РИГА, 6 дек - Sputnik. Данные ЦСУ об изменении валового внутреннего продукта (ВВП) Латвии в 3-м квартале 2020 года можно представить в виде стакана, в который налито 100 граммов. Глядя на данные ЦСУ и на этот классический стеклянный сосуд можно долго спорить: стакан наполовину полон или наполовину пуст; ВВП – он упал или поднялся, пишет деловое издание "Бизнес Сегодня".
Да, если сравнивать нынешний ВВП с 3-м кварталом доковидного 2019 год, то приходится с печалью признать, что падение было и оно составило 2,6 процентов. С одной стороны плохо, а с другой вроде как и ничего – во 2-м квартале годовое падение (или скорее обрушение) составляло 8,6 процентов.
А если взять тот же самый ВВП и сравнить его с предыдущим 2 кварталом 2020-го, то вообще история успеха рисуется – рост составил 7,1 процент. Тут, конечно, надо помнить, что большая часть 2-го квартала прошла в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС) и сопутствующих ей жестких ограничениях. Правительство прибило экономику ко дну, а из сточной канавы, как известно, все дороги ведут вверх. Отсюда скачок 3-го квартала по отношению ко 2-му.
Что дальше? Судя по паническим выступлениям премьера ЛР Кришьяниса Кариньша впереди нас ждет дальнейшее ужесточение общественной и экономической жизни. А значит месяца через три ЦСУ отрапортует о новом падение экономики – на этот раз в 4-м квартале по отношению к 3-му.
Крестьянин торжествует
В отличии от кризиса десятилетней давности, когда пострадали практически все сферы народного хозяйства ЛР, нынешний "коронакризис" бил по экономике избирательно. Наибольший урон понесли три отрасли:
n на 14,7 процентов рухнул транспорт (транзит). Здесь, впрочем, получился двойной удар — а) пандемийный спад международной торговли уменьшил грузопотоки и б) часть грузов была отобрана у латвийских терминалов российскими портами-конкурентами (подробнее — см. стр. 7).
n на 22,4 процента снизилось отрасль, которая в ЦСУ проходит под названием "Искусство, развлечения, отдых". Понятно, что здесь прибыль генерируется по принципу "больше народу – больше доходу". И наоборот. Железный занавес, отсекающий туристов, а также плотно засевшее по домам местное население остановили движение в этой сфере. На смену театрам и кинотеатрам пришел телевизор, а деньги отложенные на развлечения были потрачены в ближайшем гастрономе.
n на 28,6 процентов обрушились латвийские гостиницы и рестораны. И это еще повезло! Повара и горничные должны благодарить судьбу за то, что у жителей Латвии оказался относительно высокий иммунитет, а правительство ЛР в июне отменило ЧС и ослабило ограничения. Для сравнения: во 2-м квартале гостиницы и рестораны рухнули на 63,4 процента.
Но не все и не у всех в Латвии было плохо. Крестьянин торжествует — в 3-м квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2019-го сельское хозяйство Латвии выросло на 6,3%! Здесь практически не заметили ковдиных ограничений, поскольку заразиться коронавирусом сидя в тракторе посреди поля гораздо меньше шансов, чем сидя в офисе посреди клерков. Плюс в этом году выдались роскошные по местным меркам погодные условия. В итоге, похоже, что нынешний урожая может стать рекордным за все время существования Латвии.
Что такое не везет
Увы, бывшие колхозники не смогли вытащить телегу латвийской экономики на прибалтийский бугорок. В итоге в Латвии отмечен наибольший спад валового внутреннего продукта ВВП среди трех стран Балтии.
Так, в третьем квартале 2020 года по сравнению с третьим кварталом 2019 года, согласно календарно нескорректированным данным, ВВП Латвии в сравнительных ценах уменьшился на 2,6 процента, в то время как экономика Литвы показала спад на всего 0,1 процент, а экономика Эстонии сдулась на 1,9 процента. В первом и втором кварталах этого года в Латвии также был самый большой экономический спад среди стран Балтии.
Что такого знают литовцы, чего не знаем мы? Как им удается не ронять свою экономику? Ранее на этот вопрос ответил глава Банка Латвии Мартиньш Казакс:
— Мы видим, что у литовцев кризис был на удивление неглубоким. Однако следует помнить о том, что, в отличие от Литвы, мы в кризис вошли с уже известными проблемами в транзитном и финансовом секторе. Столь явных проблем у литовцев в этих отраслях не было.
В транспортном секторе у нас самый большой удельный вес у airBaltic, и он важен для Латвии. В Литве больше доля именно автотранспорта, дела у которого идут хорошо. Поэтому можно сказать, что им в этом случае повезло, а нам нет.