РИГА, 23 янв — Sputnik. Профессор, исследователь религии Леон Тайванс окончил факультет истории и филологии Института восточных языков Московского государственного университета, сегодня работает в Латвийском университете. Latvijas avīze взяла интервью у эксперта, в котором он дал неутешительный прогноз на будущее Латвии.
Собеседники коснулись выдвинутых Нацобъединением поправок, которые призваны уточнить определение семьи, как союза мужчины и женщины. Не кажется ли профессору, что у так называемой гендерной идеологии нет поддержки в Латвии? Напротив, большинству она кажется непонятной, абсурдной и даже смешной идеей, которая пришла с Запада.
Вирус перезагрузил человечество
По мысли Тайванса, на Западе, в отличие от Латвии, марксизм и левая идеология никуда не делись. Только теперь они больше не защищают рабочий класс, а вместо этого защищают всевозможные меньшинства - расовые, этнические, социальные, сексуальные.
Во многих западных агентствах, отмечает профессор, сидят люди, которые присуждают гранты на гендерные исследования, таким образом культивируя эти идеи, добавляя им наукообразность, точно так же как это было с марксизмом-ленинизмом. Мы уже проходили через такие процессы. Есть Мать природа с ее законами и есть всякая ерунда, недостатка в которой никогда не было в человеческом обществе.
Тайванс считает, что после пандемии перемены в Латвии и мире будут большими. Вирус перезагрузил мировую цивилизацию. Пандемия принудила подключится к цифровому миру и ту часть общества, которая надеялась прожить свою жизнь без этих нововведений. Теперь и молодые и старые вынуждены покупать онлайн, работать удаленно, жить в виртуальной среде, отказаться от человеческих и родственных контактов. Всему этому сопутствует негатив.
Человек уже не сделан по образцу и подобию Бога. Теперь он только набор медицинских феноменов, биологический робот, абсолютно такой же, как и все остальные, одинаково манипулируемый, как бройлер.
Борьба за защиту индивидуальных данных, в конце концов будет полностью проиграна, а мир уже сейчас находится в руках тех, кому принадлежит интернет, средства массовой информации, армия и власть.
Хаос, по словам профессора, приводит лишь к диктатуре и никогда не рождает демократию. В более дальней перспективе все выглядит так, будто Европа погрузится в старческую немощь и слабоумие, "станет пищей для хищников".
Будущее Латвии и латышей тоже, похоже, будет недолгим. Об этом заставляет думать динамика демографии и стремительный прирост иммиграции. Не только новые вирусы, но и новые народы проникают на латвийскую землю.
Профессор порассуждал также и о том, что ковидные запреты негативно повлияли на церковь и верующих. Особенно на православных, у которых в центре всего стоит мистерия литургии, в ходе которой вино символически превращается в кровь Христову, а хлеб - в его тело.
Уехать или повеситься?
"Когда однажды я отказался человеку, у которого дома потек кран, продать ведро, я разрыдался. - Делится душераздирающими откровениями на портале Pietiek Зигурдс Ласманис, владелец сельского магазина. - Я чувствовал себя как староста в концентрационном лагере, который раздает по 20 граммов хлеба".
Ласманис признается, что в основном просиживает эти дни дома, в гости к дочерям не ходит. И скоро ему придется уменьшать и без того уже небольшой штат сотрудников. Это означает, что "одинокая мама троих детей не накормит их, один юноша станет искать работу за границей и одна женщина предпенсионного возраста будет думать о том, чтобы повеситься".
"У нас в Латгалии и без того идет туго", - признает автор. Люди живут, как в социальном центре, один другого знает и поддерживает. Конечно, закрывая магазин, оставшиеся продукты он раздаст своим работникам. Но что дальше? Государство должно помочь. Или уже откройте магазины и позвольте всем работать, или думайте о программах поддержки!
"Я всего лишь один из малых торговцев, которые сталкиваются с такой ситуацией",- продолжает Ласманис. Но, может быть, предполагает он, не все еще потеряно, и, если привлечь внимание сильных мира сего, можно еще что-то изменить. Поэтому он обращается к представителям правительства с просьбой пересмотреть существующие ограничения торгового сектора и подумать о последствиях, которые они скоро создадут для экономики.
То, что сейчас происходит в Латвии, является кампанией пытки торговцев, которые борются за выживание и часть из которых уже достигла грани банкротства. Ограничения устанавливаются, но для торговцев механизмами поддержки нет. По прогнозам Ласманиса, при продлении чрезвычайной ситуации предприниматели застрянут в еще более глубоком болоте, и торговый сектор без государственной поддержки погибнет.
"Я понимаю, что правительство жонглирует, чтобы удержать здоровье общества и экономику над водой, и что это является сложной задачей. Каждый из нас обязан заботиться о том, чтобы уменьшить распространение заболевания, и это необходимо сделать, поощряя людей быть ответственными, думать о здоровье общества в целом. Только коллективная ответственность поможет вернуть ситуацию на нормальные рельсы, но не разрушение экономики и суровые ограничения", - пишет автор.
