Убытки в 280 млн евро, ожидание вакцины и падения цен на билеты: глава airBaltic о кризисе

© Sputnik / Sergey MelkonovСамолет Airbus A220-300 (Bombardier CS300) авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига
Самолет Airbus A220-300 (Bombardier CS300) авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига - Sputnik Латвия
Подписаться
Глава airBaltic Мартин Гаусс рассказал о том, как компания переживает кризис в авиаотрасли в связи с пандемией коронавируса, и дал прогноз о том, что будет после того, как начнутся открываться границы

РИГА, 16 дек — Sputnik. Латвийский перевозчик airBaltic закончит год с убытками в 280 миллионов евро. Путешествия восстановятся только после того, как станет доступной вакцина. Цены на билеты на перелеты на небольшие расстояния, скорее всего, поначалу снизятся, прогнозирует глава авиакомпании Мартин Гаусс.

По словам Гаусса, сейчас латвийская национальная авиакомпания переживает очень сложный период. Хорошо начав в январе и феврале, перевозчик закончит год с убытками, которые Гаусс оценивает в 280 миллионов евро, пишет Ärileht. Количество пассажиров в этом году составит около 1,4 миллиона человек, по сравнению с 5 миллионами в 2019 году. Оборот airBaltic сократился почти на 400 миллионов евро.

Самолет Airbus А220-300 авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига - Sputnik Латвия
Глава airBaltic верит в "другие полеты": авиакомпания показала расписание на 2021 год

Гаусс рассказал, что с февраля по апрель airBaltic была единственной авиакомпанией в Европе, самолеты которой не летали 62 дня.

"Если в течение 12 месяцев ни один самолет не поднимется в небо, за год мы потеряем 182 миллиона евро, так как у авиакомпаний высокие фиксированные расходы. Если мы начнем летать, а заполняемость составит около 30%, наши убытки все равно составят 182 миллиона евро. Если загрузка самолетов будет больше 30%, мы что-то заработаем, и убыток будет уже меньше. Так что, если мы не будем летать, мы будем терять еженедельно 3,5 миллиона евро", - сказал Гаусс.

Он отметил, что в условиях пандемии airBaltic пришлось резко сократить расходы и штат, сейчас нет четкого понимания, когда компания начнет расти, потому что еще неясно, как выпуск вакцин повлияет на ситуацию.

"Мы полностью изменили бизнес-план, сосредоточились на финансовых вопросах. Мы решили перейти на один тип самолетов - Airbus A220. (...) Сейчас мы летаем, и за последние две недели у нас было 11 тысяч пассажиров. За это время загрузка самолетов составила 40%, но мы не получаем прибыли. Для получения прибыли нам нужно, чтобы было задействовано куда больше самолетов", - сказал Гаусс.

Когда разразился кризис, серьезной проблемой для авиакомпаний стал возврат денег за несостоявшиеся рейсы, airBaltic не стала исключением. По словам Гаусса, всего на ваучеры и денежные компенсации было потрачено чуть более 80 миллионов евро.

Airbaltic - Sputnik Латвия
"Мы сжигаем 3,5 миллиона евро в неделю": надолго ли хватит airBaltic господдержки
По прогнозам главы airBaltic, после того, как распространение коронавируса удастся взять под контроль, первым восстановится рынок ближнемагистральных рейсов. "С перелетами на дальние расстояния будет сложнее, потому что ситуация с коронавирусом на разных континентах сильно отличается. Надо пустить в дело вакцину, и тогда посмотрим, как будут отменяться ограничения и как люди будут адаптироваться к новым условиям", - сказал Гаусс.

Он также выразил мнение, что на рынке будет большой избыток предложений на ближнемагистральные рейсы, что первоначально приведет к очень дешевым билетам.

Гаусс добавил, что в настоящее время "тот, кто хочет летать в Европе, должен быть экспертом по местным правилам - они меняются каждую неделю", и это создает большие сложности для путешественников. В Европейском союзе много стран, но каждое государство тянет одеяло на себя и ищет то, что лучше всего подходит для них самих. И ни с кем не советуются", - сказал Гаусс.

Комментируя вопрос предоставления государственной помощи, Гаусс рассказал, что Латвия вложила в уставный капитал компании 250 миллионов евро, которые нужно будет вернуть, но никаких кредитов airBaltic не брала.

"Наш крупнейший акционер - латвийское государство - вложил 250 миллионов евро в уставный капитал. По правилам, эти деньги должны быть возвращены путем продажи такого же количества акций в течение следующих пяти-семи лет. Продажа акций состоится после того, как авиакомпания станет прибыльной. Других кредитов и помощи в кризис мы не получали. На наш взгляд, размещение акций на бирже произойдет не ранее 2022–2023 годов", - сказал Гаусс.

Лента новостей
0