РИГА, 6 мар — Sputnik. Автор портала Pietiek.com под псевдонимом Виедайс Манелс пишет о том, что недавно в Латвии была прекращена ретрансляция многих популярных российских телеканалов. Он называет себя "неприметным гражданин нашей маленькой страны", а все им написанное - всего лишь "персональным мнением".
Автор признается, что его конкретно блокировка русских каналов не коснулась. Он их не смотрит точно так же, как не смотрит местные. Новости черпает в интернете. Но как-то в трамвае он подслушал разговор двух русских бабушек. Одна рассказывала другой: "Я вообще не смотрела эти политические передачи, а теперь меня лишили любимых шоу и сериалов. Я чувствую себя потерянной. Почему они это сделали? У нас что, других проблем нет?"
Проблем, тетенька, полно, отвечает Виедайс Манелс. Но когда снова и снова звучит лозунг "Русские идут!" их все можно засунуть куда подальше. Автор пишет, что не вмешивался в разговор, но на ум пришли разные ответы. Почему так сделали? Потому что можно!
Против русских теперь можно все?
"Против русских, насколько я понимаю, теперь можно все, как когда-то против евреев. - Пишет автор. - Никто в стране, где мы находимся, и глазом не моргнет. Возможно, потому, что у русских в Латвии нет достойного представительства, которые бы их защищало. Возможно, мы, латыши и русские, даже тогда, когда власть поставит нас на колени, останемся каждый по свою сторону. Хотя раньше мы вместе стояли на баррикадах за независимость Латвии, за свободу слова, за справедливость, за лучшую жизнь".
Автор отмечает, что если бы кто-то тогда сказал ему, что борьба была направлена против русских, то он бы не понял того человека. Но позже попавшие во власть политики превратили страну в трибуну для нападок на Россию, одновременно стремясь "выполоть все русское дома".
"Интересно, действительно ли так глупы те, те, кто пытается внушить нам, что русские, не увидев больше Путина и Кремль на телеэкранах, тут же полюбят Латвию. Или эти люди просто считают латышей дураками?" - задается автор вопросом.
Манелс допускает, что большинство его родственников знают о "зашивании ртов" только из ужастиков. К сожалению, на его родине в отношении средств массовой информации, сейчас происходит именно это. "Правящие кретины" танцуют от счастья: им удалось "зашить рты рупорам Кремля".
Действительно, отрицать пропаганду в российских программах - значит лгать самому себе, потому что пропаганда сегодня - это все - "от содержимого кошелька до намордника на лице". Однако творческие деятели, обслуживающие местную власть, не могут ничего противопоставить информативному контенту соседней страны. Не для его замещения, но ради конкуренции!
Чего они боятся?
Мотивом закрытия телеканалов, вероятно, был страх, что русских в Латвии внезапно побудят протестовать вместе с латышами, потому что, как поет Каспарс Димитерс, "в беде победы нет, пока расколоты", пишет автор. "Иностранные прислужники на шее народа прекрасно применяют политику разделяй и властвуй. И им наплевать, что чувствуют эти русские старики", - отмечает Манелс.
Увы, на солидарность сегодня не сподвигнет даже лозунг: "Сегодня они пришли за российскими СМИ, завтра придут за нашими!" А за нашими пришли уже вчера! Фактически, их уже больше нет. Если только СМИ не является "культивацией лжи, разврата и ненависти".
"Глядя на заголовки, у меня возникает впечатление, что бездарные агитаторы вознамерились совершить непристойные действия с моим серым веществом. Авторы соревнуются в том, кто сможет лучше унизить людей как в социальном, так и в психологическом плане. Именно поэтому я спешу покинуть эти площадки, даже не оставив следов в комментариях. Сегодня я не могу молчать и вставлю свое слово за российские телеканалы, потому что мне близок тезис Вольтера: "Я не согласен с вашим мнением, но я готов отдать жизнь, чтобы вы могли его выразить". Не знаю, готов ли я пожертвовать своей жизнью, но не хочу терять совесть. Я понимаю, что сказанное мной вряд ли что-то изменит, но я не хочу, чтобы меня считали молчаливым соучастником культурного геноцида," - завершает Виедайс Манелс.
Что важнее - политика или жизни людей?
В то время, когда нет других вакцин, страны Европы покупают российскую вакцину, невзирая на "геполитические интересы". Способны ли на это в Латвии? На этот вопрос пытается ответить обозреватель NRA Марис Краутманис.
Автор перечисляет страны, которые обратились за помощью к РФ. Это - маленький Сан-Марино, анклав в Италии с наибольшей смертностью от COVID-19 в мире. Люди здесь ждать больше не могли. На прошлой неделе там получили первые дозы "Спутник V" из России, и есть надежда, что скоро все население вакцинируется.
Политики этой маленькой страны тоже знают, утверждает Краутманис, "что такое Россия", однако здоровье и жизнь своих жителей для них на первом месте. Politico.eu цитирует госсекретаря по вопросам здравоохранения Роберто Кьявата: "мы пытались работать с дружественными странами, мы опробовали все способы, однако это чрезвычайно долгий процесс, поэтому мы берем то, что есть на рынке".
Из-за задержки поставок вакцин при посредничестве ЕС, Чехия, где уровень инфицирования сейчас выше всего в Европе, просит Россию поставить производимую ею вакцину "Спутник V", направив соответствующую просьбу Владимиру Путину, сообщил президент этой страны Милош Земан.
