РИГА, 15 янв — Sputnik. В рамках проекта #Своихнебросаем RT запустил масштабную информационную кампанию в поддержку русскоязычных журналистов, задержанных в Латвии 3 декабря 2020 года. Эти авторы обвиняются в нарушении режима санкций ЕС из-за сотрудничества с МИА "Россия сегодня", хотя само агентство в санкционном списке не фигурирует. Абсурдность таких обвинений российская сторона объясняла не раз.
В России в поддержку латвийских журналистов запущена масштабная информационная кампания. О ее целях и особенностях Baltnews рассказала общественный деятель, автор проекта #Своихнебросаем Мария Бутина.
– Госпожа Бутина, в рамках проекта #Cвоихнебросаем запущена масштабная информационная кампания в поддержку русскоязычных журналистов в Латвии. Какая цель кампании?
– С одной стороны, общественный резонанс играет принципиально важную роль, поскольку происходящее в Латвии сейчас – полное бесправие.
Граждан Латвии судят – мы же понимаем – за высказывание точки зрения альтернативной "генеральной линии партии". Поэтому об этом должен знать мир.
На свою сторону нужно привлекать людей, небезразличных правозащитников, которых в мире достаточно и которые прекрасно понимают, что сегодня пришли за этими журналистами, а завтра придут за кем-нибудь еще.
С другой стороны, мы планируем еще ряд мероприятий, связанных с реальной помощью этим людям. Естественно, что просто общественного резонанса в данном случае недостаточно.
– Что это будут за мероприятия?
– Это полномасштабная кампания. Мы будем привлекать на свою сторону профессиональное сообщество, журналистов.
Конечно, планируются массовые акции, насколько это возможно с учетом пандемии. Будут и одиночные мероприятия с соблюдением социальной дистанции.
Также речь идет о сборе подписей в поддержку этих людей, обращение в международные организации. Ряд таких обращений уже был подготовлен.
Безусловно, людям нужно помогать де-факто с теми же адвокатами. У них должна быть качественная защита. Мы планируем оказать и юридическую помощь.
И, естественно, придание публичности этих историй, я считаю, должно ставиться во главу угла. Я по своему опыту знаю, что это играет очень большую роль.
– Говоря о массовых мероприятиях, вы имеете в виду протестные акции?
– Да. Говоря о массовых мероприятиях, я имею в виду, конечно, и возможное пикетирование государственных органов, посольства Латвии.
К сожалению, иногда получается так, что без выхода на улицу обеспечить достаточное внимание к ситуации невозможно. Все доступные общественности методы мы будем применять.
Ну и вести переписку с государственными органами как России, так и, безусловно, Латвии.
– Почему именно сейчас необходимо запустить информационную кампанию?
– Журналистов, действительно, могут посадить. Во-первых, нужно понимать, что сейчас их здоровью, их жизни, жизни их семей угрожает реальная опасность.
Во-вторых, это создает действительный прецедент – преследование людей за свободу слова, преследование людей за высказывание альтернативной точки зрения.
Если в мире в какой-то момент окажется, что есть только точка зрения одного человека или группы людей, мы далеко не уйдем. Баланс с точки зрения средств массовой информации создается благодаря именно наличию разных точек зрения.
Я убеждена, что не существует такого элемента, как независимые СМИ. Есть разные группы интересов, есть субъективное мнение журналиста. У нас сейчас вся журналистика субъективна. Но именно наличием различных точек зрения обеспечивается возможность получать любыми гражданами – Евросоюза ли, России ли, Америки ли – объективную информацию. Попытки затыкать рот, попытки выставить журналистов в качестве ведьм, которых сейчас будут жечь, нужно пресекать.
Я думаю, что это обязанность России, российских правозащитников – выступить в поддержку журналистов в Латвии. Потому что речь идет о наших соотечественниках.
– Кому еще будет оказана поддержка в рамках проекта #Своихнебросаем? Нападкам подвергаются российские СМИ либо сотрудничающие с российскими СМИ журналисты на Украине, в Литве, Эстонии. Поможете им?
– Безусловно, #Своихнебросаем – проект, созданный для помощи людям, которые оказались в ситуации уголовного преследования за рубежом – российских граждан и наших соотечественников, проживающих в других странах – прежде всего, конечно, на территории СНГ и там, где у нас есть большие русскоязычные общины – Германия и Соединенные Штаты.
На сегодняшний день в рамках проекта оказывается помощь более чем пятидесяти людям. Речь идет не только о журналистах, но и о любых людях, которые так или иначе подверглись преследованию либо содержатся в заведомо дискриминационных условиях, к ним применяются пытки. Такое, к сожалению, имеет место в отношении россиян и наших соотечественников.
Но особое внимание, я полагаю, нужно уделять вопросам журналистов. Мы будем обращать внимание на ущемление прав журналистов в других странах.
В прошлом году в рамках Общественной палаты России, членом которой я являюсь, я делала специальный доклад по преследованию и дискриминации российских журналистов за рубежом. В ходе тех же протестов Black Lives Matter в Америке речь шла о том, что на людей физически нападали: нападали на журналистов полицейские, разбивали камеры, портили оборудование, причиняли увечья. Эти факты должны быть собраны воедино, и нужно работать по каждому из них.