Он предполагает, что, возможно, сидя в Сейме и Кабинете министров и получая зарплату из государственного бюджета, кому-то ситуацию, в которой оказалось общество, понять полностью трудно. И если из-за COVID-19 встречи с избирателями, чтобы выслушать их боль, невозможны, то есть альтернатива – заглянуть в социальные сети, где хорошо можно понять настроение общества.
Люди в отчаянии
В настоящее время Facebook стал зеркалом общества, где люди в разных группах делятся мнениями, опытом и проблемами, отмечает автор. Особенно в глазах бросаются посты, которые публикуют пользователи публичной группы Facebook Darbs Latvijā ("Работа в Латвии").
К сожалению, каждый день со все большим количеством отчаянных записей о поиске работы, рассматриваются любые предложения. Если ограничения для торговцев продолжатся, в особенности малых, провинциальных торговцев, без сопровождения механизмов государственной поддержки, то вскоре последует катастрофическая безработица и заявления о банкротстве, просвещает Ласманис.
"Правительство уже подготовило средства для пособий армии безработных? Или, может быть, лучше работать над планом, как поддерживать торговцев, которых затронули существующие ограничения? Спрятав голову в песок, как это делают страусы, игнорируя вызванные COVID побочные экономические эффекты, представители правительства показывают свою неспособность быть лидерами. Как маленьких детей заставляют мыть руки и до десяти вечера быть дома, так вы советуете переквалифицироваться тем, кто потерял работу, указываете, что выживает сильнейший, но это не лидерство. Это гитлеровское унижение своего народа и неспособность думать в долгосрочной перспективе", - заключает автор.
Памятник Освободителям "нарывает"
Этим проклятым и в то же самое время вечным для латышского националиста вопросом задается в журнале Ir депутат Сейма от Национального объединения Рихардс Колс.
И, надо сказать, не упирается лбом в стену, как свойственно всем националистам, а пытается применить творческий подход. Он пишет, что у Латвии есть в связи с сохранностью памятников обязательства не только перед Россией, но и те, что оговорены Венской конвенцией.
Но в тоже самое время надо понимать, что международные обязательства Латвии справедливы только по отношению к самому памятнику — обелиску и мемориальному ансамблю. Но никак не по отношению всему парку. Раз так, "у нас есть возможность" отказавшись от физического сноса, монумент Победы если не символически "снести", то хотя бы совершенно неопровержимо продемонстрировать, что это памятник не латвийский".
С памятником Освободителям ничего поделать нельзя. Но можно "посвятить всю окружающую территорию памяти жертв тоталитарных режимов, создав на ней мемориал", пишет политик. Это, по его мнению, для всех жителей города должно быть "местом оккупации", здесь должна быть обеспечена информация о том, что "Латвия в прошлом веке дважды была оккупирована советской властью и один раз - нацистской Германией".
Можно даже сказать, продолжает браваду Колс, что этот монумент – "могущественный памятник агрессивной и оккупирующей страны силы в какой-то степени может также показать всю силу латышского народа, потому что продемонстрирует, что этому народу удалось пережить репрессии оккупационного режима". Присутствие этого монумента Колс предлагает считать "свидетельством истории Латвии, чтобы на местном и международном уровне люди знали и уважали нашу сложную историю".
По мнению Колса, следует понимать, что самое важное, на самом деле, не то, что в ландшафте Пардаугавы и в дальнейшем будет доминировать этот монумент Победы, а то, что у людей в голове, то, каково их понимание событий Второй мировой войны и "времени оккупации".
Латвия не перезагрузилась...
Автор отмечает, что у латвийского государства есть возможность выразить свое отношение к монументу Победы, и есть возможность, дождавшись столетия создания парка Победы в 2023 году, восстановить истинную цель и сущность парка – место, где чествуют, поминают и празднуют латвийские победы и чтят всех борцов за свободу.
"Да, сегодня в общественном пространстве Латвии не обязательно должны быть Ленин, Сталин, Гитлер, другие символы оккупации, ипрославляющие их идеи скульптурные работы. Их место - находиться в музейных хранилищах, на особо созданных территориях, в среде, где этим произведениям искусства присваивается новый контекст, объясняется история и значение их создания", пишет Колс.
А так как есть сейчас, без объяснения, словно бы отражающий историю свободной Латвии монумент, памятник - это "оставленное оккупационными властями чужеродное тело, клин, даже нарыв, который продолжает раскалывать латвийское общество". Он должен быть помещен в контекст, отражая влияние конкретного периода на Латвию и ее жителей, считает политик.
Короче, свою историю латыши хотят, если не пустить под бульдозеры, то хотя бы поместить "в надлежащую среду" - в банку с формалином. Только пока им это не удается от слова совсем.