В Венгрии применение "Спутник V" утвердили в январе и заказали два миллиона доз, которые получат в течение трех месяцев.
Министр здоровья Германии Йенсс Шпан допускает возможность использовать российскую и китайскую вакцины: "Вне зависимости от того, в какой стране они произведены, если вакцины безопасны и эффективны, то они, конечно, могут помочь в преодолении пандемии".
В Сербии, которая не является страной ЕС, дали российской вакцине зеленый свет, и такие страны-члены ЕС как Хорватия и Словакия тоже недавно высказали интерес к препарату.
Эстонский премьер Кайя Каллас, подбирается журналист все ближе к Латвии, заявила, что не исключает возможности закупить "Спутник V". Это такая же вакцина, как все другие, пояснила она, при этом отметив, что "да, возможно, Россия использует ее для достижения своих политических целей. Но это не может стать политическим инструментом, людей надо вакцинировать", - сказала премьер.
Но как бы то ни было в Эстонии, литовский премьер Ингрида Шимоните поклялась, что ее страна не купила бы "Спутник V", даже если его одобрили бы в ЕС. А украинское правительство запретило регистрировать вакцины, которые производит "государство-агрессор".
Краутманис же подчеркивает, наука и медицина в России находятся на высоком уровне, и российская вакцина точно не хуже других. Ее Россия экспортирует более чем в 40 стран мира.
Понятно, что Украина не подпишется на "Спутник V" из-за своего предвзятого отношения. Литва жестко против, однако Эстония смотрит на это более прагматично. А в Латвии слово "Спутник" вообще стараются не произносить, "уклоняясь от этой темы, как черт от креста". Минздрав кивает на то, что сперва вакцину должны одобрить на уровне ЕС.
Это все великолепно, иронизирует автор, однако вакцинация в Латвии до сих пор ведется слабыми темпами, напоминает журналист. С такой скоростью для того, чтобы привить все население понадобится четыре года. И Латвия может оказаться в конце списка по количеству привитых, опередив если только Болгарию.
Не трудно представить, что о возможности приобрести "Спутник V" сказали бы в "Национальном объединении", рассуждает автор. Но остальные? На чашах весов - политика и человеческие жизни.
Латвия безвозвратно потеряла 350 миллионов
Оцениваемое в 350 миллионов евро имущество Айвара Лембергса, хранение которого было доверено скандально известному швейцарскому юристу Рудольфу Мерони, вряд ли вернется латвийскому государству. Такое мнение в интервью Diena высказал президент Латвийского общества юристов Айвар Боровков.
"У меня есть собственное мнение, я достаточно знаю о бизнес-среде 90-х, о развитии отношений Вентспилса с SWH и в области транзита в целом, помню о фокусах с так называемым "делом Гринбергса", - говорит Боровков. - Собрав все вместе, суд принял меры против одного Айвара Лембергса, не приблизившись к правосудию ни на шаг. Факт пропажи имущества лишний раз подтверждает это".
Что касается "наследников Рудольфа" (швейцарского юриста Рудольфа Мерони — прим. ред.) тут должно быть очень суровое уголовное дело! Думаю, что латвийское государство безвозвратно потеряло озвученную в информационном пространстве сумму - 350 миллионов евро. К сожалению, на крючок Мерони попались и судебные органы, и политики, отмечает Боровков.
То, как сейчас снимают с трассы Лембергса… Ну, для устранения политически важных бизнес-конкурентов часто используются любые средства!
По словам Боровкова, в правосудии сейчас слишком много политического присутствия.
"В раздраженном обществе чрезвычайно живуч "принцип Жеглова" – преступник должен сидеть в тюрьме любой ценой. С помощью сложной регламентации мы добились того, что уголовное производство перестало быть событием. Уголовный процесс нивелируется и превратился почти что в насморк", - говорит Боровков.
Он отмечает, что бесконечно длинные сроки проведения расследований и судебных разбирательств подрывают доверие общества к судебной системе. И одна из основных причин этого - абсолютно извращенная практика - копирование документов, различных фраз, множества абзацев. Уголовные дела завалены бесполезными копиями материалов, из-за которых не хватает времени на суть процесса. Происходит отход от очень важного уголовно-процессуального принципа: доказательство - это то, что можно проверить в судебном заседании.
Боровков также говорит о другой проблеме: она заключается в том, что игнорируются фундаментальные правовые постулаты, такие как срок давности, коммерческая тайна, презумпция невиновности. В каждом человеке есть понимание верховенства закона, понимание того, что справедливо, а что нет. К сожалению, в Латвии принцип справедливости вытеснен из процессуальной жизни, а принцип конкуренции абсолютизируется.
Серьезную проблему Боровков видит и в том, что ряд лидеров Новой консервативной партии Яниса Борданса в бытность свою сотрудниками правоохранительных органов были инициаторами очень громких дел, а теперь эти дела доходят до суда и там их может ожидать провал. Было бы правильно, если бы причастные к этому политики держали рот на замке, отмечает Боровков. К таким делам он относит и дело Айвара Лембергса.
"Это ненормально, если человек тратит 20 лет из своей 40-летней трудовой жизни на какой-то процесс, - убежден Боровков. - Восстановлена ли справедливость после приватизация 1990-х годов, перераспределены ли блага? Нет! Похоже, Лембергсу просто отомстили. Если Европейский суд по правам человека будет нормально выполнять свою работу, я не вижу в деле перспективы".