РИГА, 14 мар — Sputnik. Рига сегодня полна сюрпризов. Причем не только для гостей, но и для коренных жителей. Свежайшим доказательством тому стала пропажа около двух десятков конструкций для ожидания общественного транспорта с его остановок, пишет Bb.lv.
Данный инцидент наделал много шума. В какой-то момент даже COVID-19 отошел в Риге на второй план. А дело, собственно, в том, что в первые дни марта в столице было демонтировано около двадцати навесов, защищающих пассажиров от непогоды, на остановках общественного транспорта. И как стало известно, в ближайшее время такая же участь может постигнуть еще несколько десятков конструкций.
Забегая вперед, скажем, что загадка эта оказалась не такой уж сложной. Ее решение заключается в банальном бардаке, а точнее - в несогласованности действий фирмы-владельца и Строительного управления Рижской думы. Эти две стороны за несколько лет не смогли урегулировать статус объектов, у которых истек срок эксплуатации и размещения рекламы.
Лучше времени не нашлось
Шумиха, поднятая вокруг данного инцидента, расставила многие точки над "i". Однако есть важный момент, о котором по большому счету никто не сказал. Погода весной в Риге и Латвии - капризнее не придумаешь. Ветер, дожди, снег… А бывает, что все вместе.
И вот именно весной, когда ожидание транспорта может превратиться в метеорологическую муку, на многих остановках демонтируются защитные конструкции, где простые горожане укрывались от непогоды. Почему сейчас? Дождались бы хоть тепла.
А все дело в том, что Строительное управление Риги ждать тепла не может. Именно тогда, когда наступит лето, данное учреждение, вместе с Бюро главного архитектора столицы, будет ликвидировано. А выполнять функции этих структур станет департамент городского развития, о чем сообщили в Комитете городского развития думы.
И сегодня перед сотрудниками стройуправы стоит задача если не доказать нужность и важность своей структуры, то хотя бы доказать собственную, персональную значимость и необходимость. Авось пристроят после ликвидации куда-нибудь на теплое муниципальное местечко.
Погоня за такими персональными доказательствами оборачивается проблемами в первую очередь для простых людей. Мы уже рассказывали о планах стройуправы взяться за самовольные перепланировки в квартирах рижан, за решетки на окнах и остекленные балконы. А теперь настала очередь остановок.
Снесли под корень
Началось все с конструкций на остановках в Кенгарагсе, которые, по свидетельству жителей прилегающих домов, вначале были огорожены красно-белой лентой, а потом попросту исчезли. Особых подозрений это ни у кого не вызвало, поскольку самое логичное объяснение такому исчезновению - износ конструкции, с последующей заменой на новую. Но не тут-то было. Как сообщило Латвийское телевидение, таких сносов произошло в одночасье два десятка.
Муниципальная транспортная компания Rīgas satiksme заявила, что ничего не знает о происходящем на остановках, мол, установленные на них конструкции - не их дело. Точно так.
Это дело Стройуправления Риги. По информации управы, снесенные конструкции являются собственностью компании JCDecaux Latvija (дочерняя структура французской корпорации JCDecaux Group), специализирующейся на outdoor-рекламе. Они были установлены еще в начале 2000-х годов. Всего фирме принадлежит около 600 конструкций, установленных на остановках общественного транспорта Риги. Данные навесы компания содержит за свой счет и за это размещает на них рекламу, уплачивая соответствующий налог.
Не стали ждать ответа
Руководитель стройуправления Эдгарс Бутанс заявил, что у компании закончился срок разрешения на размещение рекламы, и поэтому, видимо, она решила демонтировать навесы. "Но, чтобы демонтировать остановки законно, нужно согласовать в строительном управлении соответствующие документы. Таких документов нет, поэтому пока что демонтаж других остановок приостановлен", - сказал Бутанс.
В свою очередь, директор JCDecaux Latvija Елена Брокане заявила, что причина - не в разрешении на размещение рекламы, а в том, что у остановок истек срок эксплуатации еще в 2016 году. По ее словам, все эти четыре года компания пыталась выяснить у стройуправы, что делать с этими остановками. Ответ стал ясен в этом году - компанию стали штрафовать за размещение рекламы, было выписано 44 административных акта на несколько тысяч евро. В результате компания больше не стала ждать и теперь сносит старые остановки, осталось демонтировать еще 80.
Однако, по словам Бутанса, остановки еще можно было сохранить, подав документы на продление срока эксплуатации. Но владельцы конструкций говорят, что впервые об этом узнали из СМИ, а не от стройуправы.
У каждого своя версия
Вопросом заинтересовались в Комитете сообщения и транспорта Рижской думы. "Интересно все получается. Компания хотела со строительным управлением согласовать одну рекламу.
В управлении посмотрели документы, а в них вообще конструкция для размещения рекламы не принята в эксплуатацию. В принципе, она нелегальная. А если ее легализовать, то надо платить аренду на землю. Фирма в свою очередь указывала на то, что в договоре, который был заключен с предыдущей администрацией, не говорится об аренде земли. Поэтому они отказываются за это платить", - рассказал глава комитета Олафс Пулкс. Он также сообщил, что договор с фирмой заключен до 2034 года. Пункт о том, что аренду на землю можно не платить, - незаконный, считает он.
Однако в компании, владеющей защитными конструкциями, другое видение ситуации. "Мы размещаем остановки за свои деньги, в том числе мы платим рекламный налог. Он, правда, снижен. Но мы платим аренду земли Rīgas satiksme через компанию, которая выиграла конкурс на остановки и на размещение рекламы на общественном транспорте. У меня, честно говоря, сердце болит, когда я смотрю на отношение к нам, предпринимателям, как к нам относятся последние годы. Мы должны всt, а нам не должен никто и ничего", ? прокомментировала ситуацию г-жа Брокане каналу LTV7.
Типичный комментарий
Ситуация с остановками бурно обсуждается в интернете. Большинство жителей придерживается мнения, вроде высказанного рижанином Томсом Филбергсом на своей странице в Twitter:
"Я не удивлен тем, что происходит с остановками в Риге. Это всего лишь следствие определенных действий или бездействия. Причем это далеко не единственный пример. Достаточно вспомнить, что творилось в Риге во время недавнего снежного коллапса. И думаю, что следующий бардак, который нас ожидает уже этой весной, - это велодорожки. Я сам заядлый велосипедист. Так вот до сих пор нет четкой концепции создания сети проездов для двухколесного транспорта, которого в столице становится все больше".