Здесь для меня очень принципиальным вопросом является все-таки работа не вместо государства (то есть общественники сами разбираются), а именно вместе с государством. Потому что государственные органы России, в частности МИД, консульские отделы за рубежом играют огромную роль в помощи как журналистам, так и обычным гражданам.
Я могу точно сказать: если бы не вмешательство министерства иностранных дел, российского президента, российских СМИ, меня бы сейчас с вами не было. Я бы до сих пор находилась в американской тюрьме. Я по себе знаю, насколько это важно. И поэтому считаю своим долгом помочь тем людям, которые оказались в подобных ситуациях, как и я когда-то.
– То есть проект #Своихнебросаем – совместная работа общественников и государства, которая в будущем будет только расширяться и не остановится на тех эпизодах, которые есть сейчас?
– Совершенно верно. Мы с вами должны понимать, что в концепции #Своихнебросаем уже заложен принцип – кто бы этот человек ни был, он свой.
Я не испытываю иллюзий. Я понимаю, что иногда случается так, что люди совершают проступки – наши сограждане, наши соотечественники совершают проступки, безусловно. Но судить своих мы должны сами. Это наш гражданин, он имеет нашу защиту по нашей Конституции. Нашим соотечественникам, согласно последним поправкам в Конституцию, за которую я выступила именно поэтому, Россия оказывает помощь и защиту.
Я считаю, что нам нужно следовать этой логике, тем более что государство сделало первый шаг, предложив соответствующие поправки в Конституцию и приняв ряд законодательных актов о защите российских соотечественников.
Здесь это именно работа сообща, которая будет, конечно, расширена в меру моих сил и возможностей. Я очень рада видеть, что и вы в данном случае, и очень многие общественные и государственные структуры сейчас подключаются к этой работе. Я думаю, что нам удастся поставить во главу угла вопрос #Своихнебросаем.
– То есть можно отправить своеобразный месседж всем нашим за рубежом: в случае чего Мария Бутина и Россия придут на помощь?
– Да. Об этом и речь. В рамках проекта #Cвоихнебросаем работает электронная почта, мы открыты для обращений. Безусловно, нужно понимать, что мы не волшебники и на территории другого государства вопрос защиты наших интересов сложный, иногда он очень длительный, но в любом случае мы предпримем все возможное, а подчас и невозможное, чтобы наши граждане были защищены родным государством. Чтобы были защищены российские соотечественники.
Как говорится, один за всех и все за одного. И наша общественность должна принять в этом существенную роль. Речь не может идти лишь о том, что государство нам обязано.
С учетом того, как усложняется ситуация в мире, как нестабильно сегодня положение и тем более отношение к русским – мы видим, как русофобия нарастает, – помочь своим мы можем только вместе.
– Возвращаясь к вопросу о журналистах в странах Балтии. Какие могут быть механизмы ответа на действия балтийских властей?
– Безусловно, зеркальные методы. Россия – не государство, которое нападает. Россия – государство, которое помогает тем, кто обращается к нам за помощью, которое будет всегда стоять за свои национальные интересы, свой суверенитет и свою национальную безопасность. В данном случае с мечом пришли к нам, и меры должны быть приняты зеркальные.
Если они преследуют наших журналистов, то нужно ограничивать возможность работы на территории России их официальным СМИ. Безусловно, затыкать рот таким образом, как поступают с нами, нельзя. Но можно осложнить жизнь недоброжелателям. Для этого существуют определенные варианты. Когда-то и вариант высылки тоже должен применяться.
Не мы это начали.
– Дошла ли ситуация с притеснением российских СМИ и русскоязычных журналистов в странах Балтии до своего пика или мы можем ждать худшего?
– Я была бы рада сказать вам, что это самое дно и дальше уже падать некуда. Но, к сожалению, думаю, что русофобские настроения в мире будут усиливаться.
Сегодня те же информгиганты и социальные сети получили огромный ресурс: если они в состоянии забанить президента Соединенных Штатов Дональда Трампа и если они неоднократно ограничивали российский контент, то можно ожидать именно агрессивного притеснения наших журналистов со стороны, прежде всего, западных стран – тем более в связи с предстоящей выборной кампанией, жизненно важными политическими циклами, которые России в этом году предстоят.
Нужно понимать, что есть возможность журналистского сообщества помогать друг другу в распространении правдивой информации. Нужно работать, несмотря ни на что.
Ни одному поколению в истории нашей страны никогда не было просто. У каждого поколения были свои вызовы. У России историческая роль. От наших журналистов, прежде всего, ждут правды, ждут традиционных ценностей, ждут ответа на вопрос, куда вообще идет этот мир.
После того что произошло в Соединенных Штатах буквально на днях – взятие Капитолия, постоянные протесты, массовые атаки на свободу прессы и свободу слова, – форпост теперь мы. Форпост – Россия. Это большая ответственность, которую, может быть, мы бы и не хотели принимать на себя. Но жизнь сложилась так. Нам нужно с поднятой головой пройти эти испытания.