Служба госбезопасности Латвии начала уголовный процесс против семерых журналистов, включая автора этих строк. Нам предъявляют нарушение режима санкций, введенных Евросоюзом против конкретного лица - гражданина России Дмитрия Киселева.
Логика простая: мы публикуемся в изданиях международного информационного агентства "Россия сегодня", чьим генеральным директором является Киселев. Из чего латвийские юристы в штатском делают вывод, что мы продаем Киселеву свои статьи, а он их перепродает читателям с выгодой для себя. Таким образом мы открываем для лица из санкционного списка "окно" финансовых возможностей, что запрещено законом.
Я сейчас оставляю за скобками вопрос о правомерности и разумности антироссийских санкций как таковых, а также сугубо юридические моменты, связанные с нашим уголовным делом. Поговорим о более простых и очевидных вещах.
Абсурд космических масштабов
Есть в России такая государственная корпорация - "Роскосмос". Возглавляет ее Дмитрий Рогозин, включенный в тот же санкционный список ЕС, что и Киселев. Препятствует ли этот факт сотрудничеству "Роскосмоса" с Европейским космическим агентство (ЕКА)? Нет, не препятствует. Вот, читаю в СМИ, что Рогозин и руководитель ЕКА Ян Вернер ведут переговоры о совместной программе - запуске космического аппарата на Марс.
То есть ЕКА не отождествляет Рогозина как физическое лицо и его же как главу российской государственной корпорации. Санкции введены против Дмитрия Рогозина, но не против "Роскосмоса". В чем принципиальная разница с нашей ситуацией? Я ее не вижу. Под санкциями находится Дмитрий Киселев, но не МИА "Россия сегодня", юридическое лицо, с которым журналисты заключили контракты.
Кстати, летом этого года Латвия стала ассоциированным членом Европейского космического агентства. Латвийские ученые примут участие в проектах ЕКА, в том числе, вероятно, и в совместных российско-европейских космических программах. Следуя логике СГБ, этих ученых можно уже сейчас привлекать к уголовной ответственности: ведь результатами их труда воспользуется Дмитрий Рогозин!
А поскольку латвийская государственная космическая программа реализуется по линии министерства образования и науки, то заодно с учеными логично привлечь и министра Илгу Шуплинску.
Такой подход можно развить до еще большего абсурда. Допустим, Дмитрий Киселев уходит с поста гендиректора "России сегодня" и занимает должность, скажем, главы ОАО "Российские железные дороги". Журналисты мгновенно становятся чисты перед законом, зато кары обрушиваются на латвийских железнодорожников. Кто там у нас пишет жалобные письма с просьбами о возобновлении транзита? Пожалуйте-ка на допрос!
Расслабляться нельзя
Мой предварительный прогноз: возбужденное СГБ "санкционное" дело, скорей всего, не дойдет до суда, а если дойдет, то в суде провалится. В Латвии попросту нет прокуроров, способных поддержать такое запутанное и сложное (в юридическом смысле) обвинение. Но это не повод для самоуспокоения.
У меня сложилось впечатление, что в ходе обысков и допросов Служба госбезопасности пытается "накопать" материалы для предъявления обвинений по более привычным для нее статьям Уголовного закона: "деятельность против Латвии" и "содействие иностранному государству в его деятельности против Латвии".
Не хотел бы накаркать, но такой вариант весьма реален. Поэтому мой совет коллегам: никаких контактов с СГБ без участия адвоката.