РИГА, 5 дек — Sputnik. Публицист Владимир Линдерман рассказал, как побывал на допросе в Службе госбезопасности (СГБ) Латвии и высказал предположение о том, что дело "о нарушении санкций ЕС" просто прикрытие для поиска других, более серьезных обвинений в адрес всего русскоязычного сообщества.
Линдерман в четверг, 3 декабря, вместе с пятью другими русскоязычными журналистами был задержан и допрошен СГБ Латвии. Кроме того, в его доме провели обыск с изъятием.
В Службе госбезопасности Латвии сообщили, что эти процессуальные действия были проведены в рамках уголовного процесса, начатого 16 января 2020 года по статье 84 Уголовного закона, часть первая: о нарушении санкций, введенных Евросоюзом и другими международными организациями, и национальных санкций, введенных Латвией. Но дело в том, что санкции эти персональные и касаются только директора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселева, но никак не организации, которую он возглавляет.
Публицист Владимир Линдерман в видеинтервью по итогам своего соприкосновения с латвийской спецслужбой, пришел к выводу, что эта статья о санкциях ЕС действительно может быть только прикрытием.
Линдерман отмечает, что, по его мнению, СГБ сейчас может заниматься подготовкой почвы для других, более серьезных обвинений, которые ударят по всему русскоязычному сообществу Латвии и покажут, что любые контакты с Россией - это криминал.
"Я думаю, что задача шире - это вообще криминализировать любое сотрудничество с Россией. И я думаю, что не только информационное, но и коммерческое, гуманитарное, политическое, вообще любое. Такие задачи власти Латвии ставят перед специальными службами", - высказал мнение Линдерман.
Публицист рассказал и о том, как происходил обыск в его квартире и само задержание. Третьего декабря утром в его квартиру заявилась "зондеркоманда" из СГБ и предъявила разрешение на обыск.
"Их интересовали электронные носители - компьютеры, флешки, телефоны и документы. Мне показалось, что их интересует любой документ финансового характера. Длился обыск приблизительно четыре часа, после чего меня погрузили в автобус и отвезли на допрос в здание службы СГБ на Кришьяна Барона". Там процедура длилась еще полтора-два часа", - рассказал Линдерман, отметив, что от дачи развернутых показаний отказался, сделав только краткое заявление.
Публицист подчеркнул, что даже если принять как должное, что закон о нарушении санкций в Латвии есть, светлые умы из СГБ трактуют его неверно. И о журналистах, сотрудничающих с организациями в информационном плане там речи не идет. Речь идет о материальных и финансовых активах, которыми человек, внесенный в санкционный список, не может управлять, если таковые у него имеются на территории государств ЕС. Соответственно, согласно этому решению, привлечь по статье 84 можно только тех, кто ведет хозяйственную деятельность в отношении активов человека, находящегося под санкциями.
"Я же заключил договор с "Россией сегодня". Это юридическое лицо, которое ни в какие санкционные списки не входит. Мне кажется, что это на поверхности", - подчеркнул Линдерман.
Он отметил, что не единственный, кто попал под каток СГБ на этот раз, что наталкивает его на мысль о истинной цели таких действий со стороны латвийской спецслужбы.
"Одна цель - не дать здесь возможность работать конкретно России сегодня и вообще всем российским изданиям. Если брать шире, то это касается всех изданий на русском языке. Это очень сильный инструмент запугивания. Для людей, которые впервые попали под каток политических репрессий, это может быть очень неприятно. Это продолжение все той же политики по искоренению русских СМИ в Латвии. Потому что концепция руководителя латвийского государства заключается в том, что именно СМИ мутят воду в стране. Все это идет от нежелания признаваться самому себе в том, что в государстве проблемы существуют сами по себе. Они не понимают, что журналисты пишут статьи о существующих проблемах - проблемы с русским образованием, массовым негражданством, проблемы с транзитом, проблемы отношений Латвии и России", - разъяснил Линдерман.
Он подчеркнул, что эти проблемы будут независимо от того, существуют в Латвии СМИ на русском языке или нет. Это объективные вещи. И вряд ли политики в Латвии вообще верят в то, что удастся кого-то осудить по этой статье за нарушение санкций.
"Они косвенно пытаются насобирать материалов, чтобы пригрозить пальцем и местным русским журналистам, и вообще всему русскому населению Латвии, включая бизнес. Погрозить всем. И "Россия сегодня" - это всего лишь частный случай", - подытожил Линдерман.