управляющий Клайпедским портом). При этом достигнуто взаимопонимание между портом и предприятиями, работающими в зоне Лиепайской СЭЗ, и около 50% грузопотока составляют грузы местного происхождения, а не транзитные.

Экономический аспект не связан с реформой управления

Выступая с ответной речью, министр сообщения Талис Линкайтс, в частности, сообщил: объемы нефтепродуктов и каменного угля в портах Латвии уменьшились в последние годы в результате политики, проводимой Россией. И можно с уверенностью сказать, что если каменный уголь и будет присутствовать на латвийских терминалах, то только в качестве нишевого продукта. А значит, латвийским портам надо думать о том, как диверсифицировать свой грузопоток. Что делать с территориями, где расположены терминалы, с теми землями, которые находятся в распоряжении портов. Как рационально управлять этой территорией? Министерство начало разрабатывать программу развития латвийских портов, проект которой вскоре должен быть представлен в том числе социальным партнерам. Она подразумевает, в частности, привлечение инвестиций на развитие портов из фондов Евросоюза. Но в целом "аспекты экономического развития не связаны с реформой управления портами", - отметил министр. Говоря о реформе управления, Линкайтс лишь сказал, что в качестве возможной модели работы он видит схему создания финансового агентства Altum, которая хорошо показала себя в финансовой отрасли.
Контейнерный поезд - Sputnik Латвия, 1920, 30.03.2021
Депутат: без транзита грузов Латвии грозит социальная деградация
Министр юстиции Янис Борданс, представляющий Новую консервативную партию, как и министр сообщения, отвечая на пожелания премьер-министра отложить вопрос с реформой на пару недель, чтобы дать возможность высказаться социальным партнерам и вовлеченным сторонам, заявил, что реформа портов уже стала причиной многих правительственных кризисов. "Вопрос связан с социально-политической стабильностью", - заметил Борданс, и в случае, если вопрос решаться не будет, "может наступить социально-политическая нестабильность". В данном контексте эти слова звучали как предупреждение о расколе в коалиции.
Впрочем, Янис Борданс, как и его коллега Талис Линкайтс, тоже акцентировал внимание на вопросе застройки территорий портов: "От экспертов отрасли я знаю, что вопрос застройки на территории Рижского свободного порта уже предлагалось обсудить несколько лет назад. Но со стороны порта не было предпринято никаких действий в этом направлении. Хотя известно, что финансовые ресурсы и человеческие у портов есть".
Однако и премьер-министр, и представители других партий, например Рамона Петравича, министр благосостояния из KPV LV выступили за то, чтобы отложить вопрос на пару недель. Аргументы были примерно таковы: во-первых, в Сейме все равно каникулы, во-вторых, вовлеченным сторонам надо дать формальную возможность высказаться.
Достаточно интересные доводы привел министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичc. По его словам, административно-территориальная и другие проведенные реформы показали, насколько сильным может быть противодействие со стороны тех сил, которые не могут принять, что "больше не будет так, как было, меняются жизненные обстоятельства". Надо дать время и соблюсти процедуру при принятии решений.
В целом правительство готово поддержать реформу.

Прощай транзит?

Не так давно премьер-министр Кариньш заявил, что эпохе транзита грузов через Латвию пришел конец. Будущее латвийской экономики, на его взгляд, - за развитием собственной промышленности. На последнем заседании правительства прозвучала информация о том, что Минсообщения планирует ликвидировать департамент транспорта и транзита.
Рижский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 22.03.2021
Транзит
Что будет с транзитом грузов через Латвию, станет ясно через полгода
Учитывая, насколько активно министры от Новой консервативной партии рассуждали о застройке портовых территорий, данные факты и высказанные мнения дают основания предполагать следующее. Портовую реформу, конечно, примут. Ибо самый сильный ее противник – Айварс Лембергс – предусмотрительно помещен в хорошо охраняемое место. Других людей, способных масштабно противостоять реформе, похоже, нет. Порты попадут под политическое руководство правительства. Политические ставленники в правлениях и советах будут получать хорошие зарплаты продолжительное время.
Восстанавливать транзит российских (и белорусских) грузов через Латвию никто не собирается. Жизнедеятельность портов будет поддерживаться за счет дотаций со стороны Евросоюза (если получится) или в худшем случае денег налогоплательщиков (прецеденты на железной дороге уже имеются). Какую-то часть дохода дадут операции с местными грузами (это демонстрирует Лиепая, которой, очевидно, потому и разрешено продолжить работу до 2023 года в нынешнем формате). Сохранение рабочих мест (и последующий за этим рост социальной напряженности) правительство, судя по всему, не особо беспокоит. Обороты упадут, морской трафик сократится, зато будет повод отрапортовать о хорошей экологии.
Само собой, пустующие территории портов Вентспилса и Риги (хорошие земли, у воды, в центре города) должны быть освоены и могут быть выставлены на продажу с целью застройки. Отобрать их у портов с помощью подчиненных чиновников не составит никакого труда. Сценарий весьма печальный, но если бы правительство хоть в какой-то мере было бы заинтересовано в сохранении транзита, то на заседании кабинета министров хотя бы один раз прозвучал вопрос о том, как наладить транзит грузов из сопредельных государств.
Лента новостей
0