РИГА, 20 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Университет имени Паула Страдыня провел масштабное исследование о том, насколько сильное влияние оказал на жителей Латвии коронавирусный кризис. В той или иной степени пандемия затронула значительную часть населения страны, однако больше всего от нее пострадали работающие, люди с низкими доходами и семьи с детьми, что сильно отличает нынешний кризис от предыдущего, разразившегося десять лет назад.
Система хромает
Согласно выводам исследователей, уменьшение доходов, вызванное коронавирусом и его последствиями, преимущественно связано с сокращением зарплат. Больше всего оно затронуло жителей трудоспособного возраста, особенно самозанятых, большинство из которых потеряли более 50% от предыдущих доходов. В возрастном разрезе самое большое падение доходов было в группе 45-54 лет.
Как отмечается в исследовании, ситуацию усложнило отсутствие у большинства населения Латвии накоплений – у более чем 80% опрошенных они или очень низкие, или их нет вообще. Чаще это люди трудоспособного возраста от 35 до 54 лет и семьи с детьми – у 84% из них нет накоплений или их хватит менее чем на три месяца. Довольно высокому риску подвержены жители с низкими и средними доходами, чей уровень накоплений вообще критический – у 64% их нет или их хватит всего лишь на один месяц.
Так что именно этим группам требуется наибольшая поддержка государства, однако, к сожалению, многим из них так и не удалось получить заветную помощь. Как отмечают исследователи, примерно треть из тех, кто во время чрезвычайной ситуации подал заявку на получение пособия по простою или пособия в кризисной ситуации, остались без них. Примерно пятая часть заявителей не получила пособие по безработице. Заметно больший удельный вес отказов был среди респондентов-нелатышей.
Как указывает один из авторов исследования, профессор университета имени Паула Страдыня Сергей Крук, это означает, что система социальной помощи в стране заметно хромает. Проблему же он видит в латвийской правовой системе, когда чиновники не поступают согласно духу закона.
"Конституция говорит одно, но чиновники не ссылаются на нее, если нет соответствующих правил кабинета министров. Что мы и наблюдаем, сначала сообщили, что будут выделены огромные суммы на пособия, но, когда пришли правила кабинета министров, оказалось, что многим они не полагаются", – подчеркнул эксперт.
Жертвы социального дистанцирования
Помимо экономических проблем пандемия выявила и другие – психологические, вызванные необходимостью социального дистанцирования, что сильно отличает нынешний кризис от всех предыдущих. Как указывается в исследовании, здесь самыми пострадавшими оказались пенсионеры и люди старшего возраста, вынужденные находиться в изоляции.
"Пенсионеры меньше используют социальные медиа и технологии цифровой коммуникации, что ограничивает их возможности поддерживать социальные отношения удаленно", – отмечается в исследовании.
При этом курсы цифровой грамотности для пожилых во время пандемии не самое хорошее решение.
Коронавирусный кризис существенно изменил привычную жизнь многих работающих людей, 22% которых свои трудовые обязанности стали выполнять удаленно. Больше всего трудностей в такой работе оказалось у работников частного сектора и женщин. Как известно, именно женщины чаще всего помимо работы заняты еще домашними делами и заботой о детях, которые тоже вынуждены учиться дома. Тем самым нагрузка у женщин явно выросла, они говорили, что им было очень сложно найти баланс между личной и профессиональной жизнью, в результате чего они в два раза чаще указывали на нежелание работать удаленно.
Также респонденты довольно критически отнеслись к удаленной учебе своих детей. В целом лишь 16% опрошенных, имеющих детей школьного возраста, считают, что их учебный процесс организован хорошо. Не удовлетворены удаленным обучением 41%. При этом у нелатышей оно вызывает большее недовольство (51%), чем у представителей титульной национальности (34%). Да и удовлетворенность им не означает, что респонденты хотят, чтобы оно было и дальше. Лишь 9% от всех опрошенных считают, что удаленное обучение надо бы продолжить и после пандемии, тем самым недвусмысленно указывая на желание вернуться к привычному образу жизни.
Стратегия помощи
Эксперты предложили конкретные рекомендации для улучшения ситуации. Так, авторы исследования считают, что программа поддержки семей должна включать помощь не только детям, но и родителям и школьным педагогам. Также требуется поддержка предпринимателям, в том числе и стимулирующая семейный бизнес, что обеспечит работу и доходы членам семьи, а в конечном счете будет способствовать развитию привлекательной среды не только для нынешних, но и для будущих предприятий.
Чтобы не допустить дальнейшего падения потребления, нужна целенаправленная финансовая поддержка всем группам населения, чьи доходы уменьшились в результате влияния пандемии.
"Особое внимание нужно обратить на поддержку семей с детьми, жителей с низкими доходами. Уменьшение расходов домохозяйств необходимо компенсировать ростом государственных трат, чтобы не допустить дальнейшего падения экономики", – отмечается в исследовании.
Также, по мнению экспертов, необходимо снижение ставки НДС на социально значимые продукты, медицинское оборудование, коммунальные услуги и общественное питание как помощь для наиболее пострадавших от коронавирусного кризиса отраслей. Еще ученые отметили, что у 46% жителей Латвии не хватает внутренних ресурсов для преодоления новых вызовов, обусловленных появившимся кризисом, так что следует укрепить систему социального страхования и психологической помощи.
Ведь, как оказалось, только лишь у 28% населения не было ярко выраженных негативных психологических реакций на весеннюю чрезвычайную ситуацию. Правда, не исключено, что ныне, во время второй волны коронавируса и новой чрезвычайной ситуации, при более строгих ограничениях, удельный вес таких людей сократился, и в скором времени латвийское общество может ожидать рост депрессивных настроений. Остается надеется, что у правительства есть план, как этого не допустить.