Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Правительство Латвии отложило утверждение реформы управления портами

© Sputnik / Sergey MelkonovВентспилсский свободный порт
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 02.04.2021
Реформа управления портами будет повторно обсуждаться в Совете портов, транзита и логистики и Национальном совете трехстороннего сотрудничества
РИГА, 2 апр — Sputnik. Правительство Латвии после возражений со стороны представителей сектора грузоперевозок и ряда социальных партнеров отложило рассмотрение закона о портах, решено еще раз обсудить реформу, передает Тvnet.lv.
Глава правительства Кришьянис Кариньш подчеркнул, что все стороны согласны с тем, что изменения в управлении портами необходимы, поскольку нынешняя бизнес-модель не работает. Однако премьер призвал в течение двух недель повторно обсудить эту реформу в Совете портов, транзита и логистики и Национальном совете трехстороннего сотрудничества. Он добавил, что, несмотря на то, что политическое соглашение по реформе достигнуто, в нем, возможно, необходимо сделать некоторые коррекции.
"У нас есть политически ясное соглашение о необходимости реформы портов. Однако мы будем уважать призыв социальных партнеров", - сказал Кариньш.
Законопроект "Поправки в закон "О портах" был включен в повестку заседания кабмина 1 апреля.

Суть реформы и критика

Правительственная коалиция 15 марта выразила поддержку предложенной министром сообщения Латвии Талисом Линкайтсом модели управления портами. Минсообщения изменениями к закону о портах предлагает для управления Рижским и Вентпилсским портами, а также Лиепайской специальной экономической зоной создать государственные общества капитала, акции которых смогут получить и самоуправления при условии, что государству останется не менее двух третей акций. Как пояснял Линкайтс, реформа в портах Латвии затеяна для того, чтобы в управление пришли профессионалы, а чиновничье влияние было сведено к минимуму. Также он заявлял, что в случае Лиепайского порта процесс будет запущен только после того, как будет реформировано управление Рижского и Вентспилсского портов – в 2023 году.
Порт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 31.03.2021
Транзит
Самоуправления против реформы портов: пока идут споры, Латвия теряет грузы
Однако портовые организации и стивидоры критикуют реформу в нынешнем виде уже на протяжении нескольких месяцев, жалуясь, что их мнение не было учтено, а экономическая выгода от изменения модели управления не просчитана и неочевидна. Кроме того, высказывались опасения, что реформа может отпугнуть инвесторов и нанести ущерб принципам честной конкуренции.
Заместитель управляющего Лиепайской свободной экономической зоной (СЭЗ) Улдис Хмиелевскис рассказал в эфире Латвийского радио 4, что сейчас и предприниматели, и инвесторы, которые интересуются Лиепаей, чуть ли не каждую неделю спрашивают, что будет с СЭЗ. По его словам, есть риск остановки запланированных инвестиционных проектов или даже их переноса в другие, более спокойные места.
"Насколько я знаю, и в Риге, и в Вентспилсе, и в Лиепае работающие в портах компании довольно громко протестуют. Они не видят экономического основания этой реформы. Потому что юридический статус — это только инструмент. Но вопрос в том, что если мы что-то меняем, к какому результату мы хотим прийти?" — задается вопросом управляющий Рижским портом Ансис Зелтиньш.
Еще жестче высказался глава Латвийской ассоциации логистики Нормундс Круминьш.
"Самый основной вопрос любой реформы — это цель. Я говорю о цели вообще: для чего Латвии порты? Какая цель наших портов? Но эта реформа сама по себе этот вопрос не только не решает, но даже не касается его", — считает специалист.
Он пояснил, что от того, какие цели ставятся перед портами, от того, чем они должны заниматься, зависят и примеры для подражания. Например, если задача будущих управлений латвийских портов — только управление инфраструктурой, то можно ориентироваться на Скандинавию.
"Но, наверное, в нынешней ситуации основной целью для наших портов должно быть привлечение новых грузопотоков. (…) Например, порты Германии давно работают по такой схеме, когда надо привлечь как можно больше грузов. И они за этим грузопотоком сами ходят. Они могут даже дочерние предприятия создавать в других странах. Вот сейчас дочернее предприятие Гамбургского порта купило терминал в Таллине, у него также есть терминал в Одессе. То есть сам порт приходит в другие государства и забирает эти грузопотоки. Но это должно быть исходной целью!" — считает глава отраслевой организации.
Контейнерный поезд - Sputnik Латвия, 1920, 30.03.2021
Депутат: без транзита грузов Латвии грозит социальная деградация
По его словам, ничего нового с точки зрения экономики предложенные изменения не предусматривают.
"Это то, что путает людей и вызывает непонимание. Изменение юридической формы мы называем "реформой", "капитальным ремонтом" или каким-то другим громким словом. Но это не капитальный ремонт, это даже не реформа, тут ничего даже близко к этому. Ну не может быть так, что мы меняем шрифт букв и называем это "реформой".
Может, там что-то другое кроется? Там много вещей, которые касаются участия, например, самоуправлений (в управлениях портами – ред.). Но мы все равно не касаемся основной задачи, то есть вопроса: как порты будут работать, в каком направлении и что они должны делать. Есть ли какие-то новые задачи или их нет? Это только инфраструктура или это инфраструктура плюс увеличение грузопотока? Это те вопросы, на которые ответа нет", — подчеркнул Круминьш.
Он также отметил, что как раз сейчас государству было бы проще координировать работу портов, чем после того, как они станут акционерными обществами.
"На сегодняшний день министерство сообщения напрямую вовлечено в управление портами. После реформы, как мы слышим, есть цель — держать порты как можно дальше от политического влияния", — объяснил он суть противоречия.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский