РИГА, 15 фев — Sputnik. В санкционный список, который Евросоюз составляет в связи с событиями в Беларуси, по просьбе Латвии не включили близкого режиму Александра Лукашенко предпринимателя Алексея Олексина, сообщает программа De facto на LTV.
Алексей Олексин - руководитель СЗАО "Энерго-Оил" , активный участник транзитной, табачной, банковской и других отраслей. По данным Sputnik Беларусь, в 2019 году он занял четвертое место в списке самых успешных бизнесменов Беларуси.
Одна из наиболее очевидных причин спасти Олексина от санкций — его бизнес-интересы в Латвии. Жене и сыну предпринимателя принадлежит даугавпилсская пивоваренная компания Latgales alus, у которой 70 работников, и Mamas D, торгующая солодом и производящая электричество и тепло.
Латвийские дипломаты не в первый раз предпринимают меры, чтобы европейские санкции в отношении Беларуси минимально затронули латвийскую экономику. Около десяти лет назад под ограничения попал Юрий Чиж, которого многие считали ближайшим к Лукашенко предпринимателем.
Как рассказал Sputnik Латвия президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрикс Данусевич в 2016 году, "когда ЕС ввел санкции против отдельных граждан и компаний Беларуси, появились проблемы и у наших производителей, поставлявших продукцию, например, в крупную торговую сеть "Простор". Ее владельцем был бизнесмен Юрий Чиж, близкий к Лукашенко человек. Сеть переписали на другое лицо, и мы смогли работать с "Простором" дальше".
Этим "другим человеком" оказался Олексин. Позже его семья переняла латвийские компании Чижа — те самые Latgales alus и Mamas D. Влияние Чижа в Беларуси уменьшилось, его место заняли другие предприниматели, вышедшие из рядов чиновников — в том числе Олексин.
"Олексин сегодня представляет разный бизнес, который раньше был государственным бизнесом, но в последние годы он перешел в частные руки. Предприниматели, которые его получили, должны делиться с семьей Лукашенко", — рассказал живущий в Лондоне белорусский правозащитник Николай Халезин.
В 2019 году Лукашенко специальным указом дал компании Олексина эксклюзивные права на импорт табака в Беларусь. Кроме того, предприниматель получил разрешение на строительство сигаретной фабрики и сети табачных киосков. Его имя упоминается также в расследованиях нескольких белорусских журналистов о контрабанде сигарет.
Напомним, что в Латвии самый большой в Евросоюзе объем контрабандных и поддельных сигарет по сравнению с общим потреблением сигарет в стране. На двух третях конфискованных пачек - белорусские акцизные марки: как отмечают сотрудники СГД, Беларусь производит в три раза больше сигарет, чем потребляет. В 2019 году министр юстиции Янис Борданс утверждал, что многолетняя торговля контрабандными сигаретами ведется под прикрытием "высших эшелонов".
Нормальный рабочий процесс
Санкционный список в данный момент включает 88 физических лиц и 7 предприятий.
"Если говорить об Олексине, да, он был в этом списке. Его в последний момент вычеркнули. Да, мы знаем, что это было решение латвийской делегации", — утверждает Халезин.
"Ясно, что Латвия не хочет терять такого инвестора. Но суть дела такова, что несколькими нашими исследованиями доказано: средства, которые в Латвии инвестировал Олексин, получены в коррупционных схемах", — говорит Халезин. Он готов предоставить эту информацию латвийским правоохранительным органам, если те заинтересуются.
МИД Латвии не подтвердил и не опроверг информацию о том, что Олексина из списка вычеркнули именно по просьбе Латвии. В письменном ответе МИД говорится, что в процессе подготовки санкций ряд изначальных предложений вычеркнули в результате общих дискуссий стран-участниц.
"В отношении возможного включения А. Олексина в санкционный список — мы не можем дать комментарий о деталях классифицированного процесса. Это нормальный рабочий процесс ЕС, когда сперва предложенный список может отличаться от одобренного списка. Это определяют разные политические, экономические и юридические факторы, например, наличие конкретных доказательств для включения некоего человека в санкционные списки ЕС", — пояснили в МИД.
Министерство также напомнило, что пакет ограничений, о котором идет речь, является только первым шагом в санкциях ЕС против белорусских олигархов — и сигналом всем остальным.